Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ системы лидерства и стили управления в ООО «Деловой мир»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться управление, как нужно стимулировать персонал.

Стиль управления обусловлен содержанием личностных качеств руководителя, уровнем его общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей, а также его темпераментом. От этого содержания зависят манера поведения руководителя, тон его обращения к подчиненным и слова, в которые облечены инструкции, учитывает или игнорирует руководитель мнение персонала, подбирает ли для них роли в соответствии с профессиональными возможностями каждого сотрудника. Из личностных качеств менеджера и складывается его стиль руководства и управления.

Однако единого стиля управления не существует, и говорить о о достоинстве того или иного стиля руководства можно только для конкретной ситуации управления. Лидерство - это уникальное управленческое качество. Это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. В конченом итоге стиль управления оказывает влияние на эффективность работы всего трудового коллектива предприятия, а также на всю его производственно-финансовую деятельность.

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности подчиненных. Руководители различных уровней управления применяют различные стили руководства недостаточно осознано.

Качественные преобразования, происходящие на предприятиях и в организациях, требуют от руководителей применения эффективных стилей работы с подчиненными. 

Абсолютное большинство (83,5%) опрошенных руководителей отметило, что эффективность деятельности подчиненных значительно зависит от стиля работы руководителя или всего аппарата управления в целом. При этом 14,2% признают зависимость, но незначительную и лишь 2,3% отметили, что эффективность деятельности подчиненных не зависит от стиля работы руководителя. 

При этом 76,2% опрошенных руководителей применяют стиль руководства больше на интуитивном уровне, 12,5% стараются копировать определенный стиль руководства у результативных начальников, 11,3% стремиться выбирать стиль на основе знаний, полученных из прочитанной литературы по данной проблематике. 

Таким образом, едва ли можно говорить о том, что стили руководства применяются руководителями достаточно осознанно. 

Для упорядочения процесса выбора стиля руководства следует учитывать факторы, которые влияют на их выбор. Лишь после этого можно применить такую методику, которая позволяла бы руководителям целенаправленно выбирать и применять на практике тот или иной стиль руководства. 


Попытки определения стиля руководства в зависимости от различных факторов осуществлялись неоднократно многими исследователями. 

Методы искусства управления эффективно применяются в таком важном аспекте управленческой деятельности, как стиль руководства, так как в привычной манере поведения руководителя по отношению к подчиненным, в том, как он обычно говорит, слушает других людей, как он реализует управленческие решения заложено и то, как подчиненные относятся к руководителю, и, соответственно, то, насколько эффективна работа коллектива.

Стиль руководства - привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности. Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Курсовая работа на тему «Выбор стиля руководства в организации».

Объект исследования – стили лидерства в ООО «Деловой мир».

Предмет исследования – лидерство и авторитет в организации.

Цель работы – предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности компании на основе совершенствования стилей лидерства руководства.

В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач:

- проведено обоснование необходимости изучения и применения основных подходов к теориям лидерства и их эффективности в деятельности современных предприятий;

- проведен анализ современного состояния развития лидерского потенциала сотрудников ООО «Деловой мир»;

- показана роль и значение анализа и экспертной оценки развития лидерских качеств сотрудников организации;

- разработана программа совершенствования и формирования лидерского потенциала персонала ООО «Деловой мир».

В процессе подготовки работы были использованы учебные, научно-методические, статистические данные и результаты личных исследований.

Структура работы соответствует поставленным целям и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Достижение целей курсовой работы осуществляется с помощью методов построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц; традиционных методов экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, наблюдения, сравнения; вертикального и горизонтального анализа, функционального анализа.


1 Роль руководителя и стили управления организацией

1.1 Организаторские качества руководителя

Каждый руководитель должен обладать организаторскими качествами и организаторским талантом, уметь налаживать совместную работу с большим количеством людей в рамках организации. Он должен обладать как определенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.[1]

В основе психологической структуры личности руководителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включающая:

- Психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого.

- Практическую направленность интеллекта, т.е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач.

- Психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.[2]

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

Энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

Требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

Способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.[3]

3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организационной деятельности, удовлетворенность и работоспособность.


Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами: широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе; чувством понимания ситуации: творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу: нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи; готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям; стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха; эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей; ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;[4] способностью работать в коллективе и с коллективом; умением предвидеть результат; внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации; способностью и умением рисковать; способностью действовать самостоятельно; ответственностью за деятельность и за принятые решения; способностью увидеть, выделить существенное; искусством выполнять планы.[5]

Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Слово «этика» произошло от греческого слова ethos, что в переводе означает «привычка, обычай, правило поведения». Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нравственные принципы, идеалы и нормы.

Этика руководителя сосредоточена на широком спектре вариантов его поведения, включает средства, используемые им для достижения поставленных целей. Если «этика» - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя),[6] то основные этические нормы применительно к решению организационно-экономических задач могут быть сведены к следующим: результативность деятельности организации, достижение наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды; конкуренция должна осуществляться по честным правилам, т.е. должны соблюдаться «правила» рыночной игры; распределение созданного совокупного дохода, полученных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества; использование разнообразных форм участия работников в управлении в целях реализации стратегии корпорации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности; техника должна служить человеку, а не человек технике.


В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией: умение при управлении учитывать поведение подчиненных; способность устанавливать и контролировать дисциплину; стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам; осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения; развитие и поддержание хороших отношений с окружающими; отдача четких однозначных указаний и распоряжений; регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов; стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе; системный подход к анализу работы; квалифицированное делегирование полномочий; избежание слишком частого применения негативного подкрепления; создание эффективной обратной связи; защита персонала организации от внешних угроз; поиск способов повышения результативности работы сотрудников; установление системы оценки работы и критериев успеха.[7]

Для повышения эффективности организаторской деятельности руководителю необходимы: гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам: разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления; соблюдение принципа единоначалия; делегирование полномочий; четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;[8] разделение и специализация труда; подготовка резерва управленческих кадров; распределение работ с индивидуальным учетом интересов, способностей, компетентности, совместимости людей; обучение, повышение квалификации кадров и их переподготовка; четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных; разработка, внедрение и использование научно обоснованных нормативов трудоемкости выполнения работ; широкое применение коллегиальной формы при принятии управленческих решений; поощрение инициативы работников; соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на основе соглашения между организацией и ее работниками; создание благоприятного психологического климата в коллективе; индивидуальный подход к подчиненным, ситуативный стиль руководства в зависимости от уровня развития подчиненных и коллектива; эффективное и гибкое стимулирование работников:[9]