Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (основы функционирования кадровой службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главная задача менеджмента любой современной организации – найти компетентных и квалифицированных работников, воодушевить единой целью, сплотить их, чтобы добиться наивысших экономических и социальных результатов, выжить в непростых рыночных, порой кризисных условиях. В менеджменте особенности работы с персоналом отражает кадровая политика.

В настоящее время меняющаяся кадровая политика приводит к пересмотру руководителями многих организаций своих взглядов на положение кадровых служб, а также к переоценке места и значения этих служб в организации. В связи с этим роль кадровых служб значительно повышается.

В современных условиях работники кадровых служб должны: полноправно участвовать в проведении кадровой политики; принимать активное участие в анализе проблем работников организации; предвидеть потребность в создании новых рабочих мест и ликвидации части устаревших рабочих мест; изучать новые тенденции.

Учитывая возросшую значимость и многопрофильность работы с людьми, прежние кадровые службы преобразовываются в службы персонала, или человеческих ресурсов.

Во многих организациях отделы человеческих ресурсов занимаются широким комплексом вопросов и играют важную роль в развитии организации. В таких предприятиях службы персонала возглавляются вице-президентами, занимающими вторые места в управленческой иерархии. Как правило, это молодые, энергичные люди, обладающие гибким и прогрессивным мышлением и широким взглядом на вещи. Без их участия не принимается ни одно серьезное решение. В наших условиях повышение роли кадровых служб обусловлено следующими причинами: переходом от дефицита к избытку трудовых ресурсов и сокращением численности персонала; возрастанием интенсивности труда, требующей более высокой квалификации; расширением функциональных обязанностей работников кадровых служб и повышением их самостоятельности в решении кадровых вопросов. Руководители различных организаций осознают, что сектор руководства работниками предприятия должен быть интегрирован в систему общего руководства и стратегического планирования.

Играя важную роль в стратегическом планировании, руководители также должны быть хорошо знакомы с другими аспектами работы организации – инвестициями, маркетингом, рекламой, контролем продукции, применением компьютерной техники, научными разработками и развитием организации, выполнением которой занимаются приглашенные на работу различные специалисты.


Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию работы кадровой службы ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить задачи и функции кадровой службы предприятия;

- провести анализ работы кадровой службы предприятия на примере ОАО «1-я Минская птицефабрика»;

- разработать направления совершенствования работы кадровой службы предприятия на примере ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Объектом для исследования является ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Предмет работы –деятельность кадровой службы ОАО «1-я Минская птицефабрика».

Методы исследования: экономический, математический, статистический, абсолютного и относительного сравнения, графический, а также логический метод.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов: Базылева М.Н., БеляцкийН.П.,Веснин В.Р., Владимирова Л.П. и другие, раскрывающая принципы и методику исследования организации деятельности кадровой службы.

Теоретические основы функционирования кадровой службы

1.1 Понятие, задачи и функции кадровой службы

Система управления персоналом организации – совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами; система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Система управления персоналом организации включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности, каждый из которых отдельно и все вместе чрезвычайно важны для организации:

- Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

- Анализ рынка труда и управление занятостью.

- Отбор и адаптация персонала.

- Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста.

- Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.


- Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп.

- Управление производительностью труда.

- Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

- Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда.

- Организация изобретательской и рационализаторской деятельности.

- Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

- Разработка и осуществление социальной политики предприятия.

- Профилактика и ликвидация конфликтов [5, с.102].

Кадровая служба предприятия – это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководителями, специалистами, исполнителями), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Кадровая служба организации – штабная совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

Кадровая служба современной организации представляет собой самостоятельное структурное подразделение коммерческой либо некоммерческой организации, главными направлениями деятельности которой являются:

-документирование трудовых отношений;

-осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов;

-формирование стабильно работающего трудового коллектива;

-создание кадрового резерва;

-организация системы учета кадров.

Кадровая служба (служба управления персоналом) - структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом и организационно-методическое руководство мероприятиями по управлению персоналом, реализуемыми на предприятии [8, с.161].

Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне.

Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией).


В условиях ориентации экономики на использование экстенсивных методов кадровая служба была представлена чаще всего немногочисленным отделом кадров, отделом подготовки кадров (технического обучения), службой быта.

Функции отдела кадров на отечественных предприятиях сводились в основном к найму и увольнению рабочей силы, ведению делопроизводства. Это низвело отдел кадров до второстепенного структурного подразделения, фактически выполняющего лишь указания руководства предприятия и заказы руководителей структурных подразделений в отношении набора рабочей силы со стороны.

В то же время различными видами кадровой работы были заняты другие подразделения заводоуправления: отдел труда и заработной платы (расчет численности, организация, нормирование и оплата труда), плановый отдел (планирование численности, планирование затрат на рабочую силу), партком (резерв на выдвижение, подбор руководящих кадров, воспитательная работа в коллективе), профсоюзная организация (организация быта, отдыха, культурного времяпрепровождения), отдел техники безопасности, служба главного технолога (формирование операционного разделения труда, определяющего подготовку рабочих и их расстановку, содержание труда), отдел технического обучения (подготовка кадров) и др. [9, с.116].

Основной целью деятельности кадровой службы является реализация кадровой стратегии в соответствии со стратегией организации.

Основную роль в управлении персоналом организации играет кадровая служба, выполняющая определенные задачи и функции.

Основными задачами кадровой службы является выбор направлений кадровой работы, а также представление о целях работы с персоналом, конкретизированных с учетом условий, в которых работает организация. Кадровая служба обязана обеспечить работу персонала организации, что является гарантией ее эффективной деятельности.

Наиболее важными задачами кадровой службы являются:

-определение текущей и перспективной потребности в кадрах, выполняющих требуемое количество работы определенного качества в необходимый момент времени на определенном месте;

- управление кадровыми процессами (изучение и анализ рынка труда, подбор, адаптация, профориентация, профотбор, контроль за текучестью);

- организационное и методическое обеспечение развития системы управления кадрами, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей;

- развитие персонала, формирование резерва, продвижение, разработка индивидуальных планов карьеры;


- закрепление кадров и стимулирование высокой производительности;

- прогнозирование, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения, уточнение потребности в подготовке специалистов по прямым связям с учебными заведениями, разработка и реализация мер по формированию трудового коллектива;

- организация эффективной деятельности работников (расстановка кадров в соответствии с задачами, с учетом склонностей и квалификации, контроль за организацией рабочих мест, условиями труда);

- планирование и регулирование профессионального, квалификационного роста кадров, процессов их высвобождения и перераспределения; социально-психологическая диагностика персонала;

- анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководителя и подчиненного;

- управление производственными и социальными конфликтами;

- маркетинг персонала;

- планирование и контроль деловой карьеры;

- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;

- информационное обеспечение системы управления кадрами;

- организационно-методическое обеспечение профессиональной, экономической, идеологической учебы, подготовки и переподготовки кадров, планирование этой работы с учетом потребностей производства, направление работников в различные учебные заведения и на стажировку на передовые предприятия и в организации, обучение руководителей первичного звена передовым методам и формам работы с кадрами;

- профессиональная и социально-психологическая адаптация;

- управление трудовой мотивацией;

- регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников на основе аттестаций, психологических и социальных исследований, разработка рекомендаций по рациональному использованию кадров в соответствии с их способностями;

- регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

- управление движением к взаимной выгоде работников, коллективов, групп предприятий, общества;

- обеспечение участия работников в управлении;

- организация работы по профессиональной ориентации молодежи, адаптации молодых специалистов, изучение причин текучести кадров, динамика изменений в трудовом коллективе, разработка мер по стабилизации и совершенствованию социальной и демографической структуры коллектива организации;

- развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает работу в организации желанной;