Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Реформирование естественных монополий в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичная ситуация и в МПС, где в целом по отрасли износ производственных мощностей составляет от 35 до 55 процентов, а дефицит ресурсов для капитальных вложений оценивается в 50-60 млрд. руб. ежегодно. Основная сеть нефтепроводов отработала более 30 лет. Износ основных средств в региональных системах газоснабжения в среднем превышает 50% ;

отказ от затратного принципа ценообразования на услуги субъектов естественных монополий, разделении тарифов на естественно монопольную и конкурентную составляющие. Отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями-естественными монополистами, породило ценообразование на основе издержек.

Нет сомнений, что цены должны покрывать издержки. Однако деятельность бухгалтерий и финансовых служб всех естественных монополий специально ориентирована на то, чтобы раздувать издержки и представлять в регулирующие органы только те данные, которые подтверждают необходимость роста тарифов. Менеджеры РАО "ЕЭС России" уже даже на публичных форумах стали откровенно признаваться, что завышение издержек и влияние на энергетические комиссии стало главным направлением деятельности энергокомпаний на всех уровнях (17). А ведь в структуре промышленного производства Российской Федерации доминирует продукция низких степеней переработки, в затратах на производство которой преобладают расходы на услуги естественных монополий. Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны.

Общий вклад естественно-монопольного сектора в рост потребительских цен составляет 30-40% в относительном выражении ;

полная организационная и финансовая прозрачность деятельности предприятий указанных отраслей. Финансы естественных монополий, гигантских компаний, остаются крайне не прозрачными даже не только для акционеров и внешних наблюдателей, но и для самого руководства. Анализ издержек, финансовых потоков, расчет экономически обоснованных тарифов весьма осложнен запутанной системой внутреннего учета, системой перекрестного субсидирования, большим количеством аффилированных структур, обладающих в т.ч. и непрофильными активами (18);

повышение эффективности функционирования естественных монополий. В частности, недостаточная прозрачность функционирования энергетических компаний, невозможность достоверно определить ресурсы, необходимые для поддержания и развития предприятий, сдерживание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне раздутых производственных издержек привело к тому, что перед началом реформы более половины предприятий отрасли оказались убыточными . Убыточность пассажирских перевозок в настоящее время составляет около 35% ;


прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей. В России оно существует, например, в форме установления разных тарифов для грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок (низкие цены на пассажирские перевозки компенсируются завышенными ценами на грузовые), а также в электроснабжении (относительно низкие тарифы на потребляемую энергию для населения уравновешиваются для компаний высокими тарифами для промышленных потребителей). Однако перекрестное субсидирование может оказаться тормозом дальнейшего развития не только самих инфраструктурных отраслей, но и всего реального сектора, поскольку невозможно постоянно решать проблемы рентабельности энергетики, газового хозяйства и железнодорожного транспорта только за счет промышленных потребителей.

2.2. Реформирование ПАО «Газпром»

Реформирование ПАО «Газпром» началось позже других естественных монополий и предусматривает два этапа .

На первом этапе реформы (2002-2003 гг.) производились совершенствование структуры управления, корректировка регламентных процедур; внедрена система бюджетирования.

Второй этап реформы начат в 2004 г. Главная задача этапа – оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ, каждое из которых отвечает за отдельный цикл: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт.

Основной подход к совершенствованию внутрикорпоративной структуры заключается в разделении многопрофильных предприятий ПАО "Газпром" и консолидации профильных видов деятельности в специализированных юридических лицах, а также в выделении в отдельные юридические лица сервисных служб и социальной инфраструктуры.

Схема практической реализации такого подхода предполагает использование реорганизации и предусматривает два этапа (рис. 1):

  • обособление видов деятельности и активов - существующие дочерние компании ПАО "Газпром" (компании-"доноры") выделяют соответствующие профильные активы в самостоятельные юридические лица (компании-"буферы");
  • консолидация отдельных видов деятельности и активов - образованные в результате выделения компании-"буферы" консолидируются по соответствующим профилям деятельности путем проведения реорганизации в форме присоединения (из компаний-"буферов" одна выбирается в качестве "основной" и все остальные компании-"буферы" присоединяются к ней).

Работу по использованию предлагаемой схемы при создании новых юридических лиц в рамках совершенствования внутрикорпоративной структуры управления предполагается начать с создания наиболее крупных и значимых для ПАО "Газпром" специализированных компаний: ООО "Газпром-ПХГ", ООО "Газпромпереработка", ООО

"Газпромсеверподземремонт", ООО "Газпромюгподземремонт" и ООО "Газпромтрансгаз-Кубань".

Рис. 1 Реформирование ПАО «Газпром»

Реализация вышеуказанной схемы также обеспечит доведение доли ПАО "Газпром" в ООО "Газпромтранс" до 100% (в настоящее время помимо головной компании долями в ООО "Газпромтранс" владеют дочерние общества ПАО "Газпром").

Каждая из дочерних организаций будет специализироваться на выполнении узкого круга профильных функций, что позволит избежать распыления финансовых и человеческих ресурсов на смежные, непрофильные виды деятельности. Результатом второго этапа реформы должны стать более высокая прозрачность финансовых потоков, сокращение непрофильных расходов, повышение эффективности управления дочерними обществами.

В дальнейшем предусматривается создание с использованием предложенной схемы других специализированных компаний, консолидирующих отдельные виды сервисной деятельности в ПАО "Газпром" (например, службы заказчика, газозаправочная деятельность и т.д.).

2.3. Реформирование железнодорожной отрасли

Специфика железнодорожного транспорта определяет ряд исходных требований к реформированию отрасли. Прежде всего, оно должно осуществляться при безусловном сохранении целостности естественно монопольной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Это диктуется как требованиями неразрывности единого экономического пространства страны, так и соображениями национальной безопасности. На всех этапах создания и функционирования РЖД роль государства в обеспечении сохранности и увеличении активов, а также в эффективном управлении рисками, неизбежно возникающими в процессе реформирования, останется ведущей. В новой корпоративной структуре должны рационально сочетаться рыночные механизмы саморегулирования и государственного контроля, для чего необходимо принятие соответствующих законодательных мер. Наконец, трансформацию такой сложной системы, как железнодорожный транспорт, нужно осуществлять постепенно и поэтапно при обеспечении стабильности, надежности и безопасности функционирования железных дорог.


Разработанная реформа предполагает три этапа. При этом на каждом из них сохраняются неизменными элементы системы, не затрагиваемые "этапными" преобразованиями, чтобы в ходе реформы можно было обеспечить управляемость отрасли, безопасность и бесперебойность перевозок.

На первом этапе структурной реформы железнодорожного транспорта было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО "РЖД"), которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации.

В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту – открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Второй этап реформы (2003-2006 гг.). В течение 2004-2005 года советом директоров ПАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ПАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Одной из задач второго этапа проведения реформы являлось создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта и введенный в действие универсальный Прейскурант 10-01 способствовали развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ПАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов-частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владели примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими перевозилось порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель превысил 50%.


В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год ПАО "РЖД" предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Третий этап структурной реформы железнодорожного транспорта до 2020 года, который одобрила правительственная комиссия, предполагает создание на базе нынешнего железнодорожного монополиста ПАО «РЖД» двух грузовых компаний, а также федеральной пассажирской компании. Вся инфраструктура - железнодорожные линии, мосты, тоннели, энергетика, связь, диспетчерское руководство - останется в собственности ПАО «РЖД». Оно же обещает обеспечить равный доступ "к рельсам и проводам" всех перевозчиков. Одновременно планируется постепенно выделить из материнской компании дочерние, которые займутся пригородными перевозками и пассажирскими перевозками дальнего следования, ремонтом технических средств и производством запасных частей, транзитными и рефрижераторными перевозками. А на право перевозки пассажиров в пригородном сообщении будут продавать лицензии .

Заключение

В большинстве экономически развитых стран конец прошлого века был отмечен активным реформированием естественных монополий. Этот процесс был направлен на ослабление государственного регулирования в данной сфере и на выделение видов деятельности, предусматривающих формирование конкурентных отношений при условии сохраняющегося контроля со стороны государства. Аналогичные преобразования в нашей стране стали возможны с переходом к рыночной экономике, когда обозначились проблемы, связанные со снижением эффективности в отраслях, где действовали естественные монополии. Предпосылкой преобразований послужила нехватка инвестиций в данной сфере при расширении международных связей в условиях нарастающей глобализации. Однако эти преобразования зачастую проводились без проведения фундаментального теоретического анализа и разработки научно обоснованного плана действий, в то время как существовала острая необходимость в предварительной проработке ключевых вопросов реформирования.