Файл: Место и роль «организационного поведения» в системе социальных наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные реалии заставили ученых говорить о командах старого и нового типов. В качестве примера новой команды можно рассматривать флэш-моб, в рамках которого группа соответствует всем теоритическим характеристикам, выдвинутым для ее осмысления, однако, разительно отличается от привычного образа команды - рабочей группы. Важно, что современные ученые активно изучают феномен доверия в контексте командной деятельности.

На сегодняшний день исследования в области организационного поведения, помимо отмеченных выше, часто посвящены таким темам как организационно-гражданское, позитивное организационное, проактивное и креативное поведение; стресс, эмоции, психологический контракт, удовлетворенностью трудом, карьера, эффективный менеджмент, баланс между работой и стилем жизни вне своей профессиональной деятельности, конфликт, мотивация, а также вопросам организационных культуры, структуры и стратегии.

Особого внимания заслуживают концепции позитивного и креативного организационного поведения.

В начале 2000-х гг. Ф. Лютенс [39] и Т. Райт [40] предложили новый подход к изучению организационного поведения. Ученые обнаружили, что в подавляющем большинстве статей оно изучается под негативным углом зрения, и предложили альтернативный позитивный подход. Позитивное организационное поведение определяется как изучение и применение сильных сторон и психологического капитала позитивно ориентированных трудовых ресурсов; причем и психологический капитал, и преимущества (сильные стороны) можно измерить, развить и эффективно использовать для улучшения современного рабочего места [41]. Примерами таких измеряемых компонент позитивного организационного поведения могут быть уверенность, надежда, оптимизм, благополучие, эмоциональный интеллект.

Что касается креативного поведения, то ни это понятие, ни, тем более, сам феномен не являются новыми. Однако в последние годы подход к его изучению изменился. Если раньше с позиции креативности и творческого подхода рассматривался труд «творца», то есть индивида, чаще всего талантливого певца, художника или писателя, то сегодня креативность - это социальный процесс, встроенный в организационный и институциональный контекст. Во многом пересмотру взглядов на явление креативности и активное вовлечение данного феномена в объяснение организационного поведения, в частности, в объяснение построения карьеры, повлияла работа Р. Флориды «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее» [42], опубликованная в 2002 г.


Описанная выше история развития концепций организационного поведения показывает, что концептуальные изменения в теории и практике управления персоналом связаны с переосмыслением роли человеческих ресурсов организации. Представления о работнике претерпели колоссальные трансформации. Образ рационального исполнителя, чью деятельность можно полностью детерминировать административно, сменился образом субъекта - актора, который, с одной стороны, действует под влиянием культурно-исторического фона, с другой - под влиянием личностных установок, ожиданий, мотивов. Глобализация, внедрение цифровых технологий, погружение индивида в виртуальный мир трансформировали понятие работника новым образом, определяя его в подчинение технологиям, информационным потокам и сетям.

Развитие естественных наук, достижения в области исследования функций нервной системы, в частности деятельности мозга, сделали возможным погружение в эмоциональную сферу. Сегодня представления о человеке, о работнике расширились за счет понимания процессов формирования эмоций, их влияния на поведение индивида, в том числе, в организации.

В противовес концепциям последних лет об иррациональной природе поведения человека, о главенствующей роли технологии, ученые выдвинули понятия позитивного, организационногражданского, проактивного типов организационного поведения, в рамках которых доминирует личность работника, его сознательный, креативный и инновационный подход к себе, организации, миру.

Глава 2. Практические аспекты применения принципов организационного поведения

2.1. Характеристика объекта исследования как технико-экономической системы

Медицинский центр «Медин» активно работает на рынке медицинских услуг г. Ярославль с 2003 г. Организационно-правовая форма организации – Общество с ограниченной ответственностью. Имущество медицинского центра образовано за счет вкладов учредителей – физических лиц.


ООО «Медин» оказывает медицинские услуги в области урологии, андрологии, гинекологии, услуги терапевта, эндокринолога, дерматолога, маммолога, нарколога. Медицинские центр проводит УЗИ, ЭКГ, лабораторные анализы, физиотерапию.

Производственная структура ООО «Медин» представлена на рис. 1.

ООО «Медин»

Обслуживающее хозяйство

Бухгалтерия

Центр медицинских услуг

Транспортная служба

Склад

Участок обслуживания медицинской техники

Рисунок 1 - Производственная структура ООО «Медин»

Центр медицинских услуг включает: кабинет уролога и андролога, кабинет гинеколога и маммолога, кабинеты терапевта, эндокринолога, дерматолога, нарколога, стоматолога, а также кабинет УЗИ, ЭКГ, физиотерапевтический кабинет и лабораторию.

Организационная структура ООО «Медин» представлена на рис. 2.

Директор медицинского центра

Администратор

Бухгалтер

Участок обслуживания медицинской техники

Центр медицинских услуг

Водитель

Инженер по обслуживанию техники

Врачи

Медицинские сестры

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Медин»

Директор медицинского центра руководит им в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов работы. Директор осуществляет организацию процесса оказания медицинских услуг и финансовой деятельности медицинского центра, рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов. На директора возложена обязанность контроля выполнение правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение правил и норм техники безопасности, охраны труда, эксплуатации здания, его оборудования и применяемой аппаратуры. Директор же осуществляет мероприятия по внедрению прогрессивных форм организации труда персонала, обслуживающего пациентов.

В непосредственном подчинении у директора находится администратор. Администратор отвечает на входящие звонки, поступающие в медицинское учреждение, в соответствии с правилами ведения телефонных переговоров; заводит медицинскую карту на пациента, впервые посетившего медицинское учреждение до начала первичной консультации; заключает договор с пациентами, впервые посетившими медицинское учреждение. Администратор приглашать пациента присесть и подождать, когда врач пригласит пациента пройти в кабинет; предупреждает врача о приходе очередного пациента; записывает пациентов на первичное и повторное лечение согласно установленным временным правилам приема пациентов. В случае назначения на прием к двум специалистам запись осуществляется при содействии лечащего врача. Кроме того, администратор проводит телефонные переговоры с пациентами с целью приглашения на профилактический осмотр пациентов, обращавшихся за услугами в медицинское учреждение, а также обзвон пациентов, незакончивших полный курс лечения; проводит телефонные переговоры с пациентами с целью подтверждения записи пациента на прием к врачу и пр.


Врачи-специалисты оказывают населению медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Врачи организуют и самостоятельно проводят специальные диагностические исследования и интерпретируют их результаты, оформляют медицинскую документацию установленного образца в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации. В подчинении врачей находится средний медицинский персонал.

Медицинские сестры обеспечивают инфекционную безопасность (соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранит, обрабатывает, стерилизует и использует изделия медицинского назначения); осуществляют все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого); своевременно и качественно выполняют профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом; ассистируют при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций. Медицинские сестры обеспечивают правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами.

В обязанность инженера по обслуживанию медицинской техники входит поддержка оборудования в рабочем состоянии, проведение плановых и внеплановых ремонтов.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности возложено на бухгалтера. Транспортное обслуживание медицинского центра осуществляет водитель.

Анализ основных технико-экономических показателей деятельности медицинского центра представлен в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели работы ООО «Медин»

Показатели

Абсолютное значение

Темп роста, %

2016 г.

2014

2015

2016

к 2014

к 2015

Объем оказанных услуг услуг, тыс.руб.

111700

137300

129300

115,76

94,17

Число обслуженных пациентов, чел.

2482

2516

2503

100,85

99,48

Численность работающих всего, чел.

в том числе

врачей, чел.

26

10

26

11

28

11

107,69

110,00

107,69

100,00

Среднегодовая выработка, тыс.руб.:

одного работающего;

одного врача

4296,2

11170,0

5280,8

12481,8

4617,9

11754,6

107,49

105,23

87,45

94,17

Полная себестоимость оказанных услуг, тыс.руб.

90477

107094

104733

115,76

97,80

Затраты на 1 руб. оказанных услуг, тыс.руб.

0,81

0,78

0,81

100,00

103,85

Прибыль от оказания услуг, тыс.руб.

21223

30206

24567

115,76

81,33

Рентабельность реализации услуг, %

19,00

22,00

19,00

-

-


В 2016 г. объем оказанных медицинских услуг увеличился по сравнению с 2014 г. на 15,76 % и составил 129 300 тыс.руб., однако это меньше, чем в 2015 г. на 5,83 %. Число обслуженных клиентов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. также сократилось – на 13 чел., или на 0,52 %. Если сравнивать с 2014 г., то число клиентов возросло лишь на 0,85 %.

Численность персонала в течение 2014-2015 гг. не изменялась и составляла 26 чел. В 2016 г. был принят еще один врач-терапевт, и численность врачей составила 11 чел. Число работников в 2016 г. составило 28 чел. (был принят инженер по обслуживанию медицинской техники и еще одна медсестра).

Среднегодовая выработка одного работника в 2016 г. составила 4 617,9 тыс.руб., что на 7,49 % выше, чем в 2014 г., но на 12,55 % меньше, чем в 2015 г. По врачам отмечается такая же тенденция: в 2016 г. выработка одного врача на 15,44 % выше показателя 2014 г., но на 5,83 % ниже показателя 2015 г. Снижение выработки работников обусловлено тем, что при росте численности персонала число обслуженных клиентов и выручка от оказания услуг в 2016 г. ниже, чем в 2015 г.

Полная себестоимость услуг в 2016 г. на 15,76 % выше, чем в 2014 г., но на 2,2 % ниже показателя 2015 г. Негативным фактом в деятельности ООО «Медин» является увеличение затрат на рубль оказанных услуг, которые в 2016 г. на 3,85 % выше показателя 2015 г. (по сравнению с 2014 г. данный показатель не изменился). В результате того, что темпы снижения выручки от оказания услуг в 2016 г. превышали темпы снижения себестоимости оказанных услуг, прибыль от оказания услуг в 2016 г. на 18,67 % ниже показателя 2015 г., а рентабельность ниже на 3 процентных пункта.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в целом деятельность медицинского центра «Медин» в 2014-2016 г. является достаточно эффективной, о чем свидетельствует положительный финансовый результат от оказания медицинских услуг. Однако, в 2016 г. отмечается снижение числа обслуженных пациентов, выручки, прибыли и рентабельности. Это свидетельствует о необходимости разработки проекта, направленного на улучшение показателей деятельности ООО «Медин».

2.2. Характеристика проекта

В целях развития ООО «Медин» предлагается открытие нового медицинского центра на проспекте Октября.

В городе большое количество медицинских центров – их количество 935 организаций. На улице Октября, где будет располагаться медицинский центр «Медин», есть один конкурирующий медицинский центр, располагающийся по улице Октября, 10-А, это центр коррекции веса и фигуры «Bb clinic». Этот медицинский центр является узкоспециализированным, его направленность деятельности – диетология. Создаваемый новый медицинский центр «Медин» будет многопрофильным, в этом районе нет многопрофильных центров с такими направлениями как – урология, кардиология, травматология, мануальная терапия, лабораторная диагностика.