Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Сущность денежной системы РФ
1.1 Понятие и сущность денежной системы РФ
Глава 2 Банк России как орган регулирования денежной системы Российской Федерации
2.1 Эмиссия денежных знаков в Российской Федерации
2.2 Полномочия Банка России в организации денежного обращения в Российской Федерации
Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
Следует заметить, что в теории финансового права процесс денежной эмиссии также остается все еще малоизученным, при этом обнаруживаются лишь единичные взгляды относительно обозначенных вопросов.
Так, непосредственно в составе процесса денежной эмиссии предлагается выделять такие стадии, как[30]:
- составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;
- изготовление денежных знаков и их защита от фальсификации;
- организация резервных фондов денежной наличности;
- транспортировка денежной наличности в регионы Российской Федерации;
- собственно выпуск денег в обращение[31].
Приведенный выше перечень указывает на то, что его авторы исходили из узкой трактовки процесса денежной эмиссии, поэтому эмиссионный процесс ими фактически сведен к одной единственной стадии - выпуску денег в обращение.
Представляется, что в качестве стадий эмиссионного процесса следует рассматривать три основных, следующих одно за другим производства, как:
- введение денежных знаков в обращение;
- организация денежного обращения;
- выведение денежных знаков из обращения.
Введение денежных знаков в обращение как начальная стадия эмиссионного процесса включает в себя совокупность осуществляемых Банком России процедур и мероприятий, связанных с планированием объемов, подлежащих изготовлению банкнот и монеты, размещением заказа на их изготовление, установлением признаков платежеспособности денежных знаков, а также официальным сообщением о выпуске их в обращение.
Планирование объема подлежащих изготовлению банкнот и монеты заключается в составлении перспективных планов соответствующей деятельности Банка России.
Значение этой процедуры эмиссионного процесса заключается в том, что изготовление денежных знаков должно осуществляться на плановой основе, поскольку это позволяет не допустить возникновения каких-либо диспропорций в деле обеспечения потребностей наличного денежного оборота.
Такое планирование позволяет в значительной степени исключить негативные ситуации, обусловленные, например, недостаточным объемом денежной наличности, неудачным купюрным строением денежных знаков, нехваткой разменной монеты и т.д.
Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты заключает в себе нормативное правовое определение органом денежной эмиссии требований, предъявляемых к внешнему виду денежных знаков.
Утрата денежным знаком таких признаков может привести к невозможности его использования в качестве законного платежного средства.
Объективно центральную стадию эмиссионного процесса составляет организация денежного обращения.
Это объясняется тем, что данная стадия включает в себя совокупность различных по содержанию мероприятий Банка России, направленных на создание условий для бесперебойного денежного обращения, включая осуществление кассовой работы с денежной наличностью, обеспечение ее сохранности, перевозки и инкассации, а также предотвращение поступления в оборот поддельных денежных знаков.
Осуществление кассовой работы с денежной наличностью предполагает создание системы, позволяющей повсеместно совершать операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке, в т. ч. пересчету, сортировке, формированию и упаковке, денежных знаков.
Основу этой системы составляют расчетно-кассовые центры (РКЦ), действующие в составе территориальных учреждений Банка России, которые обладают всеми необходимыми техническими средствами обработки денежной наличности.
Дополняют эту систему соответствующие внутренние структурные подразделения кредитных организаций.
Обеспечение сохранности, перевозки и инкассации наличных денег включает в себя мероприятия, связанные с хранением и безопасным перемещением денежных знаков.
Перевозка наличных денег также может осуществляться кассовыми работниками в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег.
Кредитные организации для перевозки наличных денег могут привлекать на договорной основе другие кредитные организации, организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, а также организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.
Предотвращение поступления в оборот поддельных денежных знаков предполагает проведение соответствующих мероприятий, направленных на недопущение их использования. В частности, Банк России систематически информирует население о фактах регистрации в наличном денежном обращении поддельных банкнот и монеты.
Кроме того, Банк России организует проведение экспертизы денежных знаков Российской Федерации и иностранных государств, формирует и ведет фонд образцов наличной иностранной валюты.
Выведение денежных знаков из обращения является завершающей стадией эмиссионного процесса, которая включает в себя процедуры изъятия из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты, замены банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, а также уничтожения выведенных из обращения денежных знаков.
Изъятие из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты обусловлено возникающим с течением времени износом денежных знаков, имеет постоянный характер и сопровождается обменом таких знаков на платежеспособные денежные знаки.
Замена банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, в отличие от рассмотренного выше обмена, как правило, осуществляется не на постоянной основе, а разово в пределах определенного периода при проведении денежных реформ.
Такая замена может иметь место, например, в случае, когда в рамках реформирования денежной системы предусмотрено введение в обращение не модифицированных, а принципиально новых денежных знаков.
Уничтожение выведенных из обращения банкнот и монеты представляет собой заключительную процедуру эмиссионного процесса, которая фактически сведена к деятельности органа денежной эмиссии по утилизации отслуживших свое денежных знаков.
Необходимость в этом может быть обусловлена различными причинами, включая высокий износ денежных знаков, утрату ими признаков платежеспособности, наличие радиоактивного загрязнения и др.
С учетом изложенного процесс денежной эмиссии можно определить как совокупность осуществляемых от имени государства органом денежной эмиссии процедур и мероприятий, связанных с планированием объемов подлежащих изготовлению банкнот и монеты, размещением заказа на их изготовление, установлением признаков платежеспособности денежных знаков, официальным сообщением об их выпуске в обращение, осуществлением кассовой работы с денежной наличностью, ее хранением, перевозкой и инкассацией, предотвращением поступления в оборот поддельных денежных знаков, изъятием из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты, заменой банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, а также уничтожением выведенных из обращения денежных знаков.
Глава 3. Вопросы совершенствования денежной системы в РФ
Важность институтов денежной системы и денежного обращения неизменно возникают дискуссии о путях совершенствования нормативно-правового регулирования, а также практики финансовой деятельности.
Наибольшей остроты такие дискуссии достигают в период экономических спадов, что вполне объяснимо. При этом неоднозначность феномена денег объективно приводит к высказыванию различных подходов, касающихся предмета спора.
Анализ литературы, посвященной вопросам совершенствования денежной системы и денежного обращения в РФ позволяет прийти к выводу о том, что дальнейшее совершенствование денежной системы и денежного обращения в РФ может пойти по двум путям развития, а именно:
1. в направлении совершенствования кассовых операций с наличными денежными средствами;
2. в направлении совершенствования оборота безналичных денежных расчетов.
Как видим, эти направления напрашиваются сами собой, поскольку жестко увязаны с видами денежного обращения: наличным и безналичным движением денежных средств.
Рассуждая о проблемах разрешения задач, лежащих в плоскости первого направления, в первую очередь касаются проблемы не юридического, а технического характера.
Исходной посылкой является тезис о том, что по технологиям обработки наличности российские банки «застряли» на уровне 80-х годов прошлого века, и не внедряют, в отличие от банков развитых экономических стран, технологии автоматизированной обработки наличных денежных средств.
В итоге у западных банков появляются реальные возможности оперативного учета движения денежных потоков, выстраивания оптимальной денежной политики, основанной на объективной и своевременной аналитике.
Российские банки практически не закупают необходимое оборудование для обработки наличности, а отечественные вузы не готовят специалистов соответствующего профиля.
Между тем, обработка наличности является одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих процессов.
По данным компании DeLaRue, только в Великобритании на обработку денег ежесекундно расходуется 95 фунтов стерлингов, что соответствует примерно 17,8 млн рублей в час. И это при высоком уровне безналичных транзакций. Поэтому на Западе никого не удивляет тот факт, что совершенствование организационной структуры и технической базы обработки денег является одной из наиболее насущных задач. Эти проблемы постоянно находятся в центре внимания центральных и национальных банков всех стран мира, обсуждаются на крупнейших международных форумах, в настоящее время активно идет процесс создания Международной ассоциации организаторов денежного обращения IACA (International Association of Currency Affairs).
Также технической, а не юридической, проблемой является проблема физической защиты денег, которая сводится к постоянному совершенствованию комплекса защитных свойств наличных денег, поиску в рамках решения этой задачи новых технологий изготовления денег.
Что касается юридической защиты наличных денежных средств, то мировая, в том числе современная, практика уголовно-правовой ответственности за фальшивомонетничество показывает, что существование даже самой суровой кары за фальсификацию денег не останавливала и не останавливает преступников, заметно не уменьшает число посягательства на валюту.
В некоторой мере картину преступных посягательств на отечественную валюту и валюту других стран показывают данные о поддельных денежных знаках, выявленных в банковской системе России в IV квартале 2017 года.
В общей сложности за указанный период времени было выявлено 16536 штук денежных знаков, в купюрном выражении преобладают деньги номиналом 5000 рублей: для сравнения – 100-рублевых поддельных купюр за это же время банками выявлено лишь 79 штук.
Небезынтересной является статистика поддельных банкнот иностранных государств: за названный квартал было обнаружено в количестве 939 штук (долларов США – 788, евро – 136, казахстанский тенге – 1, китайский юань –13, японская йена – всего одна[32]. Остается только увеличить (в среднем) в четыре раза имеющиеся негативные факты, чтобы получить годовой размер фальшивомонетничества в России.
Так что на первый план в деле защиты наличных денежных выходит системная превенция указанного преступления как технологическими, так и чисто юридическими способами.
Если прогнозировать второй путь развития денежной системы и денежного обращения, то необходимо начать с рассмотрения в большей мере не самого проекта закона, который имел достаточно длинное и неформальное название – «О преобразовании двухкомпонентной денежной системы Российской Федерации в однокомпонентную чисто счетную денежную систему с ограниченным использованием неденежных налично-платежных средств», а с его оценки некоторыми лицами[33].
Отметим, что двухкомпонентная налично-денежная система – денежная система, в которой деньгами, защищенными государством, являются счетные (безналичные) деньги, а наличные деньги имеют вспомогательный характер с ограниченной областью использования.
Таковы, по мнению разработчиков законопроекта, денежные системы наиболее передовых в финансовом отношении стран.
Под однокомпонентной чисто счетной денежной системой авторы законопроекта понимают денежную систему, в которой в качестве денег конституированы исключительно счетные (безналичные) деньги, а наличные деньги не используются вовсе. Следует признать, что в настоящее время таких систем не существует.