Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Регулирование конкуренции в республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной экономической науке, исходящей из маржинальной парадигмы, господствует теория «совершенной конкуренции». Согласно ей на рынке существует наперёд заданная для каждого продавца «единая цена каждого блага», а сами продавцы это «ценополучатели». Это означает, что «существующая теория совершенной конкуренции не содержит связного объяснения того, как формируются цены».

Идея «заданной, единой цены» действительно не объясняет, чем, кем, как она задана. Ответ на этот вопрос у неоклассики простой: единая цена задана рынком.

Получается тавтология: рыночная цена задана рынком. В действительности такая «единая, наперёд заданная» цена появилась в экономической науке из-за попытки математического моделирования конкуренции. «Когда экономист с математическими наклонностями стремиться максимизировать прибыль какого-либо производителя, ему приходится записывать уравнение прибыли (= выручка – затраты), а затем максимизировать это выражение, т.е. приравнять к нулю производную прибыли по объёму производства. Затем перед ним встаёт вопрос: как зависит выручка (скажем, pq) от объёма производства. Естественный ответ – определить конкуренцию так, чтобы р не изменялась с изменением q, и тогда кривая спроса будет горизонтальной». Такой ответ, конечно же, не отражает процесса конкуренции, формирующего средние рыночные цены. Равным образом «в моделях экономического равновесия Л. Вальраса, Дж. Хикса, К. Эрроу, Ж. Дебре математическая интерпретация различных факторов и их взаимодействий приводит к математически доказательным идеальным конструкциям, которые, однако, столь абстрагированы от реальной экономической жизни».

Одной из причин такого положения является неразработанность общей теории конкуренции», или, иначе говоря, конкуренция как экономическая категория до сих пор нуждается в уточнении, так как даже среди экономистов нет единства в понимании содержания, которое они вкладывают в термин «конкуренция». И дело не только в уточнении понимания этого термина. Приходится констатировать отсутствие политико- экономической теории конкуренции в её целостном виде.

Целью данной курсовой работы является изучение сравнительного анализа теорий конкуренции.

Задачи курсовой работы:

изучить сущность конкуренции;

рассмотреть виды конкуренции;

исследовать направления развития теории рыночной конкуренции;

проанализировать регулирование конкуренции в Республике Беларусь.


Объектом работы выступает – конкуренция, предметом – теории конкуренций.

При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический метод.

Курсовая работа выполнена на 28 страницах, включает введение, 3 раздела, заключение, список использованных источников.

1 Теоретические основы конкуренции

1.1 Сущность конкуренции

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrentia», что означает столкновение, соперничество. При этом правомерно отметить, что данное понятие является однокоренным латинскому «concurus» – соревнование, состязание [23, c. 58].

Поэтому конкуренцию вполне справедливо определить как соперничество или соревнование, и наоборот. Упомянутые дефиниции несут одну и ту же содержательную нагрузку: в условиях столкновения интересов сторон, участники «конфликта» совершают действия для отстаивания своих собственных интересов.

Различия между указанными категориями сводятся к незначительным нюансам, принципиально не меняющих сущность и содержание рассматриваемого явления.

Экономисты различных школ и направлений испытывают неподдельный интерес к исследованию содержания конкуренции. В работах ученых раскрываются причины возникновения конкуренции, даются разнообразные трактовки, механизмы действия, социально- экономические последствия и другие характеристики рассматриваемого явления [2, c. 41].

Однако в экономической науке нет единого общепринятого понимания категории «конкуренция», которое разделялось бы всеми экономистами.

Прежде всего, это связано с тем, что с развитием экономической системы эволюционируют сами формы и методы конкурентных отношений, они не статичны и подвержены развитию по мере изменения конкурентной среды и других факторов, способных оказать на них влияние [22, c. 128].

В конкретный исторический период конкуренция приобретает определенные специфические черты, что обуславливает исследователей по-разному толковать данное явление.

Кроме того, множественность определений конкуренции, в том числе, вызвана применением авторами трех подходов для идентификации данной экономической категории: поведенческого, функционального и структурного.


С точки зрения поведенческого подхода, под конкуренцией понимается соперническое взаимодействие субъектов рынка за получение желаемых (необходимых или наилучших) условий для воспроизводственной деятельности [4, c. 234].

С позиции функционального подхода, конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночной системы.

Конкуренция исследуется как механизм, обеспечивающий баланс цен через взаимодействие спроса и предложения; как ускоритель научно-технического прогресса; как инструмент регулирования пропорций общественного производства, который способствует переливу капиталов из отрасли в отрасль [7, c. 78].

1.2 Виды конкуренции

Исходя из поведенческого подхода, конкуренцию структурируют по следующим признакам:

по субъектам;

по масштабам;

по методам;

по законности конкуренции (рис. 1.1) [21, c. 99].

По субъектам конкуренции различают:

1) индивидуальную – конкуренция ведется между отдельными самостоятельными (независимыми) хозяйствующими субъектами;

2) групповую – конкуренция между различными формами объединений предприятий (кластер, транснациональные компании, компании модели «со-конкуренция» и т.д.).

Рис. 1.1. Основные виды конкуренции

По масштабу действий конкуренция бывает:

1) внутриотраслевая конкуренция, предполагающая соперничество предприятий одной отрасли за получение желаемых (необходимых или наилучших) условий для воспроизводственной деятельности (получение прибыли, завоевание (доли) рынка, обеспечение необходимыми ресурсами);

2) межотраслевая конкуренция представляют собой борьбу между предприятиями, находящимися в разных отраслях [8, c. 84];

3) региональная конкуренция преследуют цель не только вести соперничество с предприятиями других регионов, но и бороться за получение различных льготных режимов со стороны федеральных властей;

4) национальная конкуренция представляет собой соперничество отечественных предприятий внутри данной страны;

5) глобальная конкуренция ведется предприятиями, хозяйственными объединениями и государствами разных стран на мировом рынке [20, c. 127].

Сущность конкуренции проявляется через реализуемые ею функции. С точки зрения функционального подхода, предметом исследования конкуренции являются эффекты, полученные экономикой или конкретным рынком от конкуренции хозяйствующих субъектов.


При этом эффекты могут быть как положительные, так и отрицательные.

Позитивная роль конкуренции в рыночной экономике проявляется в ряде функций, которая она выполняет. Выделим основные.

Во-первых, мировой опыт убеждает, что конкуренция охватывает все главные сферы экономической жизни – производство, распределение, обмен, потребление и является эффективным механизмом размещения факторов производства, в местах, где их применение обеспечит наибольшую отдачу.

Во-вторых, конкуренция через механизм спроса и предложения влияет на формирование рыночной цены, обеспечивая сбалансированное соотношение между общественным производством и общественными потребностями [9, c. 3].

Конкуренция минимизирует риск производства ненужных или слишком дорогих для потребителя продуктов.

В-третьих, конкуренция побуждает товаропроизводителей сокращать индивидуальные издержки производства, что стимулирует предпринимателей в экономии сырья, материалов, рабочего времени и других ресурсов.

В-четвертых, конкуренция выступает в качестве ускорителя научно- технического прогресса. В условиях рыночных отношениях и конкуренции никто и ничто не может заставить совершенствовать производство, повышать качество товара так, как это может сделать угроза банкротства фирмы, как результат ее поражения в конкурентной борьбе [18, c. 67].

Именно на основе совершенствования своей деятельности и внедрения инноваций предприниматели улучшают свои конкурентные позиции. Таким образом, конкуренция стимулирует внедрение инноваций и способствует ускорению научно-технического прогресса [10, c. 69].

В-пятых, конкуренция препятствует «застою» в экономике и направлена на макроэкономический рост.

Выполняя эти функции, конкуренция влияет на эффективность производства, повышая его технический уровень, обеспечивая улучшение качества и расширение номенклатуры продукции, что, в результате, отражается на экономическом росте страны [17, c. 4].

Стоит отметить, что мировой экономике известны примеры негативных последствий конкуренции. Выделим основные:

1) конкуренция создаёт условия для банкротства отдельных хозяйствующих субъектов, мелких производителей, что может привести к массовой безработице и усилить имущественное расслоение и неравенство; 2) конкуренция ведет к усилению дифференциации доходов;

3) способствует возникновению экономических кризисов;

4) в условиях жесткой конкуренции, предприниматели часто забывают об охране окружающей среды, экономя на рациональной с точки зрения экологии утилизации отходов от производственной деятельности, что может привести к экологической катастрофе;


5) конкуренция между хозяйствующими субъектами ведётся, в том числе, с целью обеспечения монопольного статуса на рынке. Другими словами, конкуренция может являться фактором монополизации рынка. Монополия, как известно, имеет свои отрицательные последствия для экономики: сдерживание научно-технического прогресса, завышение цен на производимую продукцию и т.д. [11, c. 653].

Таким образом, конкуренция в экономике может оказывать, как положительные, так и отрицательные эффекты и, исходя из функционального подхода, конкуренция может подразделяться на позитивную и негативную [16, c. 122].

Позитивными признаками конкуренции являются: экономический рост страны, «очищение» экономики от неэффективных хозяйствующих субъектов, эффективность производства в отрасли, внедрение и инноваций, сокращение издержек и улучшение качества продукта, эффективное распределение ресурсов, сбалансированное соотношения «цена-качество», обеспечение научно- технического прогресса, препятствующего застою в экономике и т.д.

К негативным последствиям конкуренции относятся: банкротство отдельных предприятий и безработица, экономические кризисы и экологические катастрофы, вероятность монополизации рынка.

Исходя из поведенческого подхода, конкуренция может быть самостоятельной и групповой; внутриотраслевой, межотраслевой, региональной, национальной и глобальной; ценовой и неценовой; добросовестной и недобросовестной.

2 Сравнительный анализ теорий конкуренции

2.1 Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности

Понятие «конкуренция» впервые сложилось в процессе формирования политической экономии и затем усложнялось в процессе экономического развития.

В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит определяет конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется в поведении людей, стремящихся к соперничеству.

Заслугой А. Смита можно считать определенные им условия свободной конкуренции: а) конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре; б) число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; в) экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; г) должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в соответствии с этим знанием; д) необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев [16, c. 108].