Файл: «Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным дефектом психоаналитической трактовки «психологической защиты» является то, что последняя рассматривается как механизм, используемый только в эксквизитных случаях, - как единственно остающееся средство, способствующее предотвращению негативных клинических последствий конфликта «Я» с противостоящим ему якобы враждебным «бессознательным». Именно так ориентирована разработка проблемы в работах А. Фрейд [1, с. 27].

Целью функционирования механизмов защиты, по мнению А. Фрейд, является ограничение развития тревоги (неудовольствия) и преобразование инстинктов, что обеспечивает адаптацию к трудным ситуациям, поддержание гармоничных отношений между ИД, Супер-Эго и силами внешнего мира [36, с. 55].

В зависимости от источника угрозы А. Фрейд различает защиту от инстинкта и защиту от аффекта. В первом случае защитный процесс направлен на то, чтобы не допускать в сознание представлений, касающихся инстинктов и несущих угрозу для Я. В случае функционирования защиты от аффекта в сознание не допускаются опасные желания и аффекты (любовь, боль, ревность и т.п.) [1, с. 29].

А. Фрейд было сформулировано первое определение механизмов защиты, согласно которому защитные механизмы являются деятельностью «Я», начинающейся, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, которые представляют для него опасность. Они действуют автоматично, не согласовано с сознанием [36, с. 60].

Ф.В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм предупреждения расстройств поведения не только в рамках конфликта между сознанием и бессознательным, но и между различными эмоциональными установками. Реализация этой особой психической активности происходит в форме специфических приемов переработки информации, способных предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Проявление психологической защиты наблюдается в тенденции индивида сохранять привычное мнение о себе путем отторжения или искажения информации, неблагоприятной и разрушающей первоначальные представления о себе и окружающих [2, с. 63].

Г.И. Гурджиев говорил, что если человек внезапно осознает все свои противоречивые части, то он, скорее всего, сойдет с ума. Раздробленные части нас самих представляют собой не просто случайное скопление; они активно организованы в то, что может быть названо ложной личностью, которая сохраняет свою структуру при всех происходящих изменениях и потрясениях. Когда мы разделяем себя на части, то активные механизмы ложной личности сохраняют эти части на своих местах. Г.И. Гурджиев назвал эти механизмы буферами [9, с. 76]. Все наши буферы и защитные механизмы являются разновидностями лжи. Г.И. Гурджиев настаивал на том, что большинство людей лгут большую часть времени. И то, что они не знают, что они лгут, делает ситуацию еще хуже [9, с. 78].


Защитные механизмы выступают так же в роли буферов по отношению к нашему осознанию тех разочарований и угроз, которые приносит нам жизнь [9, с. 80].

По мнению Э. Фромма, механизмы избавления «бегства», возникают из неуверенности изолированного индивида. Он рассматривает наиболее значимые механизмы:

- Садо-мазохизм. Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлении к подчинению и господству.

- Разрушительность, целью которой является не активный или пассивный симбиоз (в отличие от садо-мазохизма), а уничтожение, устранению объекта.

- Автоматизирующий конформизм, выражающийся в усвоении индивидом предлагаемого ему общепринятого шаблона, превращении индивида в субъект чужих ожиданий [38, с. 110].

В трансактном анализе Э. Берн аналогом защитных механизмов считал различные способы структурирования времени. Необходимость такого структурирования вызывается потребностями во внимании со стороны других и потребностью в принадлежности к ним [3, с. 82]. Основными защитными механизмами структурирования времени Э. Берн называл:

- Замыкание - отказ от всяких взаимодействий.

- Ритуалы – полностью предсказуемые действия, программируемые обычаями и традициями.

- Работа - действия, ориентированные на внешнюю реальность, программируемые материалом, с которым приходится работать.

- Развлечения – являются свободно избирательным взаимодействием.

- Игры - наборы целенаправленных взаимодействий, приводящие к психологической выгоде и заключающие ловушку для партнера, обусловленные наличием бессознательного жизненного плана. (сценария).

- Сценарии - базируются на ограниченном числе тем и представлены в виде любимых историй, тем, мифов [3, с. 84].

К собственно защитным механизмам Э. Берн относил замыкание, игры и сценарии, а остальные способы структурирования времени - к способам адаптации [3, с. 86].

А.А. Налчаджян уточнял понятие «психический механизм». Он считал, что под психическим механизмом следует понимать структуру определенным образом связанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. Это более или менее устойчивая схема психических действий. Если речь идет о защитных механизмах, то это такие схемы психических действий, которые приводят к той или иной степени и форме адаптированности личности, разрешения фрустрирующей ситуации и т.п. [22, с. 146]

Защитные механизмы возникают во фрустрирующих ситуациях, закрепляются в психике при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивает адаптацию личности. Процесс их использования называют защито-адаптивным или просто защитным процессом.


Поскольку у сформировавшейся личности уже имеются адаптивные механизмы, их комплексы и стратегии использования, то при возникновении фрустрирующих ситуаций их реакции не является полностью спонтанными и не организованными [6, с. 191].

В качестве основных способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы совладающего поведения - копинг-стратегии.

Копинг-стратегии - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.

Основное отличие защитных механизмов от копинг-поведения - неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних [13, с. 64].

Для общего обозначения ситуаций, вызывающих образование и функционирование механизмов защиты Ф.В. Бассин использует термин «эксквизитные ситуации». Под ними автор понимал ситуации, в которых противоречие, как определенный момент развития, предельно обострено и требует своего снятия, а характер разрешения противоречий определяет направление в развитии личности [2, с. 64].

В ситуациях, когда возрастает напряженность потребности, а условия удовлетворить ее отсутствуют, регуляцию поведения осуществляют механизмы психологической защиты - такова точка зрения Р.М. Грановской, И.М. Никольской. Они считали, что защита сохраняет привычное мнение человека о себе, отторгая или искажая информацию неблагоприятную или разрушающую систему представлений [7, с. 42].

В.Н. Мясищев выделяет три класса отношений: отношение к миру предметов и явлений, отношение к другим людям и отношение к себе. Последнее защищается личностью наиболее активно. Действие психологической защиты вызвано межличностными или социальными конфликтами, которые детерминируют возникновение внутри личностных противоречий [19, с. 54].

В.И. Долгова и О.А. Кондратьева в своем исследовании обобщают подходы к понимаю феномена психологической защиты и делают вывод о том, что психологическая защита - это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных и травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [10, с. 79]

За последние десятилетия было показано, что «психологическая защита» является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом. Он имеет огромное значение в сопротивлении, оказываемом организмом болезни, и предотвращает - при его не правильном функционировании - дезорганизации психической деятельности и поведения не только в условиях конфликта сознания и «бессознательного», но и при становлении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических установок [24, с. 133].


У разных людей способность к «защитной» психической деятельности выражается в различной степени. Если у одних лиц, «хорошо психологически защищенных», переработка патогенных старых и возникновение более адекватных новых психологических установок начинается как только они встречают в своих устремлениях даже самое незначительное препятствие, то у других, «плохо психологически защищенных», проявляется неспособность к развитию данной защитной активности даже в гораздо более серьезных случаях, когда приспособительные изменения установок выступают в качестве необходимого условия предотвращения грозной клинической перспективы [31, с. 51].

Прослеживание динамики заболеваний в связи с этой диференцированностью обусловило постепенное оформление концепций, утверждающих представление о том, что начало самых разных патологических процессов связано с дезорганизацией нормальной «психологической защиты», открывающей как бы дорогу более грубым, структурно и функционально, физиологическим и биохимическим факторам онтогенеза [24, с. 133].

Таким образом, можно сделать вывод, что в научных исследованиях, под стратегиями защиты и копинг-поведением понимается система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных и травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

1.2 Факторы формирования копинг-поведения в условиях профессионального стресса

Современная ситуация, складывающаяся в системе профессиональной деятельности, акцентирует внимание на развитии личности, актуализирует потребность в задействовании личностных ресурсов с целью обеспечения эффективности профессиональной деятельности личности и их индивидуальной комфортности, стабильности физического и психического здоровья.

В.А. Бодров в своей книге «Психологический стресс: развитие и преодоление» отмечает отсутствие общепринятой теории стресса и, как следствие, общепринятого его определения [4, с. 36]. Впервые термин стресс был введен У. Кэнноном в физиологию и психологию, в дальнейшем его развил Г. Селье вначале в рамках теории общего адаптационного синдрома, а затем в рамках теории стресса. Стресс в переводе с английского языка означает напряжение, давление, усилие [18, с. 60]. Наиболее распространенной считается концепция стресса канадского физиолога Ганса Селье, который определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [28, с. 19]. Вначале Г. Солье рассматривал стресс с физиологической точки зрения в рамках общего адаптационного синдрома. В общем адаптационном синдроме он выделял три фазы:


а) реакция тревоги;

б) фаза сопротивления;

в) фаза истощения [28, с. 21].

Каждую из стадий автор характеризовал изменениями в нервном и эндокринном функционировании организма. Г. Селье также отмечает индивидуальную реакцию разных людей на один и тот же стрессор и связывает это с факторами обусловливания, которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. Эти обусловливания автор подразделяет на внешние, к которым относит прием лекарственных препаратов и гормонов, диету, и на внутренние, к которым относятся возраст, пол, генетическая предрасположенность. Наиболее сильными стрессорами, по мнению Г. Селье, являются умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность и бесцельное существование. Сам стресс ученый разделяет на дистресс и эустресс. Дистресс представляет собой негативный тип стресса, с которым организм не может справиться, такой тип стресса всегда неприятен. Эустресс - это, напротив, тип стресса, вызванный положительными эмоциями, это несильный стресс, мобилизующий организм. Кроме того, по мнению Г. Селье, возможен переход одного типа стресса в другой под воздействием некоторых эмоциональных факторов, например, фрустрации [28, с. 24]. Данная теория является классической, но не общепринятой теорией.

Различные ученые по-разному подходят к определению стресса. В.А. Бодров выделяет несколько значений, в которых обычно употребляется данный термин: во-первых – это любые внешние раздражители и события, вызывающие напряжение или возбуждение у человека; во-вторых – это субъективная реакция, отражающая внутреннее психическое состояние напряжения или возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления); в-третьих – это может быть физиологическая реакция организма человека на предъявленное ему воздействие, то есть это то значение, в котором его употребляли У. Кэннон и Г. Селье [4, с. 53].

А.Г. Маклаков определяет стресс как функциональное состояние, характеризующееся повышенной физиологической и психической активностью, для которого также характерна крайняя неустойчивость. Однако, по мнению автора, не следует рассматривать стресс как чисто негативное явление, поскольку он проявляется только тогда, когда организму требуется адаптация к изменившимся условиям, что необходимо для его выживания [16, с. 167].

В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности. В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копингресурсов [20, 35]. Поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным относят стратегию «разрешение проблем», как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер [35, с. 68]. К личностно-средовым адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относят уровень когнитивного развития, наличие социально-поддерживающей сети и ее эффективность, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость [20, с. 55].