Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Реформирование естественных монополий в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Структура рынка во многом определяет справедливость перераспределения ресурсов в обществе. Соблюдение баланса интересов субъектов рыночных отношений в ряде случаев невозможно без вмешательства государства, которое стремится привести условия функционирования рынка к сопоставимым с конкурентными. Особенно важную роль оно выполняет в тех случаях, когда рынок допускает появление монополии, а также под влиянием объективных причин возникает естественная монополия. Наиболее распространенными направлениями регулирования таких систем является изменение структуры рынка и модели поведения субъектов, создание благоприятных условий на потенциально конкурентных рынках, обеспечение недискриминационного доступа потребителей к товару или услуге монополиста, а также регулирование цен и тарифов. Тем не менее, вмешательство государства на основе имеющихся инструментов и методов в ряде случаев приводит к возникновению провалов регулирования.

Государство использует современные методы и инструменты антимонопольного и тарифного регулирования, которые базируются на традиционных взглядах экономистов-теоретиков. Несмотря на успешный зарубежный опыт, отсутствует возможность использования антимонопольных и тарифных методов и инструментов без предварительного детального анализа последствий их применения.

Естественная монополия возникла исторически и закрепилась благодаря специфике российского экономического уклада. Изменение структуры таких рынков мультипликаивно влияет на экономику. Исследование современных экономико-теоретических взглядов позволяет сделать вывод о том, что естественные монополии в форме вертикально интегрированных компаний сдерживают развитие страны. При этом требуется изменение структуры рынка путем выделения потенциально конкурентных направлений деятельности. Очень важно на этапе становления структуры таких рынков устранить провалы регулирования. В результате, требуется выработка эффективных методов и инструментов устранения провалов регулирования, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий, чем и обусловлена актуальность исследования.

Предметом исследования являются тенденции, провалы реформирования, методы и инструменты антимонопольного и тарифного регулирования.

Объект исследования - государственное регулирование рынков естественных монополий в разных странах.


Целью исследования является изучение опыта реформирования естественных монополий.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

-теоретическая характеристика рынков естественных монополий и провалов их реформирования;

-изучить опыт реформирования естественных монополий в разных странах.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Процессы трансформации естественных монополий в отдельных зарубежных странах

1.1.Нормативные основы реформирования естественных монополий в зарубежных странах

В основе антимонопольной политики многих стран мира лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, цель которых пресечь и не допустить антиконкурентные действия со стороны субъектов с рыночной властью.

Выделяют пять этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования за рубежом.

Два первых этапа – этапы становления и тестирования методов активного вмешательства государства в конкуренцию на рынке. Впервые такое антимонопольное регулирование было законодательно закреплено в США и Канаде.

В США антимонопольное законодательство было, в основном, направлено на проведение антитрестовой политики с помощью трех законов: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).

Закон Шермана подразумевал создание условий в пользу свободного предпринимательства и неограниченной конкуренции, а также желание правительства предотвратить несправедливое перераспределение благ от покупателей к продавцам[1]. Данный закон содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающие торговлю между штатами; запрещает монополизацию и попытки ее осуществления, что рассматривается как уголовное преступление; а также разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток, требовать компенсацию в трехкратном размере.


В 1912 г. в ходе президентской кампании в США кандидат в президенты В. Вильсон предложил дополнить закон Шермана более жесткими требованиями и ограничениями, что отчасти позволило ему одержать победу на выборах, а также создать прецедент государственного вмешательства в экономические процессы в обществе. И в 1914 г. Конгресс США принял Закон Клейтона, расширивший законодательство касательно трестов и распространившийся на другие возможные схемы монополистического поведения.

Затем Вильсон настоял на создании специального административного органа с целью создания благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрете нечестных методов конкуренции. Закон о Федеральной торговой комиссии был принят в 1914 г. для оказания помощи в рассмотрении действия других антитрестовских законов.

Третий этап уже имеет связь не только с законодательством США, а приходится на начало принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний некоторых европейских стран. В 1947 г. Япония и Германия под политическим давлением США приняли антимонопольное законодательство и в течение последующих лет внести значительные коррективы.

Предотвращением и предупреждением монополистической деятельности в Германии, согласно параграфу 48 Закона о противодействии ограничениям конкуренции, занимаются, в первую очередь, Федеральный антимонопольный орган, Федеральное министерство экономики и технологий, а также высшие органы федеральных земель.

Федеральный антимонопольный орган является независимым органом, основная цель деятельности которого - защита конкуренции в Германии. В компетенцию Федерального антимонопольного органа входит реализация положений, обозначенных в Законе о противодействии ограничениям конкуренции. Задачи, поставленные перед Федеральным антимонопольным органом, обозначены следующим образом: контроль деятельности экономического пространства, в том числе, установление запрета создания картелей, контроль слияний, надзор над доминирующим положением на рынке в том случае, если ограничение конкуренции распространяется за пределы территории одной федеральной земли.

Помимо Федерального антимонопольного органа, деятельность по защите конкуренции на каждой федеральной земле подпадает под сферу деятельности земельного антимонопольного ведомства, в компетенцию которого входят, к примеру, рассмотрение дел о нарушении запрета образования картелей, о злоупотреблении положением на рынке.


Вопросы по защите конкуренции в Германии также входят в компетенцию Федерального сетевого агентства, основной задачей которого является поддержание высокого уровня конкуренции на сетевых рынках (рынки электроэнергетики, газа), то есть Федеральное сетевое агентство должно создавать все возможные условия, чтобы владелец сети предоставлял конкурентам недискриминационный доступ к своей сети[2] .

В соответствии с Законом против ограничений конкуренции, который вступил в силу с 1 июля 2005 года, в Германии запрещены соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и согласованные действия, которые имеют своей целью или приводят к предотвращению, ограничению или искажению конкуренции, при этом интерпретация статьи Закона против ограничений конкуренции Германия была приведена в соответствие с толкованием ст. 81 (1)[3].

Договора об учреждении Европейского союза, осуществленным европейскими судами и Европейской комиссией.

При этом необходимо отметить, что возможно заключение соглашений, которые, в свою очередь, признаются допустимыми и их заключение не влечет наступления негативных последствий. Такими соглашениями являются соглашения, заключенные между организациями, а решения, принятые объединениями организаций или их согласованные действия, которые обладают свойством «полезности» для потребителей, если они способствуют улучшению производства или распределения товаров, а также техническому или экономическому прогрессу и в этом случае не обременяют организации ограничениями, малополезными для достижения обозначенных выше целей, либо не предоставляют им возможности сдерживать конкуренцию в сегментах рынка[4].

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в деятельности органов Германии существует как общее регулирование деятельности по защите конкуренции со стороны Европейского союза и издаваемых им норм, так и специальное правовое регулирование Германии, с наличием коллизионного элемента, в отношении создания картелей малыми и средними организациями.

В 1947 г. в Японии по настоятельству американского правительства был принят Закон «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», способствующий уходу с рынка конгломератов «дзайбатсу», популярных в Японии до 1945 г.

Эффективным международным законодательством о конкуренции является законодательство ЕС. Оно было утверждено Римским договором (1957) в статьях 85 и 86, говорящих о том, что после отмены национальных защитных мер в странах ЕС частные фирмы не станут воздвигать барьеры на пути развития торговли и ограничивать или нарушать конкуренцию на общем рынке. Данные меры эффективно повлияли на динамику и рост международной торговли и промышленного развития.


Четвертый этап приходится на 70-80-е годы XX века. Особенностью данного периода стало успешное развитие транснациональных компаний на мировом рынке. Поэтому государства изменили концептуальные подходы в антимонопольной политике. Появился тезис о том, что конкурентное преимущество стран достигается из-за активной деятельности крупных компаний. В законодательстве Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран о конкуренции были совершены поправки, направленные на более либеральное отношение к укрупнению фирм.

Пятый этап развития антимонопольного регулирования характеризуется изменением политической карты мира и европейского континента. Главная особенность этого этапа – принципиально новые и многогранные подходы к антимонопольной политике.

В конце XX века появилась глобальная тенденция к объединению рынков, упразднению границ, и, следовательно, вырос интерес к политике конкуренции. За последние 10-15 лет практически каждая развитая страна (Германия, Австрия, Франция, Дания и т.д.) занималась усовершенствованием своего законодательства в области конкуренции. Однако теперь главным в их законодательстве стало недопущение административных и межрегиональных барьеров со стороны органов государственной власти для поддержки конкуренции.

В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политики в области конкуренции Конференции ООН по промышленности и торговле решила создать «Типовой закон о конкуренции», являющийся рекомендательным для всех стран. С 2005 г. такой закон существует, его основными статьями являются статьи о контроле за слияниями и соглашениями, действиями субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке. Это событие повлияло на принятие во многих странах мира законов против монополий [5].

Подводя итоги параграфа можно сделать вывод о том, что для успешного решения монопольных вопросов в РФ необходимо активное сотрудничество российского антимонопольного органа с зарубежными ведомствами и международными организациями, рассматриваемое как инструмент повышения эффективности реализуемой конкурентной политики.

Достижение данной цели обеспечивается путем решения двух задач в рамках реализации направлений международного сотрудничества.

Первая задача связана с активным участием в обсуждении последних мировых тенденций в области конкурентной политики. При этом ставится задача не только в использовании в практической работе результатов обсуждений и конкретных продуктов, но и участие в их выработке. Данная задача реализуется через активное участие российского антимонопольного органа в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами конкурентной политики, таких как Организация экономического сотрудничества и развития, Международная конкурентная сеть, Конференция ООН по торговле и развитию, Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.