Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Кластерное развитие экономики республики Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С начала 2000-х годов все более контрастно стала обозначаться проблема снижения уровня конкурентоспособности национальной экономики Беларуси. Одним из способствующих этому ключевых негативных факторов стало несоответствие сложившихся организационных форм хозяйствования и управления требованиям современной практики организации и ведения бизнеса, получившей распространение в странах с развитой рыночной экономикой.

Реализация концепции «ключевых компетенций», использование CALS-технологий, развитие аутсорсинга и иных форм оптимизации бизнеса позволили экономически развитым странам существенно повысить уровень конкурентоспособности своих экономик, причем посредством комбинации как экономических, так и организационных инструментов.

Одним из таких организационных инструментов повышения конкурентоспособности являются кластеры.

С момента распространения взглядов М. Портера на роль кластеров в обеспечении роста конкурентоспособности национальной экономики прошло почти два десятилетия, прежде чем они стали достоянием белорусской экономической мысли, а затем и управленческой практики.

Как показывает анализ литературных источников [1,2,3], концептуальные подходы к формированию и развитию кластеров в национальной экономике Беларуси за период 2007-2015 гг. претерпели весьма существенную эволюцию.

Можно выделить два этапа в теории и практике кластеризации национальной экономики Беларуси:

2007-2013 гг. - теоретическое осмысление необходимости и возможности использования кластерной модели развития, которая подразумевает концептуальный подход, основывающийся на использовании кластеров в качестве системообразующих элементов современной рыночной экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны в рамках международного разделения труда;

2014 г. - н.в. - формирование нормативно-правовой и методической базы и осуществление организационно-практической работы в области кластерного развития.

Первоначально (2007-2013 гг.) процесс кластеризации, с точки зрения формирования и организации деятельности кластеров, мыслился на основе использования следующих трех подходов [1].

Первый подход предполагал создание из специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов к участию в группы могли привлекаться представители различных региональных организаций, заинтересованных в ходе создания кластера и способных оказать реальную помощь.

Второй подход включал сотрудничество органов власти и управления с существующей в регионе исследовательской организацией, консалтинговой фирмой, вузом. Работа с такой организацией планировалась путем заключения договора на выполнение услуг.


Третий подход являлся относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его - в создании специализированной организации - Агентства экономического развития. Региональные органы власти выступали в числе учредителей, используя в качестве взноса в уставной капитал собственные интеллектуальные, информационные ресурсы, передавая объекты недвижимости и другое имущество.

Создание кластеров предполагалось в несколько этапов [2].

Первый этап (подготовительный) должен был включать оценку актуальности, общей экономической целесообразности создания кластера, разработку и апробацию механизмов его создания и развития, а также принятие решения о полномасштабной работе над проектом.

Основной этап - решение организационно-правовых вопросов, связанных с формированием кластеров.

Завершающий этап предполагал корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов их государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластера, а также разработку всех организационных документов и технико-технологических обоснований (приложение 1).

При этом реализация подготовительного этапа базировалась на следующих методологических подходах:

актуальность создания кластера обусловливается общими текущими закономерностями развития экономики, суть которых - в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К тому же кластер выступает как схема, согласно которой весь процесс производства продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи;

возможность создания кластера - это наличие:

во-первых, формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний;

во-вторых, секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;

в-третьих, природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциала, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации;

в-четвертых, региональной стратегии развития; побудительные мотивы создания кластера - это преимущества для бизнеса, включая улучшение кадрового потенциала, появление инфраструктуры для исследований и разработок, улучшение возможностей выхода на международные рынки, снижение издержек производства и сбыта. Интерес региональных органов управления обозначен увеличением количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом находятся на той же территории, что и сам бизнес). Кроме того, создается удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом и основания для диверсификации экономики территорий;


цель кластера - это оптимальное использование местных особенностей для развития экономики и повышения конкурентоспособности регионов;

задачи кластера формируются, исходя из целей предприятий-участников и соответствуют им;

состав участников кластера - сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура, НИИ, которые доверяют друг другу и взаимосвязаны между собой процессом создания и экспорта продукции;

специализация кластера - отраслевая принадлежность товаров и услуг, предоставляемых его участниками покупателям, находящимся за пределами кластера - определяется товарами и услугами, занимающими основной удельный вес в стоимости продукции кластера;

границы кластера определяются наличием общих используемых ресурсов, что предопределяет взаимосвязи предприятий, формирующих кластер. Вокруг общего ресурса (технологии, источников сырья, специфического географического ареала, специализированной рабочей силы) формируется ядро кластера. По мере удаления от ядра взаимосвязи между предприятиями ослабевают, однако точно определить границы кластера невозможно - взаимосвязи могут изменяться, одно предприятие может одновременно оказаться в составе разных кластеров;

методы воздействия на кластер определяются спецификой ресурсов ядра кластера. В случае общего ареала возможны меры различного административного, налогового, экологического и т.д. регулирования в рамках границ ареала. В случае общей технологии целесообразна государственная поддержка НИОКР в рамках смежных технологий, а также меры, связанные с распространением патентов и лицензий.

Практическая реализация разработки и создания кластера должна была включать в себя следующие мероприятия:

• создание рабочего органа - координационного совета кластера, в задачи которого входит:

- формулирование проектов нормативных актов республиканского, ведомственного и областного уровней, обеспечивающих правовую сторону реализации задач создания кластера;

- определение состава потенциальных участников кластера;

- организация и координация научно-технологического сопровождения задач, решаемых кластером;

- обеспечение контроля за соблюдением внутренних и внешних правовых норм в процессе деятельности кластера;

- представление интересов кластера на различных уровнях;

• создание привлекательных условий для потенциальных участников кластера;


• создание основной группы кластера, формирующей его «ядро», основу для функционирования;

• обеспечение развития кластера;

• самороспуск координационного совета кластера по мере выполнения первых трех задач.

Следует отметить, что изложенные концептуальные подходы остались в виде сугубо теоретической разработки и не были реализованы на практике.

С 2014 года начался современный этап в области кластерного развития Республики Беларусь. Здесь основными «вехами» стали:

принятие Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 г. №27),

подготовка Методических рекомендаций по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики (утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 01.12.2014 г. №90);

разработка Руководства по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь (2015 г.).

На национальном уровне функции формирования и реализации государственной кластерной политики были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь, на региональном - на комитеты экономики облисполкомов (Мингорисполкома).

При этом важно подчеркнуть, что в Республике Беларусь, как и в подавляющем большинстве других стран мира, был сделан акцент на региональный аспект государственной кластерной политики, поскольку именно для региональной экономики кластеры выступают «точками роста».

В этой связи в течение 2015 г. облисполкомами (Мингорисполкомом) велась работа по мониторингу кластерного развития экономики на своих административных территориях с целью выявления условий и предпосылок для формирования кластеров. Результатом этой работы должно было стать появление карты кластеров.

Первым из них стал медико-фармацевтический кластер в г. Витебске, объединяющий 10 организаций, в т.ч. Витебский государственный медуниверситет (начал функционировать с августа 2015 г.) [4].

В итоге, на сегодняшний день оформилась определенная система взглядов на роль и место кластеров в социально-экономическом и инновационном развитии Республики Беларусь.

В концентрированном виде актуальность кластеризации национальной экономики обуславливается следующими тремя моментами:

1) использование кластеров в качестве инструмента обеспечения/повышения конкурентоспособности национальной экономики (макроэкономический аспект полезности кластеров);


2) кластерное развитие экономики априори предполагает создание и функционирование в автономном режиме механизма координации и согласования интересов бизнеса и государства, что является основой для успешного развития государственно-частного партнерства;

3) кластеризация экономики становится одним из способов консолидации отечественного бизнеса, инструментом идентификации и продвижения им своих экономических интересов, что является значимым с точки зрения формирования правовой культуры и гражданского общества в целом.

Таким образом, в случае запуска процесса внедрения кластерной модели развития может быть достигнут значительный мультипликационный и синергетический эффект, а сама кластеризация ускорит структурную перестройку национальной экономики и повысит активность бизнес-сообщества в решении значимых социально-экономических задач страны.

В идеале, и в пользу данного тезиса свидетельствует зарубежный опыт, кластеры могут стать своеобразными «ячейками экономики», что позволит обеспечить повышение устойчивости в целом национальной экономики к внешним вызовам и угрозам. Вместе с тем, в Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь (Концепция) обозначены те объективные ограничения, обусловленные существующим механизмом хозяйствования и управления, которые сдерживают использование кластерной модели развития в нашей стране.

К ним относят:

низкий уровень конкуренции;

высокая степень концентрации и монополизации производства;

наличие жесткой иерархичной системы хозяйственного управления, преобладание вертикальных связей над горизонтальными;

наличие значительного государственного сектора экономики, объединяющего в своем составе преимущественно организации и предприятия, использующие технологии 3-4-го технологических укладов;

недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства.

Вышеуказанные основные особенности определяют институциональную среду, с учетом необходимости реформирования и развития которой должно осуществляться кластерное развитие национальной экономики [5].

В этой связи, в качестве основных условий и предпосылок для кластерного развития экономики Республики Беларусь выступают:

- последовательное реформирование отношений собственности, предусматривающее становление значительного сектора малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, развитие конкуренции;