Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Регулирование конкуренции в республике Беларусь).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В XIX в. взгляды на теорию конкуренции получили развитие в трудах А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта и др. Так, Дж. Кэрнс определил такое состояние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и 
капитала на их производство. У. Джевонс предложил модель конкурентного обмена, которую затем развил Ф. Эджуорт, предложив определение совершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий: 

а) наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка; 

б) полное отсутствие каких-либо ограничений корыстолюбивого поведения; 

в) полная делимость продаваемых участниками рынка товаров; 

г) отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка; 

д) высокая мобильность факторов производства [1, c. 12]. 

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. К. Маркс определяет конкуренцию как борьбу между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала [16, c. 78]. 

В XX в. теория конкуренции получила развитие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Э. Мейсона, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона, Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и др. 

Теория конкуренции А. Маршалла, легла в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. А. Маршалл обосновал, что силы спроса и предложения действуют свободно, при этом не существует объединения торговцев на обеих сторонах, каждый выступает самостоятельно, в то же время широко развертывается свободная конкуренция, т. е. покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами. При этом он подчеркивал, что хотя каждый выступает сам за себя, осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна. А. Маршаллом была предложена трактовка терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода» [6, c. 12].

Он утверждал, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству. К аспектам совершенной конкуренции А. Маршалл относил количество участников, структуру рынка (монополия, конкуренция, олигополия), наличие барьеров входа и выхода для участников, дифференциацию продукции, ценовую дискриминацию, информированность участников рынка.

А. Маршалл определил необходимость учета промежуточного состояния между монополией и конкуренцией, поскольку элемент монополии неизбежно имеется в любой конкурентной системе.


В современных условиях это явление называется несовершенной конкуренцией. 

Дальнейшее развитие теории конкуренции получило в трудах Дж. Робинсона «Теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.). 

К заслуге Дж. Робинсона принадлежит разработка параметров конкуренции. Если раньше считалось, что конкуренция – это преимущественно ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм – величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.

Г. Хотеллингом впервые был введен в экономику термин «пространственная конкуренция». Он утверждал, что при монополистической конкуренции субъект, находящийся в положении квазимонополиста, создает свое рыночное пространство, в результате чего появляется пространственная конкуренция. А. Пигу в середине XX в. обратил внимание на то, что система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и внутри общественного интереса между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.

Таким образом, содержание понятия «конкуренция» усложнялось в соответствии с содержанием объективной реальности. В современных условиях существует целый ряд определений понятия «конкуренции».

В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция [5, c. 199].

Таблица 1

Определения термина конкуренция

В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности [23, c. 58]. За несколько десятилетий образовались школы теории конкурентоспособности, такие как:

− американская школа теории конкуренто- способности – М. Портер (концепция национальных конкурентных преимуществ), М. Энрайт (концепция региональных кластеров);

− британская школа теории конкурентоспособности – Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИпарадигма), К. Фримэн (концепция техноэконо- мической парадигмы);

− скандинавская школа теории конкурентоспособности – Б.О. Лундваль и Б. Йонсон (концепция экономики обучения), Б. Асхайм (концепция региона обучения), Э. Райнерт («индекс качества» экономической деятельности);

− советская школа территориально-производственных комплексов (ТПК), в основе которой лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории для оптимизации использования природных, трудовых ресурсов региона и комплексности развития в условиях плановой экономики [19, c. 32].


В контексте исследования теории конкурентоспособности лежит процесс определения и развития понятия «конкурентоспособность». Однозначного определения конкурентоспособности, как и конкуренции, также до сих пор не принято.

Наибольшее распространение в научной литературе получило определение конкурентоспособности, данное в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [24, c. 3].

Европейский форум по развитию менеджмента трактует конкурентоспособность как способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынках товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов. Европейской Консультативной группой даются следующие определения конкурентоспособности: 1) под конкурентоспособностью подразумеваются элементы производительности, эффективности и прибыльности. Они не являются конечной целью, так как это мощное средство достижения повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, инструмент для достижения целей. В контексте международной специализации, конкурентоспособность обеспечивает основу для повышения доходов населения не инфляционным путем, в глобальном смысле, увеличивая производительность труда и его эффективность; 2) конкурентоспособность является основой для повышения жизненного уровня населения, уничтожения бедности. Общим для вышеприведенных определений конкурентоспособности является подход, заключающийся в том, что динамичное развитие экономики, повышение ее эффективности характеризуют страну, успешную в конкурентной борьбе, а повышение уровня жизни ее граждан является главной целью и основным критерием успеха страны в международной конкуренции.

В отечественной науке также уделяется внимание исследованию теоретико-методологических проблем конкурентоспособности, в частности, по мнению заведующего Центром проблем управления ИСКР АН Г.Б. Кочеткова, «конкурентоспособность определяется как способность создавать условия, при которых отдельные личности и компании могут быть наиболее производительными, когда заработная плата и доходы на вложенные капиталы позволяют обеспечивать наивысший уровень жизни» [3, c. 21].


Р. Фатхутдинов считает, что в сложившейся ситуации разнотолкований и методологической неопределенности, «необходимо стандартизовать термины в области управления конкурентоспособностью» [19, c. 32], а также добавить новые, расширяющие параметры, оценки. Р. Фатхутдинов, например, предлагает ввести следующий термин: «Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [19, c. 33].

Он же, для осуществления процесса прогнозирования конкурентоспособности, предложил ввести термин «стратегическая конкурентоспособность». Политологами предлагается другой вариант трактовки термина: «Конкурентоспособность – это способность государства и общества создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает конкуренцию, соперничество с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивает условия для повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, являясь значимым инструментом достижения целей личности, компании (предприятия, учреждения), общества и мощным средством реализации национально-государственных интересов».

2.2 Направления развития теории рыночной конкуренции

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве и т.д.;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции;

а) внутри рынка каждого рода товара;

б) межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия;

в) межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;

4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»; 6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;


7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников. Наметим вариант движения по этим направлениям, каждое из которых опирается на знание предшествующего ему направления [12, c. 99].

Направление первое – методологическое. Для теоретического, т.е. существенного определения рыночной конкуренции любого её рода необходима её идеализация, которая понимается как исследование предмета в его идеальном состоянии, т.е. как 1) не искажённого внешними факторами и 2) мышление о нём как «очищенном» до сути, что даёт «чистое понятие» конкуренции. Это делается для того, чтобы в явлениях конкуренции выявить их сущность. Это видение не есть чувственное наблюдение, как полагал К. Менгер, который утверждал, что в науке нужно «свести сложные явления хозяйства к их простейшим элементам, ещё доступным точному наблюдению».

Теоретически идеальная, сущность не наблюдаема и выявляется только в мышлении. В этом смысле теория – это «мир мысленных, идеальных конструктов («чистых сущностей») [15, c. 67].

Идеализация отношений конкуренции при её теоретическом отображении означает абстрагирование от субъективных намерений, действий её участников. «Есть разница между теми действиями, которые являются результатом материальных сил, и теми, которые вызываются мышлением и разумом» [13, c. 362]. В теории конкуренции важно выяснить объективно существующие отношения, которые ставят её субъектов в такое положение, когда они вынуждены делать то, что необходимо во избежание экономической гибели. Этим не отрицается сознание и воля этих субъектов. Напротив, в своей деятельности они должны познать объективную необходимость и направить свою волю к исполнению этой необходимости.

Так, покупатель субъективно желает купить качественный товар дешевле, но платит дороже, чтобы купить дефицитный товар, опередив конкурентов. В теории рыночной конкуренции необходимо изучать закономерное, а не случайное, норму, а не отклонения. Даже если нужно показать отклонения (например, при монополизации рынка), то от чего. Для ответа нужно знать общее, сущность, закон. Единичное не может содержаться в теории рыночной конкуренции, хотя оно присутствует в её явлениях.

Но, во-первых, не надо путать субъектное с субъективным; во-вторых, это означало бы описание бесконечно большого количества явлений, действий, а не обнаружение их сущности, что и должно быть в теории. Основанием «совершенной конкуренции» является методологический индивидуализм.