Файл: «Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 3, доминирующими типами психологической защиты у специалистов, находящихся в ситуации стресса: «отрицание», «проекция» и «интеллектуализация». Следовательно, механизм отрицания у специалистов экспериментальной группы проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые для окружающих не принимаются или не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Отрицание реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Механизм психологической защиты – проекция, также является доминирующим специалистов, находящихся в стрессовой ситуации. В основе данного механизма «лежит» процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для специалистов чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом становятся вторичными. Негативный, социально мало одобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Механизм психологической защиты – интеллектуализация также доминирует потому, что в среде специалистов во время экзамена очень важно оставаться невозмутимым и невосприимчивым к окружающим, а также показывать безразличие к переживаниям, вызванным неприятной и неприемлемой ситуацией при помощи логических установок.

Из таблицы 3 видно, что по шкалам «отрицание», «проекция», «интеллектуализация», «вытеснение» наблюдаются индивидуальные различия внутри группы. Далее подробно остановимся на их качественно – количественном анализе (таблица 4 в Приложении).

Как видно из таблицы 4, большинство специалистов, находящихся в стрессе (80 %) используют такой механизм психологической защиты как отрицание. Вытеснение используют более половины опрошенных (70 %). Компенсацию используют большинство лиц мужского пола, специалистов, находящихся в стрессе (70 %). К механизму защиты – проекция часто прибегают чуть более половины специалистов, находящихся в стрессе (60 %), редко к такому способу прибегают (10 %) специалистов. Интеллектуализацию используют большинство опрошенных (60 %), количество лиц с низкими значениями не выявлено.

Далее рассмотрим данные, полученные в контрольной группе. Средние значения по методике «Диагностика типологий психологической защиты» представлены в таблице 5 в Приложении.


Как видно, из таблицы 5 доминирующими типами психологической защиты у специалистов, не находящихся в стрессе, являются: «отрицание», «проекция», и «интеллектуализация». Доминирующие типы психологических защит, полученные в контрольной группе, совпадают с доминирующими типами психологических защит, полученными в экспериментальной группе.

Анализируя таблицу, нужно отметить, что по шкалам: «отрицание», «вытеснение», «проекция», «интеллектуализация» наблюдаются индивидуальные различия внутри группы. Далее подробнее остановимся на их качественно – количественном анализе (таблица 6 в Приложении).

Из таблицы 6 видно, что большинство специалистов (80 %) используют такой механизм психологической защиты как «отрицание». Чуть более половины испытуемых (55 %) часто используют механизм психологической защиты – «вытеснение». Чуть более половины специалистов (55 %) используют такой механизм психологической защиты как – «компенсация». Более половины опрошенных (60 %) часто используют такой механизм психологической защиты как – «проекция», редко прибегают к такому типу защиты менее четверти опрошенных (10 %). Такой механизм защиты, как «интеллектуализация», специалистов используют часто, более половины опрошенных (65 %).

Далее, сравним количество лиц с высокими значениями по следующим шкалам: «отрицание», «вытеснение», «компенсация», «проекция» и «интеллектуализация» в экспериментальной и контрольной группах между собой. Для сравнения использовалось угловое преобразование Фишера (таблица 7 в Приложении).

Как видно из таблицы 7, значимые различия между экспериментальной и контрольной группами существуют по шкале «компенсация». В группе, где испытуемыми выступали специалисты, находящиеся в условиях стресса, оказалось значительно больше лиц, часто использующих такой механизм психологической защиты как «компенсация» (значимость различий 0,01>P), в отличие от группы, в которой, в качестве испытуемых выступали специалисты не в состоянии стресса. Возможно, этот механизм психологической защиты используется специалистами в стрессе как одна из форм защиты себя, от собственного комплекса неполноценности, и в частности это связано с тревожностью и стрессом экзаменационной ситуации.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что доминирующими типами психологических защит в экспериментальной группе являются: «отрицание», «проекция» и «интеллектуализация». С помощью углового преобразования Фишера были выявлены индивидуальные различия по шкале «компенсация».


Таким образом, у специалистов, находящихся в стрессе, доминирующими типами психологических защит являются: «отрицание», «вытеснение» и «компенсация». На следующем диагностическом этапе нами выявлялись копинг-стратегии специалистов обеих групп (табл. 8-9 в Приложении).

Анализируя данные контрольной группы, представленные в таблице 8, отметим, что большинство специалистов, не находящиеся в стрессе в качестве индивидуальных копинг-стратегий использовали продуктивные стратегии, которые помогают им быстро и успешно справиться со стрессом. В частности, отметим следующие результаты.

  1. По когнитивному блоку – 75% специалистов выбрали продуктивную стратегию, характеризующую стратегию проблемного анализа в случае трудностей и стресса.
  2. По эмоциональному блоку – 55% специалистов выбрали продуктивную стратегию, характеризующуюся оптимизмом в стрессовых условиях.
  3. По поведенческому блоку – 85% специалистов выбрали продуктивную стратегию, характеризующуюся сотрудничеством в поведении стресса.

Отметим, что непродуктивные стратегии мало характерны специалистам из контрольной группы, только у 5% специалистов проявляется непродуктивная стратегия в эмоциональном блоке, которая проявляется подавлением эмоций в стрессовых ситуациях. У остальных специалистов определяются относительно продуктивные копинг-стратегии.

Более подробно распределение копинг-стратегий по блокам в группе представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение копинг-стратегий в контрольной группе

Анализируя данные экспериментальной группы, представленные в таблице 9, отметим, что большинство специалистов, находищихся в стрессе в качестве индивидуальных копинг-стратегий использовали непродуктивные стратегии, не устраняющие стрессовое состояние, а напротив, способствующие его усилению, и относительно продуктивные стратегии, помогающие в некоторых ситуациях, при небольшом стрессе. В частности, отметим следующие результаты.

      1. По когнитивному блоку – 55% специалистов выбрали непродуктивную стратегию, связанную с растерянностью в случае трудностей и стресса, у 55% выявляется относительно продуктивная стратегия, которая характеризуется диссимиляцией, игнорированием, установкой собственных ценностей в стрессовых ситуациях.
      2. По эмоциональному блоку – 55% специалистов выбрали непродуктивную стратегию, характеризующуюся эмоциональной разрядкой, подавлением эмоций, проявлением агрессивности в стрессовых ситуациях, у 35% проявляется относительно продуктивная стратегия в виде пассивной кооперации и проявлением протеста.
      3. По поведенческому блоку – 30% специалистов выбрали непродуктивную стратегию, характеризующуюся активным избеганием и отступлением от проблемных ситуаций и их решения, 70% специалистов выбрали относительно продуктивную стратегию, которая проявляется конструктивной активностью, компенсацией и отвлечением.

Отметим, что продуктивные стратегии мало характерны специалистам из экспериментальной группы, только у 10% специалистов проявляется в в эмоциональном блоке.

Более подробно распределение копинг-стратегий по блокам в группе представлено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение копинг-стратегий в экспериментальной группе

Сравнивая результаты обеих групп, мы можем сделать вывод о том, что выбор индивидуальных копинг-стратегий обусловлен проявлением стресса в поведении: у специалистов в ситуации стресса выбор копинг-стратегии определяется непродуктивностью и относительной продуктивностью поведения в стрессовых условиях, тогда как специалисты, не находящиеся в стрессе характеризуются выбором продуктивных стратегий поведения в стрессовых условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретические аспекты исследования по проблеме изучения эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде позволили обобщить следующее:

1. Стратегии и копинг-поведения представляет собой систему механизмов, направленных на снижение негативных переживаний, связанных с конфликтами, угрожающими целостности личности. Защитные механизмы возникают во фрустрирующих ситуациях, закрепляются в психике при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивает адаптацию личности. Процесс их использования называют защито-адаптивным или просто защитным процессом.

2. Поскольку у сформировавшейся личности уже имеются адаптивные механизмы, их комплексы и стратегии использования, то при возникновении фрустрирующих ситуаций их реакции не является полностью спонтанными и не организованными. В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладеющего поведения - копинг-стратегии.

3. Копинг-стратегии - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации. Для того, чтобы противостоять воздействию стрессогенных факторов, адаптироваться к сложившейся стрессовой ситуации, справляться с поставленными задачами без вреда для своего здоровья и выполняемой деятельности человеку необходимы механизмы психологической защиты.

4. Современные специалисты, испытывающие значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные высоким темпом профессиональной деятельности, необходимостью переработки большого объема информации в условиях профессионального стресса, подвержены развитию стресс-индуцированных расстройств, выражающихся в нарушении психических и физиологических функций организма и снижении уровня стрессоустойчивости. Особенно ярко это проявляется в период отчетных периодов и рабочих заданий в режиме «дедлайн», которые, по сути, является пиковым периодом профессиональной деятельности, представляя модель психического напряжения, в которой интегрируется.


5. В ходе эмпирического исследования, в котором приняли участие 40 специалистов, была смоделирована ситуация стресса, и проведена диагностика особенностей формирования стратегии и копинг-поведения специалиста в профессиональной сфере. По результатам исследования было доказано, что стресс оказывает влияние на выбор стратегий и копинг-поведения личности специалиста, т.е. специалисты, находящиеся в ситуации стресса (непосредственно) более склонны к выбору психологической защиты личности, тогда как специалисты, не находящиеся в ситуации стресса (уже сдавшие экзамен) более склонны к выбору эффективных копинг-стратегий совладающего поведения.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Афанасьева О.М. Механизмы психологической защиты / О.М. Афанасьева. - Саарбрюккен: LAP, 2014. - 68 с.
  2. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Вопросы философии. - 1969. - № 2. - С. 59-66.
  3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2017. - 496 с.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
  5. Воробьева В.Л. Социально-психологическая защищенность специалистов вуза: монография / В.Л. Воробьева. - М.: Издательство АСВ, 2014. - 192 с.
  6. Гадомская П.А. Внутриличностный конфликт и роль психологических защит в его преодолении / П.А. Гадомская // Лучшая научная статья 2017: сборник трудов научной конференции. - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 190-193.
  7. Грановская Р.М. Защита личности. Психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2012. - 352 с.
  8. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб: Речь, 2007. - 480 с.
  9. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть» / Г.И. Гурджиев. - М.: Энигма, 2014. - 240 с.
  10. Долгова В.И. Психологическая защита: монография / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева. - М.: Перо, 2014. - 160 с.
  11. Дроздова Н.В. Формирование конструктивной стратегии преодоления специалистом психологических барьеров в учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Дроздова. - Самара, 2009. - 208 с.
  12. Дунай В.И. Особенности проявления стресса у специалистов с учетом условий их проживания / В.И. Дунай, В.Н. Сидоренко, Н.Г. Аринчина, О.И. Августинович // Военная медицина. - 2012. - № 2. - С. 44-47.
  13. Калинина Н.В. Психологическая защита как компонент индивидуального стиля жизни: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Н.В. Калинина. - Москва, 2010. - 212 с.
  14. Колмогорова Н.А. Процесс адаптации к стрессовым ситуациям в студенческой среде / Н.А. Колмогорова // Молодежь и наука: сборник трудов научной конференции. - М.: МИФИ, 2015. - С. 146-147.
  15. Лепшокова З.А. Социально-психологические особенности студенческого возраста / З.А. Лепшокова // Проблемы и перспективы развития науки в России и в мире: сборник трудов научной конференции. - Уфа: Агентство международных исследований, 2017. - С. 27-30.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2016. - 592 с.
  17. Маликова Т.В. Психологическая зашита. Направления и методы / Т.В. Маликова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.В. Шатровой. - СПб: Речь, 2012. - 232 с.
  18. Мандель Б.Р. Психология стресса: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 252 с.
  19. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2011. - 400 с.
  20. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. - Казань: КГМА, 2013. - 101 с.
  21. Нагирнер И.И. Условия формирования стрессоустойчивости в образовательном процессе вуза / И.И. Нагирнер // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 590-598.
  22. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
  23. Новикова Ю.Л. Влияние стресса на жизнь современного специалиста / Ю.Л. Новикова, Т.Н. Семенова, Д.С. Лимонов // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. - № 6. - С. 22-25.
  24. Петрова Н.Ф. Психологическая защита как средство обеспечения безопасности личности и сохранения психического здоровья / Н.Ф. Петрова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 132-134.
  25. Прохоров А.О. Психология состояний: учебное пособие / А.О. Прохоров. - М.: Когито-центр, 2011. - 624 с.
  26. Рыбина Л.Д. Влияние занятий физической культурой в вузе на адаптацию специалистов к различным стрессовым ситуациям / Л.Д. Рыбина, О.С. Кузнецова // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: сборник трудов научной конференции. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. - С. 241-246.
  27. Сапольски Р. Психология стресса / Р. Сапольски. - СПб: Питер, 2015. - 480 с.
  28. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье; пер. А. Лук, И. Хорол. - М.: Виеда, 1992. - 112 с.
  29. Соловьева А.В. Психологическая защита в специалистовом возрасте. Сущность, содержание, причины: монография / А.В. Соловьева. - М.: Флинта, 2014. - 184 с.
  30. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте: коллективная монография / Под ред. А.Л. Журавлева, А.Е. Сергиенко. - М.: Когито-центр, 2014. - 512 с.
  31. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс / Л.Ю. Субботина. - М.: Гуманитарный центр, 2014. - 230 с.
  32. Субботина Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.03 / Л.Ю. Субботина. - Ярославль, 2006. - 318 с.
  33. Теслинов И.В. Особенности формирования психологической устойчивости к стрессовым ситуациям в высших учебных заведениях / И.В. Теслинов, В.М. Усков, Г.М. Теслинова // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2017. - Т. 20. - № 2. - С. 195-204.
  34. Туник Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика / Е.Е. Туник. - СПб: Речь, 2014. - 224 с.
  35. Уткина А.С. Стресс в жизни современного специалиста / А.С. Уткина // Проблемы и перспективы развития современной научной мысли: сборник трудов научной конференции. - Уфа: агентство международных исследований. - 2017. - С. 67-70.
  36. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд. - М. АСТ, 2014. - 160 с.
  37. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. - М.: Азбука-Аттикус, 2015. - 288 с.
  38. Фромм Э. Защитные механизмы / Э. Фромм // Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2017. - С. 106-121.
  39. Шиянова З.В. Роль оздоровительных технологий в здоровье специалистов и адаптации их к стрессовым ситуациям / З.В. Шиянова, Н.Н. Бумарскова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник трудов научной конференции. - Уфа: УГНТУ, 2018. - С. 310-312.
  40. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб: Питер, 2013. - 256 с.