Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Кластерное развитие экономики республики Беларусь).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы сетевой организации бизнеса
1.1 Сетевые формы объединения организаций
2. Кластерное развитие экономики республики Беларусь: эволюция взглядов, реальная практика
3. Тенденции и перспективы кластерного развития экономики республики Беларусь
Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь (утверждена постановлением Правительства Республики Беларусь от 29.12.2012 г. № 1242);
Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (утверждена постановлением Правительства Республики Беларусь от 16.01.2014 г. № 27);
Методические рекомендации по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.12.2014 №90).
Таким образом, к настоящему времени в ключевых странах-участницах ЕАЭС в основном завершено формирование нормативно-правовой базы в области кластерного развития и предприняты конкретные шаги по кластеризации национальных экономик. Однако проведенный анализ принятых нормативно-правовых актов показывает наличие существенных различий в подходах к кластеризации в ключевых странах-участницах ЕАЭС.
Концептуально различия сводится к следующему:
наличие различного правового статуса и способа организационно-правового оформления кластеров в Российской Федерации и Казахстане по отношению к Республике Беларусь.Так, в России и Казахстане кластеры регистрируются уполномоченными государственными органами, а состав их участников четко фиксируется. В Республике Беларусь кластер не является юридическим лицом, порядок вхождения и выхода отдельных организаций-участников является добровольным и регламентируется на уровне самого кластера, без участия государственных органов;
наличие различного круга субъектов хозяйствования, заинтересованных в сотрудничестве на основе кластерной модели развития. Так, если в Российской Федерации и Казахстане ставка делается на формировании кластеров на базе субъектов хозяйствования как государственной, так и частной формы собственности, причем достаточно широко используется административный ресурс, то в Республике Беларусь кластеризация мыслиться на базе субъектов малого и среднего предпринимательства, преимущественно, частной формы собственности, причем исключительно на добровольной основе;
различаются инструменты, объемы и источники государственной поддержки кластерных проектов. Так, если к настоящему времени можно утверждать, что система государственной поддержки в Российской Федерации и Казахстане уже сформирована и оказывает непосредственное воздействие на процесс кластеризации экономики, то в нашей стране отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие господдержку кластерных проектов.
Следовательно, можно утверждать, что кластеризация экономики в странах-партнерах ориентирована на активную роль государства и форсирование самого процесса кластеризации, оборотной стороной которого неизбежно является увеличение формального характера взаимодействия организаций - участников кластера между собой, что создает серьезные риски для реализации преимуществ кластерной модели развития.
Иначе говоря, открытым остается вопрос, продолжится ли взаимодействие между субъектами хозяйствования в рамках административно сформированных кластеров, в случае прекращения выдачи государственных субсидий для реализации кластерных проектов.
В то же время в Республике Беларусь, где роль государства заключается в создании благоприятных организационно-правовых условий для формирования кластеров, но без прямой государственной финансовой поддержки кластерных проектов, наблюдается «органический рост» кластерной активности на основе добровольности и самоорганизации субъектов хозяйствования.
Вместе с тем, следует ясно отдавать себе отчет, что пределы такого «органического роста» непосредственно лимитируются как масштабом присутствия сектора частного бизнеса в национальной экономике Беларуси, так и способностью и готовностью субъектов хозяйствования частной формы собственности сотрудничать на основе кластерной модели развития.
Таким образом, вовлечение государственного сектора национальной экономики в процесс кластерного развития выступает одной из стратегических задач повышения ее конкурентоспособности на ближайшее десятилетие.
С учетом особенностей институционального развития Республики Беларусь, можно предположить, что решения государства о стимулировании формирования кластеров во всей национальной экономики будут приняты по результатам апробации кластерного подхода частным бизнесом, когда это явление приобретет массовый характер и продемонстрирует высокую эффективность в качестве инструмента конкурентной борьбы и консолидации усилий для достижения масштабных целей.
В контексте вышеизложенного, государственным органом, ответственным за разработку и реализацию государственной кластерной политики - Министерством экономики Республики Беларусь - была анонсирована на республиканском семинаре-совещании по актуальным вопросам кластерного развития, проведенном в июле 2016 года, следующая стратегия действий в области кластерного развития на 2016-2018 годы:
- подготовка и внесение в Правительство Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255», предусматривающего систему государственной поддержки кластерных проектов;
- реализация проекта международной технической помощи, предусматривающего формирование системы комплексной поддержки кластерного развития Республики
Беларусь, включая создание соответствующей инфраструктуры, конкурсный отбор пилотных кластерных проектов, предоставление грантов субъектам инфраструктуры поддержки кластерного развития и организаторам пилотных кластерных проектов;
- организация и осуществление системной работы с субъектами малого и среднего предпринимательства по популяризации кластерной модели развития;
- формирование и последующее консультационно-методическое сопровождение пилотных кластерных проектов.
При этом все указанные мероприятия будут реализовываться в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016- 2020 гг., что представляется обоснованным и логичным в логике вышеизложенного концептуального подхода, характерного для европейской кластерной политики.
Кроме того, в 2016 году на уровне нормативно-правовых актов Президента и Правительства Беларуси зафиксирован курс на использование кластерной модели развития для повышения эффективности деятельности национальной экономики в рамках среднесрочной государственной социально-экономической политики [10,11].
Таким образом, следует констатировать наличие определенных возможностей для использования кластерной модели развития в национальной экономике Беларуси. Для этого созданы необходимые условия, начата организационно-практическая работа по формированию отдельных кластеров. Однако в целом процесс кластеризации находится на начальной стадии и требует значительных усилий по его развертыванию «вширь» (в региональном разрезе) и «вглубь» (внутри сложившихся «протокластеров»).
Заключение
Развитие сетей является важным фактором будущего развития отечественного бизнеса.
Межфирменные сети можно рассматривать как альтернативный крупным корпорационным системам механизм обеспечения устойчивости и инновационности развития и один из основных способов интернационализации российских компаний в условиях глобализации экономики.
В современный период постиндустриального развития сети играют важную роль в повышении конкурентоспособности экономики.
Была анонсирована следующая стратегия действий в области кластерного развития на 2016-2018 годы:
- подготовка и внесение в Правительство Республики Беларусь проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255», предусматривающего систему государственной поддержки кластерных проектов;
- реализация проекта международной технической помощи, предусматривающего формирование системы комплексной поддержки кластерного развития Республики Беларусь, включая создание соответствующей инфраструктуры, конкурсный отбор пилотных кластерных проектов, предоставление грантов субъектам инфраструктуры поддержки кластерного развития и организаторам пилотных кластерных проектов;
- организация и осуществление системной работы с субъектами малого и среднего предпринимательства по популяризации кластерной модели развития;
- формирование и последующее консультационно-методическое сопровождение пилотных кластерных проектов.
Кроме того, в 2016 году на уровне нормативно-правовых актов Президента и Правительства Беларуси зафиксирован курс на использование кластерной модели развития для повышения эффективности деятельности национальной экономики в рамках среднесрочной государственной социально-экономической политики.
Следует констатировать наличие определенных возможностей для использования кластерной модели развития в национальной экономике Беларуси.
Для этого созданы необходимые условия, начата организационно-практическая работа по формированию отдельных кластеров.
Однако в целом процесс кластеризации находится на начальной стадии и требует значительных усилий по его развертыванию «вширь» (в региональном разрезе) и «вглубь» (внутри сложившихся «протокластеров»).
Список использованных источников
- Радиевский М.Н. Синергетика и развитие науки организации производства /Наука и инновации, №10 (56), 2007.-е. 60-64,
- Лыч Г.М. Реорганизация науки: как избежать потерь / Директор, № 4, 2007 - с. 56-59,
- Крупский Д.М. Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь/ Д.М. Крупский, А.Э. Омарова, Т.В. Хвалько; под ред. Т.П. Быковой. - Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2015.-162 с.
- Брилюк И. Поставим кластеры на карту/И. Брилюк // Белорусы и рынок. – 2015. - 19-25 декабря. - с. З
- Об утверждении Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 г. №27 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2011. - Дата доступа: 16.09.2016.
- Дюриг В. Кластерные организации и кластерная политика в Германии: структура и опыт/ В. Дюриг, М. Ротганг; под ред. Т.П.Быковой. - Минск: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, 2015. -86 с.
- Инновационное развитие регионов Беларуси и Украины на основе кластерной сетевой формы./ Н.Г. Верченко [и др.] Минск: Беларускаянавука, 2015. - 391 с.
- Обзор промышленных кластеров России. ВыпЛ./А. Шпиленко [и др.]; под общ.ред. Л.Данилова. - Москва, 2015. -26 с.
- Об утверждении Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года: Постановление Правительства Республики Казахстан. 11 октября 2013, №1092 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nomad.su/?a=3-201310210035. - Дата доступа: 01.09.2016
- Директива Президента Республики Беларусь 14 июня 2007 №3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства»: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26.01.2016 N26 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 26.09.2016.