Файл: «Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Х. Ремшмидт считает, что стратегия преодоления трудностей необходима при столкновении с новыми требованиями, решение проблем требует от подростков новых конструктивных подходов, догадок, способностей, открытие неизвестных ранее возможностей своей личности. Все это предполагает наличие, по мнению автора, соответствующих когнитивных способностей, однако необходимо учитывать и эмоциональные компоненты.

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина наиболее значимым считают запоминание детьми успехов и неудач с полярными самооценками – повышенной и пониженной. При повышенной неадекватной самооценке подросток стремится удержаться на ее уровне. А поскольку неуспех ставит самооценку под угрозу, то это сказывается и на характере поведения. Во втором случае наблюдается несколько иная картина. Неспособность преодолеть трудную ситуацию снижает и без того низкий уровень оценки подростком своих возможностей, создавая тем самым предпосылки для еще большего переживания собственных неудач [16, с. 188].

Особо авторы отмечают психологическую устойчивость как способ совладания с трудными ситуациями.

Существенной стороной понимания любого личностного феномена является представление о законах его формирования в онтогенезе.

Решение проблемы о том, какие конкретные условия, механизмы и хронологическая последовательность образования ее копинг - стратегий, связанной с некоторыми закономерностями онтогенетического зарождения различных форм копинг–поведения (условиями, стадиями, порядком и пр.), представлено в литературе недостаточно. Но в этих немногочисленных попытках вскрыть механизмы и проследить хронологию генезиса копинг явлений намечается относительное единство.

Развитие разновидностей копинг стратегий в психоанализе связывается с возникновением в онтогенезе различных типов тревоги [40, с. 133].

Идеи психоанализа позволяют заключить, что каждая из копинг стратегий развивается сначала как средство овладения некоторой специфической конкретной ситуацией, и связывается с конкретной фазой детского развития [3, с. 105].

Также отмечается привязанность генезиса стратегий копинг–поведения с хронологией возникновения когнитивных. Данные идеи наиболее ярко наблюдается в структурной теории Р. Плутчика. Согласно данной концепции в числе первых должны возникать способы, связанные с перцептивными процессами (избегание), затем – с процессами памяти, а именно, с забыванием информации. Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации [7, с. 123].


Для понимания генезиса копинг стратегий личности больший интерес представляет определение причин их формирования. Иначе говоря, встает вопрос о принципиальных характеристиках стимульных ситуаций и факторах, способствующих формированию устойчивых моделей реагирования (копинг-стратегий).

Вариант решения этих вопросов представлен в исследовании Л.Р. Гребенникова. Все выделенные им факторы, влияющие на процесс образования копинг стратегий, можно условно разделить на внешние (средовые) и внутренние (личностные).

К внутренним факторам отнесены:

• Динамические особенности психики субъекта.

• Опыт решения проблем адаптации.

• Особенности удовлетворения базовых психологических потребностей личности.

В число внешних факторов входят:

• Наличие специфической (эксквизитной) ситуации.

• Дестабилизирующее воздействие среды [5, с. 64].

Следует отметить неравноценность внешних факторов. Так, наличие специфической ситуации как условия формирования и актуализации копинг стратегий, носит разовый (ситуативный) характер и имеет непосредственное влияние на проявление той или иной формы копинг–поведения, выступая своеобразным механизмом ее запуска. В то же время дестабилизирующее воздействие среды будет играть роль в генезисе копинг стратегий лишь в случае его пролонгированного характера. Причем влияние его на особенности копинг–поведения будет опосредовано внутренними особенностями индивида (в частности, рассмотренными выше), которые разовьются под влиянием этого воздействия.

По мнению некоторых авторов, копинг стратегии возникают в фрустрирующих ситуациях, закрепляются в арсенале поведения при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивают адаптацию личности [10, с. 88].

Специфические ситуации, способствующие образованию и актуализации копинг стратегий, Л.Р. Гребенников относит к разряду экзистенциально значимых для личности, эксквизитных (термин введен Ф.В. Бассиным,). Это такие ситуации, в которых противоречие, как определенный момент развития, предельно обострен и требует своего снятия, а характер разрешения противоречия определяет направление в развитии личности [5, с. 78].

Эксквизитные ситуации характеризуются рядом признаков:

• наличием стимула, несущего угрозу, и другого стимула (внешнего или внутреннего), препятствующего спонтанному реагированию на первый;

• наличием нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависят от выраженной потребности в разрешении противоречия, особенностей ситуации, свойств личности и текущего состояния, опыта разрешения подобных ситуаций;


• возможностью освоения новых форм регуляции и новых уровней взаимодействия со средой [5, с. 79].

2. Эмпирическое исследование особенностей формирования психологической защиты и копинг-поведения в профессиональной среде

2.1 Организация и методы исследования

Эмпирическое исследование проходило в условиях ООО «Квант-К» (г. Москва), выборку исследования составили 40 специалистов двух отделов. Гендерные различия не выделялись, возраст испытуемых 25-40 лет.

Цель эмпирического исследования – установить степень влияния стрессовых ситуаций на особенности формирования стратегий и копинг-поведения в профессиональной среде.

Нами была смоделирована ситуация отсутствия стрессовых условий, одной группе специалистов (контрольная группа КГ, 20 человек) было объявлено, что они не выполняют отчетного задания, по результатам работы отдела им выписывается премия. Второй группе (экспериментальная ЭГ, 20 человек) наоборот смоделировали стрессовые условия, так как объявили, что сегодня у них внеплановая работа, являющаяся эквивалентом отчетного периода.

Гипотеза исследования: предположение о том, что стресс оказывает влияние на выбор психологических защит личности специалиста, т.е. специалисты, находящиеся в ситуации стресса (непосредственно) более склонны к выбору психологической защиты личности (негативное копинг-поведение), тогда как специалисты, не находящиеся в ситуации стресса более склонны к выбору оптимальных копинг-стратегий совладающего поведения.

Ход исследования предполагал:

  1. Проведение диагностики уровня стресса, типологии психологической защиты и диагностику индивидуальных копинг-стратегий.
  2. Результаты обрабатывались, сравнивались, проводился статистический анализ с помощью t-критерия Манна-Уитни с целью выявления различий в группах испытуемых.

Диагностический инструментарий включал в себя следующие методики:


1) Диагностика состояния стресса (А.О. Прохоров). Методика позволяет выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Результат 0—4 балла — означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5-7 баллов — умеренный уровень; 8-9 баллов — слабый уровень.

В - Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.

У - Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).

С - Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.

2) Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.). Определение основных типов эго-защиты. Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал,

3) Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм). Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:

• когнитивные;

• эмоциональные;

• поведенческие.

2.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования нами определялся уровень стресса у специалистов двух групп. Результаты представлены в таблице 1 в Приложении.

По результатам диагностики по методике А.О. Прохорова по обеим группам была составлена сравнительная диаграмма (см. рис. 1).


Рис. 1. Сравнительные результаты уровня регуляции в стрессовых ситуациях в обеих группах специалистов, %

Как можно видеть из данных результата диагностики уровня регуляции специалистов в стрессовых ситуациях, в экспериментальной группе (группа в стрессе) определяется у большинства специалистов (40%) слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. В контрольной группе таких 20% специалистов. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.

У 50% испытуемых специалистов контрольной группы определяется высокий уровень регуляции в стрессовых условиях, тогда как в экспериментальной группе таких специалистов 20%. Такие люди характеризуются тем, что ведут себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.

В обеих группах по 30% специалистов определяется умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди не всегда правильно и адекватно ведут себя в стрессовой ситуации. Иногда они умеют сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).

Качественный анализ диагностики показал, что в группах испытуемых есть различия, специалисты, находящиеся в стрессовых условиях (экспериментальная группа) более всего характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе.

С целью выявления статистических различий показателей степени регуляции в стрессовых условиях нами применялся t-критерий Стьюдента.

Расчет t-критерия Стьюдента по показателям степени регуляции в стрессовых условиях представлен в таблице 2 в Приложении.

Полученное эмпирическое значение t (2.85) находится в зоне статистической значимости, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

На следующем этапе исследования мы провели диагностику типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).

По каждой из 8 шкал: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивное образование подсчитывали количество положительных ответов, в соответствии с ключом. Средние значения по методике «Диагностика типологий психологической защиты» представлены в таблице 3 в Приложении.