Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Регулирование конкуренции в республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как в конкуренции выявляются средние по рынку цены единицы блага каждого рода, так в соревновании выявляется расценка за выполнение нормы полезного эффекта. Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования приведено в таблице (приложение 1) [8, c. 84] .

Таким образом, для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям: вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве и т.д.; разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции; определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков; разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»; 6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции; проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

3 Регулирование конкуренции в республике Беларусь

Роль государства в регулировании экономических процессов выражается в применении мер поощрения и развития конкуренции, сдерживания монополистиче­ских тенденций, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюде­ние в рамках закона принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях.

В условиях финансового кризиса, поразившего экономические основы многих государств, данная тема для Республики Беларусь приобретает особую актуальность.

Одним из путей выхода из него является развитие малого и среднего предпринима­тельства, позволяющего привлечь иностранные инвестиции и решить актуальные проблемы повышения эффективности производства и занятости населения.

Однако в Беларуси оно в основном (около 40 %) развивается в сферах торговли и общественного питания.

Такая ситуация складывается из-за влияния крупных предприятий в остальных областях товарных рынков, существования угрозы погло­щения, путем скупки акций, навязывания условий и т. п.


В силу этого проблема эф­фективного антимонопольного регулирования приобретает особую значимость [22, c. 128].

Выделяют две, исторически сложившиеся, модели антимонопольного законода­тельства (далее - A3): американское антитрестовское законодательство и европей­ская модель антимонопольного законодательства.

Западноевропейское A3 допускает наличие монополий, но при этом практикует строгое регулирование их деятельно­сти, прибегает к национализации предприятий регулируемых отраслей и управле­нию ценами на их товары и услуги.

Антитрестовское законодательство США исхо­дит из принципа запрета монополий, направлено на защиту олигополии как рыночного механизма и осуществляет антимонопольное регулирование через систе­му перераспределения капиталов, что позволяет оптимизировать отраслевой про­ филь хозяйственных субъектов в ходе таких операций, как слияние, поглощение, ликвидация и разделение.

В этом состоит одно из важнейших отличий двух систем.

Антимонопольную политику в США проводят: Антитрестовский отдел Мини­стерства юстиции, Федеральная торговая комиссия (ФТК), федеральные и местные суды.

Основные функции Министерства юстиции - уголовное преследова­ ние и гражданский контроль (проведение уголовных антитрестовских мероприятий в течение 5-ти лет с момента совершения преступления). В Республике Беларусь этот срок составляет 3 года.

ФТК имеет исключительное право контролировать нечест­ные способы конкуренции. Федеральные и местные суды занимаются рассмотрени­ем гражданских исков.

В рамках Евросоюза контроль за экономической концентра­цией осуществляет Еврокомиссия по вопросам защиты конкуренции, руководствуясь едиными правовыми нормами в отношении контроля и регулирования агрессивных слияний и поглощений компаний в рамках ЕС. Кроме того, каждое государство-член ЕС имеет собственные антимонопольные органы [21, c. 99].

Антимонопольные органы Республики Беларусь (Департамент ценовой полити­ки при Министерстве экономики, управления ценовой политикой при облисполко­мах) обладают полномочиями выносить соответствующие предписания хозяйст­вующим субъектам и госорганам, при невыполнении которых имеют право налагать административные штрафы.

Штрафы применяются не за сам факт нарушения зако­нодательства, а за невыполнение предписаний антимонопольных органов, кроме штрафов за непредставление информации.

К основным законодательным документам антимонопольного регулирования в США относятся: Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, прак­тики монополизации торговли между штатами; Акт Клейтона (1914), который за­прещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против го­ризонтальных слияний; и Акт Робинсона-Пэтмана (1936), который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищниче­ских (грабительских) цен с целью вытеснения конкурента с рынка.


Основой регулирующих мероприятий стран-членов Европейского Сообщества является Римский договор (1957 г.), который: запрещает ограничительные соглаше­ния между фирмами, осуждает злоупотребления доминирующим положением на рынке, предусматривает регулирование слияний, запрет слияний, ведущих к доми­нирующему положению, запрещает государственную помощь фирмам, искажающим торговлю между странами. Также каждая страна, входящая в ЕС, имеет свои госу­дарственные антимонопольные законы [4, c. 234].

В Республике Беларусь антимонопольное законодательство более современное и состоит из: Конституции (статья 13); норм Гражданского кодекса (ГК); Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Зако­на «О естественных монополиях» и ряда других актов законодательства. Закон «О противодействии монополистической деятельности» является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (1992 г.) (в США первый антимонополь­ный закон принят на 100 лет раньше) и содержит элементы как европейской модели A3 (основополагающий принцип - контроль над злоупотреблениями рыночной вла­стью), так и американской системы антитрестовского законодательства (принцип запрета монополий).

За нарушение антимонопольного законодательства в Республике Беларусь пре­дусматриваются санкции: административно-правовые, гражданско-правовые и уго­ловно-правовые.

Однако действенность санкций в значительной мере ослаблена:

во- первых, их максимальная величина не превышает 1000 базовых величин (в ЕС штрафы могут даже превышать 20 млн евро;

во-вторых, исчисление штрафа в единицах, не сопряженных с размером незаконно полученного дохода; отсутствие стимулов у участников оборота содействовать антимонопольным органам (в США, например, Министерством юстиции принята политика так называемой «снисходительности», которая позволяет компаниям, сообщившим о нарушениях антитрестов­ского законодательства и сотрудничавшим при расследовании уголовных дел, полу­чить так называемую «амнистию») [12, c. 99].

Таким образом, для того, чтобы ответственность стала реальным фактором, препятствующим нарушениям антимонопольного законодательства, и в следствии улучшилась конкурентная среда товарных рынков Республики Беларусь, на наш взгляд, необходимы:

1) ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, увеличение размеров штрафов, именно за само нарушение A3, и при­менения уголовного наказания;


2) разработки в сфере Программы ослабления наказания для предприятий, со­трудничавших с антимонопольными органами;

3) совершенствование работы антимонопольных органов, активизации их дея­тельности по обращению в суды с заявлениями о нарушении антимонопольного зако­нодательства и самостоятельному рассмотрению дел в административном порядке;

4) законодателю работать над унификацией правовых норм антимонопольного законодательства Республики Беларусь с нормами стран ЕС.

Заключение

Таким образом, конкуренция в экономике может оказывать, как положительные, так и отрицательные эффекты и, исходя из функционального подхода, конкуренция может подразделяться на позитивную и негативную.

Позитивными признаками конкуренции являются: экономический рост страны, «очищение» экономики от неэффективных хозяйствующих субъектов, эффективность производства в отрасли, внедрение и инноваций, сокращение издержек и улучшение качества продукта, эффективное распределение ресурсов, сбалансированное соотношения «цена-качество», обеспечение научно- технического прогресса, препятствующего застою в экономике и т.д.

К негативным последствиям конкуренции относятся: банкротство отдельных предприятий и безработица, экономические кризисы и экологические катастрофы, вероятность монополизации рынка.

Исходя из поведенческого подхода, конкуренция может быть самостоятельной и групповой; внутриотраслевой, межотраслевой, региональной, национальной и глобальной; ценовой и неценовой; добросовестной и недобросовестной.

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям: вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве и т.д.; разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции; определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков; разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»; 6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции; проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.


Для того, чтобы ответственность стала реальным фактором, препятствующим нарушениям антимонопольного законодательства, и в следствии улучшилась конкурентная среда товарных рынков Республики Беларусь, на наш взгляд, необходимы:

1) ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, увеличение размеров штрафов, именно за само нарушение A3, и при­менения уголовного наказания;

2) разработки в сфере Программы ослабления наказания для предприятий, со­трудничавших с антимонопольными органами;

3) совершенствование работы антимонопольных органов, активизации их дея­тельности по обращению в суды с заявлениями о нарушении антимонопольного зако­нодательства и самостоятельному рассмотрению дел в административном порядке;

4) законодателю работать над унификацией правовых норм антимонопольного законодательства Республики Беларусь с нормами стран ЕС.

Список использованных источников

  1. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико-методологические аспекты // Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. - М., 2013. - № 2(10).
  2. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2012. – 41 с.
  3. Кочетков Г. Б. Конкурентоспособность США // США, Канада. - 2012. - № 10. - С. 21.
  4. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 2002.
  5. Маркетинг: словарь / Азоев Г. Л. - М., 2013.
  6. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. М., 2013.
  7. Международный маркетинг: учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А.Спиридонов, С. В. Барсукова; под ред. Н. И. Перцовского. - М., 2013.
  8. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2014. – № 2. – С. 84 – 90.
  9. Микрюкова Д.А. Этапы развития неоклассической теории конкуренции // Вестник Московского университета. - 2013. - № 6. - С. 3-10.
  10. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. - Смоленск, 2014. - С. 69-161.
  11. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2013. – С. 653 – 663.
  12. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. - М., 2013.
  13. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2013. – 362 с.
  14. Серяковская С. Н. Геоэкономический подход к анализу конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы социально-экономического развития регионов России: межвуз. сб. науч. тр. Рыбинск, 2013.
  15. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учеб. пособие. - М., 2013.
  16. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы. - СПб., 2012. - С. 122.
  17. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 4.
  18. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М., 2013.
  19. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. - 2013. - № 1. - С. 32-33.
  20. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. - М., 2013.
  21. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости: пер. с англ. / Э.Х. Чемберлин. – М.: Экономика, 2013. – 351 с.
  22. Швандар К.В. Исторический аспект развития концепции международной конкурентоспособности. - M., 2013.
  23. Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Экономика. - 2013. - № 2. - С. 58-72.
  24. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. Washington, 1987. P. 3.
  25. IMD's World Competitiveness Yearbook. 2003.