Файл: «Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стресс принято разделять на два основных вида: системный, или физиологический, и психический. В зависимости от факторов, вызывающих психический стресс его подразделяют на эмоциональный и информационный. Первый большинством авторов связывается с ситуациями угрозы, страха, обиды и т.д., то есть с проявлением негативных эмоций. Второй вид психического стресса связан с ситуациями значительных информационных перегрузок, когда человек не может справиться с объемом поступающей информации, не может ее переработать и принять верное решение в требуемом от него темпе. Таким образом, можно отметить, что психический стресс в большей степени связан с биосоциальной сущностью человека, с нахождением его в социальной среде, это состояние значительного эмоционального напряжения, при взаимодействии человека с внешним миром [23, с. 22].

Стресс имеет свои физиологические, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные проявления, которые негативно сказываются на жизнедеятельности человека. Каждое из этих проявлений описал Ю.В. Щербатых в своей книге «Психология стресса и методы коррекции». К поведенческим признакам стресса автор относит: нарушение психомоторики, изменение образа жизни, профессиональные нарушения, нарушение социально-ролевых функций. Под интеллектуальными признаками Ю.В. Щербатых понимает нарушение таких базовых свойств интеллекта, как внимание, мышление, память (например, трудность сосредоточения, повышенная отвлекаемость, снижение творческого потенциала, нарушение логики, ухудшение показателей оперативной памяти и др.). Физиологические проявления стресса затрагивают все системы органов, пищеварительную, дыхательную и в особенности сердечно-сосудистую, так как она обладает повышенной чувствительностью. В эмоциональном плане Ю.В. Щербатых отмечает общее ухудшение эмоционального фона в негативную сторону, а также такие проявления, как выраженные негативные эмоции, изменения в характере, возникновение невротических состояний [40, с. 148].

В связи с тем, что стресс оказывает настолько негативное воздействие на человека, его физическое и психологическое здоровье и его деятельность, возникла необходимость в изучении возможностей человека по преодолению этих последствий и предупреждению их в будущем.

Современные специалисты, испытывающие значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные высоким темпом профессиональной деятельности, необходимостью переработки большого объема информации в условиях интенсификации рабочего процесса, подвержены развитию стресс-индуцированных расстройств, выражающихся в нарушении психических и физиологических функций организма и снижении уровня стрессоустойчивости. Особенно ярко это проявляется в период выполнения профессиональных задач, которые, по сути, являются пиковым периодом профессиональной деятельности, представляя модель психического напряжения, в которой интегрируется большинство неблагоприятных стресс-факторов [35, с. 67].


В ходе профессиональной деятельности в качестве стрессоров для специалистов могут выступать: значительная интеллектуальная нагрузка, нехватка времени (в т. ч. на сон и отдых), необходимость адаптации к новой профессиональной среде, неопределенность будущего трудоустройства и карьеры в условиях постоянного изменения рынка труда [23, с. 24].

Реакция на стрессогенную ситуацию является индивидуальной. В формировании стресса многое зависит от отношения к происходящим событиям: от восприятия их как угрозы социальному благополучию и удовлетворению определенных значимых потребностей, от сложившихся стереотипов реагирования и уровня саморегуляции [28, с. 61].

В рамках изучения факторов формирования копинг–поведения особое место занимают вопросы о роли различных личностных структур в данном процессе. Одним из наиболее существенных таких образований в рамках подросткового возраста выступает самооценка. Самооценкой в самом широком смысле называют ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятой им системы ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [9, с. 485].

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности.

Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

В регулировании поведения самооценки принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств его осуществления, и наконец, значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения. Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется дифференцируется [32, с. 131].


Самооценка также является основным компонентом «Я-концепции».

По мнению И.С. Кона «у человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации» [цит. по 16, с. 70].

Т. Шибутани говоря о соотношении Я-образа и Я-концепции, в качестве одного из изменчивых компонентов самосознания определяет Я-образ. Автор считает, что «каждый человек должен сформировать Я-образ, то есть представление о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в соответствующую ситуацию» [цит. по 34, с. 80]. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в действии. Таким образом, Т. Шибутани считает, что формирование Я-образов есть распространение адаптаионной тенденции.

Э. Аронсон опираясь на теорию когнитивного диссонанса, автор выделяет три вида копинг-механизмов, способствующих сохранению позитивной Я-концепции и поддержанию самооценки на должном уровне:

1. самоубеждение. Несоответствие поведения Я-концепции. Ослабление диссонанса происходит путем смены поведения или изменением установок;

2. сохранение самооценки. Диссонанс возникает в межличностных отношениях и в сфере самоопределения. Ослабление диссонанса достигается дистанцированием или принижением уместности задачи.

3. самосовершенствование – устранение угрозы Я-концепции путем поиска дополнительного социального признания этого аспекта идентичности [7, с. 84].

Ш. Тейлор отмечает, что люди склонны искать и интерпретировать ситуации, которые соответствуют их уже существующим Я-концепциям, и выбирают копинг механизмы избегания или сопротивления ситуациям, которые не соответствуют существующим у них Я-концепциям. Этот процесс получил название подтверждения собственного «Я».

Подтверждение собственного «Я» - процесс, включающий в себя поиск и интерпретацию ситуаций, подтверждающих представление человека о самом себе, и уклонение от ситуаций и обратных связей, не совпадающих с данным представлением, или сопротивление им.

Ш. Тейлор подчеркивает, что люди «обдуманно выбирают образ действия, обдуманно используют поведенческие стратегии, подтверждающие представления о собственном «Я»» [цит. по 10, с. 99].

Менее удачным способом совладания с трудными ситуациями, как отмечает автор, является создание препятствий самим себя. Это совершение действий, создающих непреодолимые препятствия для успеха, с тем, чтобы в дальнейшем, испытав поражение как неизбежный результат предыдущих действий, получить возможность объяснить его этим препятствием, а не недостатком собственных способностей и усилий.


Люди, регулярно использующие препятствия, склонны к применению практических стратегий сдерживания и концентрации внимания на отрицательных результатах. В итоге этого они имеют более слабые навыки обучения, гораздо хуже успевают в учебе и обладают более слабой психологической адаптацией.

А.А. Реан относит самооценку к центральным образованиям личности, ее ядру. Автор считает, что самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Основными компонентами самооценки А.А. Реан называет саморегуляцию и самоконтроль. Где саморегуляцию автор наделяет двумя мотивами: мотив, направленный на обладание адекватной, устойчивой и позитивной Я-концепцией, и мотив направленный на обладание информацией или ситуацией, которые будут способствовать самосовершенствованию. Самоконтроль, считает автор – это «способность контролировать собственное поведение в зависимости от ситуации. Высокие показатели самоконтроля способствуют изменению поведения в соответствии с ситуационными стимулами, низкие показатели самоконтроля – контролируются внутренними установками и ценностями» [цит. по 25, с. 159].

Применительно к самоконтролю внешние мотивы (чувственность к ситуационным стимулам), А.А. Реан конструктивным преодолением считает мотивы успеха, а внутренние мотивы считает неэффективными и называет их мотивами избегания, защиты.

Г.С. Салливан отмечает, что стремление к персонификации себя как «хорошего Я» и избегание мнений о себе как о «плохом Я» являются важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который обозначается Г.С. Салливаном термином «избирательное внимание». Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Г.С. Салливан считает, что личность – это «модель повторяющихся межличностных интерперсональных отношений, поэтому переживание важных для ребенка потребностей приводит к складыванию динамизмов – способов преодоления трудных ситуаций. При этом в зависимости от того, какая структура «Я-концепции» более развита – «хорошее Я» или «плохое Я», доминирует тот или иной способ решения трудной ситуации. Так, при «плохом Я» вина чаще всего принимается самим субъектом, в то время как при «хорошем Я» - перекладывается на других» [цит. по 32, с. 175].


Для того, чтобы выяснить в каких адаптивных процессах возникает необходимость изменения и развития Я-концепции, Д.Я. Райгородский подчеркивает необходимость различать три разновидности адаптации, которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий: «адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации в том числе различных видов конфликтов – это активная, преимущественно незащитная адаптация; адаптация путем ухода из проблемной ситуации – это пассивная адаптация, бегство, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей копинг стратегия; адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней» [цит. по 25, с. 275].

Последняя адаптивная стратегия может осуществляться: путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, то есть создания ее непроблемного субъективного образа; и путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции. Д.Я. Райгородский утверждает, что «адаптивные подструктуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии» [цит. по 25, с. 278].

В своем исследовании В.И. Голованевская исследует наличие взаимосвязи между предпочтением копниг стратегии и основными параметрами Я-концепции. В.И. Голованевская отмечает, что «как активное начало и ведущий регулятор поведения Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, она является и важным фактором в интерпретации уже имеющегося опыта, и источником ожиданий» [цит. по 13, с. 133]. Ситуации требующие совладания, традиционно определяются как более сложные и представляющие большую угрозу адаптации человека, чем обыденные ситуации. Следовательно, для их преодоления необходимо прикладывать усилия и реализовать свои возможности на более высоком уровне, задействовать весь свой потенциал, актуализировать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Таким образом В.И. Голованевская делает вывод, что «в выборе конструктивных способов копинг–поведения необходимо иметь реалистическое представление о собственных возможностях, то есть реалистическую оценку самого себя» [цит. по 13, с. 135].

Х. Ремшмидт отмечает, что новые раздражители, появляющиеся в процессе развития, дают новые поводы для конфликтов и их преодоления. Под копинг-механизмами Х. Ремшмидт понимает «процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей, а это в свою очередь, ведет к положительной самооценке» [цит. по 29, с. 47].