Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Кластерное развитие экономики республики Беларусь).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы сетевой организации бизнеса
1.1 Сетевые формы объединения организаций
2. Кластерное развитие экономики республики Беларусь: эволюция взглядов, реальная практика
3. Тенденции и перспективы кластерного развития экономики республики Беларусь
- инвестиционно-структурная перестройка экономики, направленная на постепенное замещение традиционных отраслей, исчерпавших свой жизненный цикл на существующей технологической базе, отраслями высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5-го и 6-го технологических укладов;
- четкое разграничение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, что предполагает трансформацию сложившейся системы государственного управления отраслями национальной экономики (видами экономической деятельности) в направлении концентрации за отраслевыми органами государственного управления исключительно функций стратегического развития курируемых сфер деятельности.
Реализация указанных условий и предпосылок требует подготовки и принятия соответствующих управленческих решений высокого уровня [5].
Помимо общесистемных ограничений, объективно обуславливающих недостаточное использование в Республике Беларусь кластерной модели развития, существует ряд проблемных вопросов, препятствующих формированию кластеров в различных секторах экономики:
- отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, обладающих компетентностью в области разработки и реализации кластерных инициатив и проектов, в том числе в органах государственного управления;
- отсутствие специализированных образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области кластерного развития;
- отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность в области кластерного развития экономики;
- отсутствие системы государственной поддержки кластерных проектов и специализированной инфраструктуры кластерного развития;
- отсутствие значительного практического опыта целенаправленной подготовки и реализации кластерных инициатив и проектов, в том числе, с участием государственных органов, субъектов хозяйствования государственной формы собственности;
- недостаточная популяризация и продвижение идеи использования кластерной модели развития в профессиональном сообществе граждан, занимающихся вопросами управления и бизнеса [5].
С учетом указанных обстоятельств в Концепции сделан вывод о целесообразности формирования кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, что подразумевает организации частной формы собственности, поскольку отраслевые министерства и ведомства не проявили заинтересованность к кластеризации курируемых направлений экономической деятельности.
Анализ концептуальных подходов к использованию кластерной модели развития в национальной экономике Беларуси позволяет сделать следующие выводы:
эффективность кластерной модели развития в качестве инструмента повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики вполне осознана белорусским государством, что обусловило формирование нормативно-правовой базы в области кластерного развития. Вместе с тем, этот процесс не завершен, прежде всего, в части определения инструментов государственной поддержки кластерных проектов, что сдерживает процесс формирования инновационно-промышленных кластеров;
ограниченность финансовых возможностей государства обуславливает ставку на государственную поддержку кластерных проектов, предусматривающих формирование инновационно-промышленных кластеров в отраслях высокотехнологичного сектора. Вместе с тем, существующие инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности могут быть использованы участниками кластера в рамках совместных направлений деятельности;
существующий механизм хозяйствования и управления, базирующийся на наличии значительного государственного сектора, в известной степени ограничивает использование кластерной модели развития рамками частного сектора экономики. Однако такая ситуация не является непреодолимым препятствием, поскольку инициатива в формировании кластеров принадлежит самим субъектам хозяйствования и, при должном обосновании, имеются возможности участия в формировании и деятельности конкретных кластеров организаций государственной собственности, что представляется естественным и логичным в процессе развития государственно-частного партнерства;
процесс кластеризации национальной экономики Беларуси в ближайшее время будет определяться темпами осознания практической полезности кластерной модели развития руководством субъектов хозяйствования, что обуславливается наличием у них соответствующей базы профессиональных компетенций в области кластерного развития. В свою очередь, это во многом будет обуславливаться эффективностью работы по популяризации кластерной модели развития в сфере экономики и бизнеса, а также способностью и готовностью значительной массы субъектов хозяйствования частной и государственной собственности к сотрудничеству и взаимодействию на основе кластерного подхода.
В этой связи остановимся подробнее на содержании понятия «государственная кластерная политика» и ее роли в развитии экономики в главе 3.
3. Тенденции и перспективы кластерного развития экономики республики Беларусь
В соответствии с Концепцией формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь государственная кластерная политика определяется как «составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на формирование и развитие кластеров в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Целью государственной кластерной политики является создание условий для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики посредством внедрения кластерной модели развития.
В свою очередь это предполагает решение следующих задач:
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность в области кластерного развития экономики;
определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров и осуществление мониторинга в области кластерного развития экономики;
создание условий для профессиональной подготовки руководителей и специалистов по вопросам кластерного развития экономики;
создание условий для разработки и реализации кластерных инициатив и проектов;
формирование и обеспечение функционирования системы государственной поддержки кластерной модели развития экономики.
В качестве базовых «правил игры» в области кластерного развития определены следующие принципы государственной кластерной политики:
обеспечение системной интеграции кластерной модели развития в существующий механизм хозяйствования и управления;
содействие в разработке кластерных инициатив и проектов;
государственная поддержка кластерных проектов [5].
Таким образом, анализ цели, задач и принципов государственной кластерной политики свидетельствует в пользу того, что государство рассчитывает на использование инициативы и потенциала самоорганизации самих субъектов хозяйствования на основе подхода «снизу- вверх», содействуя формированию кластеров без применения административного ресурса. Это в полной мере коррелирует с европейской кластерной политикой, фокусирующей внимание на следующих аспектах кластерного развития.
Во-первых, кластеры рассматриваются не как самоцель, а ка инструмент инновационной и промышленной политики. Поэтому в большинстве промышленно развитых стран Европейского Союза не существует национальной кластерной стратегии, поскольку она реализуется как составная часть региональной инновационной или промышленной политики.
Так, например, кластерная стратегия земли Северный Рейн-Вестфалия встроена в стратегию инновационного развития, суть которой - в поддержке земельных инновационно-промышленных кластеров во имя повышения конкурентоспособности, укрепления инновационного потенциала и обеспечения устойчивости экономики региона. Основополагающий принцип инновационной стратегии - развитие и укрепление сильных сторон 16-ти земельных кластеров для освоения 15-ти ведущих рынков, четко обозначенных в документе. В нем же прописаны инструменты и мероприятия государственной поддержки кластеров [6, с.39-40].
Во-вторых, объективной основой для создания и развития кластеров являются сформировавшийся сектор малых и средних предприятий, обеспечивающих оптимальное разделение труда и необходимую гибкость основного производственного процесса взаимодействующих с ними крупных компаний.
В-третьих, кластеры сегодня рассматриваются не только как результат действия рыночных сил, все возрастающую роль в процессах кластеризации экономики играет государство.
Например, в Германии уполномоченными органами, ответственными за реализацию кластерных программ, являются Министерство образования и науки, Министерство экономики и энергетики. На национальном уровне реализуются три программы, в рамках которых может осуществляться поддержка кластеров:
центральная инновационная программа,
поддерживающая кооперационные сетевые структуры на стадии инициирования кластера;
программа «go-cluster», направленная на поддержку качественного кластерного менеджмента на стадии роста;
конкурс ведущих кластеров, целью которого является поддержка наиболее эффективных кластеров в их развитии до мирового уровня. По итогам конкурса 2007- 2012 гг. статус передовых получили 15 кластеров, каждому из которых была выделена субсидия в размере 40 млн. евро на финансирование совместных НИОКР и инновационных проектов при условии самостоятельного инвестирования такой же суммы [6, с. 62-63].
Вместе с тем, участие Республики Беларусь в деятельности Евразийского Экономического Союза требует гармонизации законодательства и существующих практик государственного регулирования, в том числе, и в области кластерного развития, с другими странами-участницами ЕврАзЭС.
Это представляется исключительно важным, поскольку взятые обязательства предполагает соответствующую координацию государственной промышленной политики.
Следует отметить, что возможность использования кластерной модели развития для интенсификации инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики была осознана руководством стран-участниц ЕАЭС к концу 2000-х годов. Причем в различных государствах этот процесс развивался весьма непохожим образом. Поэтому глубина проработки вопросов формирования и реализации государственной кластерной политики заметно отличается друг от друга.
Так, в Российской Федерации использование терминологии, связанной с кластерами и кластерной моделью развития началось с Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. [7, с. 34].
К настоящему моменту Российская Федерация весьма серьезно продвинулась по пути использования кластерной модели в практике хозяйствования и управления. С принятием Федерального закона от 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором появилось определение термина «промышленный кластер», а затем постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015г. «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», сформирована система государственной поддержки кластерного развития в промышленности. В настоящее время по данным российской Ассоциации кластеров и технопарков сформировано 125 промышленных кластеров в 56 субъектах Федерации, которые объединяют более 1900 промышленных предприятий [8, с. 12].
В Казахстане кластерная политика обозначена в Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11.10.2013 г. №1092 [9].
С 2007 года в Республике Беларусь провозглашен и реализуется курс, предусматривающий переход национальной экономики на путь инновационного развития. В качестве одного из перспективных направлений инновационного развития выступает внедрение в практику хозяйствования и управления кластерной модели развития, что предполагает широкое распространение в нашей стране такой формы интеграции науки, образования и производства, как кластеры.
Предпосылки для развития кластеров в Республике Беларусь заложены в следующих нормативно-правовых актах: