Файл: Денежная система РФ (Сущность денежной системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому авторы законопроекта, отдавая должное реалиям сегодняшнего дня, предлагали дополнить однокомпонентную чисто счетную денежную систему ограниченным использованием неденежных налично-платежных средств, т.е. платежных средств, не являющихся деньгами и используемых в ограниченной и строго определенной форме.

К числу важных проблем по-прежнему относится проблема ограничения оборота денежных средств, прежде всего путем сокращения обращаемой денежной массы и уменьшения эмиссии.

Острота спора такова, что приводит отдельных авторов к высказыванию о необходимости упразднения наличной составляющей денег.

Небезынтересным будет рассмотреть их доводы:

1. В ходе эволюции человеческого общества деньги также эволюционировали: от физических денег (золотых, серебряных, медных и т.д.) через бумажные (номиналистические) к деньгам виртуальным (безналичным, счетным, электронным).

2. Если задуматься о том, что послужило главной движущей силой в эволюции денежных систем, то мы обнаружим, что это увеличение объемов использования денег и рост общественных затрат на функционирование денежной системы.

3. Себестоимость самих наличных денег в связи с прогрессом множительной техники и необходимостью многоуровневой защиты от подделок стала чрезвычайно высокой.

Она составляет по разным оценкам (в зависимости от денежного знака) от 30 до 70% нарицательной стоимости, а порой (при определенных условиях) даже превышает ее.

В то же время длительность использования бумажных денег (в зависимости от номинала) составляет срок от полугода до года (максимум 18 месяцев). Расходы на производство наличных денег ложатся все более тяжелым бременем на все общество.

4. Но обременительно не только производство, а также утилизация наличных денежных средств их перевозка (на дальних расстояниях примерно 15% от номинала) и инкассация (2-5% от инкассируемой суммы).

5. Работа с наличными деньгами в магазинах, на предприятиях бытового обслуживания обычно непроизводительна, требует затрат большого количества ручного труда.

Расходы магазина на кассовое обслуживание порой достигает 10% от суммы товарооборота. В банках затраты на обработку наличных денег (пересчет, дезинфекция и упаковка) и организацию их охраны также очень велики.

6. Не следует также забывать, что наличные деньги представляют один из самых антисанитарных объектов и осеменены огромным количеством разнообразных микробов, вирусов и прочей заразы. Поэтому они являются основными разносчиками болезней и инфекций по всему миру.


7. Кроме того, не секрет, что наличные деньги являются главным инструментом уклонения от налогов и питательной средой для многих видов преступлений.

Инфраструктура денежного обращения вместо того, чтобы сосредоточиться на развитии в наиболее перспективном направлении, вынуждена «подтягивать обоз», связанный с обслуживанием наличного денежного обращения: счетчики купюр и монет, детекторы подлинности и т.д.

Вот почему авторы названного выше законопроекта посчитали, что наличная составляющая денег оказывает разрушительное воздействие на финансовую, экономическую, правовую, государственную и политическую жизнь.

По их мнению, между наличными и счетными компонентами денег имеется непримиримое противоречие, которое сдерживает техническое и правовое развитие современных денежных технологий и его невозможно устранить никакими паллиативными мерами.

Разрешить это противоречие можно только путем трансформации денежной системы с упразднением наличной составляющей и с переходом на использование в качестве государственно-конституированных исключительно счетных денег.

Благо современные технологии позволяют осуществить такой переход.

К тому же вырастает компьютерно-грамотное поколение, которое без особого труда сможет воспринять эти новшества.

Цель рассматриваемого законопроекта была достаточно амбициозна: создание в России самой передовой в мире денежной системы, основанной на новейших технических и технологических достижениях в области денег, т.е. чисто счетной денежной системы.

По мнению авторов законопроекта, создание чисто счетной денежной системы позволит решить важные с точки зрения общества задачи, в частности:

1) значительно снизить общественные и государственные затраты, связанные с функционированием денежной системы;

2) обеспечить прозрачность и контролируемость финансовой деятельности физических и юридических лиц, а также государственных учреждений;

3) подавить наиболее опасные для общества виды преступности, связанные с обращением наличных денежных средств - терроризм, коррупция, наркобизнес, вовлечение в занятие проституцией, торговля людьми, оружием, шантаж, вымогательство, похищение людей с целью получения выкупа, ограбление с целью завладения наличными денежными средствами, нападения на инкассаторов, уклонение от уплаты налогов и др.

4) увеличить собираемость налогов;

5) искоренить нелегальную экономическую деятельность;

6) уничтожить нелегальную иммиграцию;


7) внедрить наиболее прогрессивные электронно-денежные технологии и стимулировать на этой основе ускоренное развитие электронного приборостроения и программно-компьютерной индустрии.

8) повысить устойчивость функционирования банковской системы (банковская система рушится, когда вкладчики начинают в массовом порядке снимать наличные, а если наличных не будет, то, по мнению разработчиков законопроекта, в корне устранится главная причина нестабильности банковской системы);

9) увеличить кредитные ресурсы банковской системы и удешевить кредиты, а также осуществить целый ряд иных программ социальной направленности.

Казалось бы, любой законопроект, который позволит решить хотя бы одну десятую из поставленных здесь проблем нашего общества, должен встречаться «на ура» и приниматься обеими руками. Даже если он «сырой», то имеет смысл активизировать над ним работу, «вычистить» его и принять в кратчайшие сроки. Но законопроект был отозван.

Основная идея трансформации денежной системы: согласно законопроекту, деньгами признаются только лишь так называемые счетные деньги, представленные записями на счетах в банках. Аналогом счетных денег в существующей ныне системе выступают безналичные денежные средства.

Денежные платежи с использованием счетных денег сводятся к изменению остатков на банковских счетах: у плательщика он уменьшается, у получателя платежа, соответственно, увеличивается. Других денег, по мнению авторов законопроекта, денежная система не должна иметь.

Однако законопроект допускает ограниченное (в строго определенной области) использование так называемых неденежных платежных средств. В качестве неденежных платежных средств авторы законопроекта предлагают использовать «платежные билеты Министерства финансов РФ» и «платежные жетоны Министерства финансов РФ».

В рамках действующего законодательства РФ наряду с деньгами вполне могут циркулировать и неденежные платежные средства. Авторы рассматриваемого законопроекта допускали появление неденежных налично-платежных средств наряду со счетными деньгами.

Рассматриваемый законопроект только тогда решил бы поставленные перед ним задачи, в частности, по борьбе с преступностью, когда ликвидность «платежных билетов Министерства финансов РФ» и «платежных жетонов Министерства финансов РФ» будет значительно уступать ликвидности счетных денег, а ценность их снижаться с течением времени.

Только в этом случае можно обеспечить «непривлекательность» этих неденежных платежных средств и, тем самым, стимулировать уход субъектов гражданского оборота в «счетные», т.е. настоящие деньги, и блокировать оседание неденежных платежных средств в сбережения, хранящиеся «под матрасом».


И тот, и другой варианты развития денежной системы и денежного обращения в РФ имеют свои достоинства и недостатки. Необходимо отметить, что РФ в целом еще не готова к переходу на счетные (безналичные) деньги. И еще 50 лет минимум не будет готова. При том невысоком уровне технической оснащенности регионов и низкой финансовой культуре населения - электронные деньги вообще и пластиковые карточки – в частности, еще долго не заменят наличные деньги.

Отказаться от наличных денег нельзя, только издав закон – это не более, чем утопия. Закон может работать только тогда, когда он продиктован жизненной потребностью и эффективностью, но не желанием отдельных лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы сущности денег, организации и функционирования денежной системы и денежного обращения непосредственно выходят на проблему устойчивого развития российского государства и общества, смыкаясь, при этом, с проблемами обеспечения финансового суверенитета нашей страны.

Деньги как феномен могут быть продуктивно исследованы вне разрывной связи их экономической и юридической сторон. Соответственно, при анализе проблем денежной системы, ее элементов и перспектив развития нужно понимать, что рецепты оздоровления денежной системы и денежного обращения в нашей стране не могут строиться лишь на сугубо экономических либо сугубо юридических рецептах государственной политики в указанных сферах.

Этот методологический подход становится понятным в настоящее время, он находит свое выражение в современных научных исследованиях.

Начальный, по сути, этап построения современной отечественной денежной системы и системы денежного обращения, не может не быть сложным. Необходимые преобразования начали осуществляться в условиях экономического и политического кризиса советского строя. По этой причине общество, в том числе наука, не были готовы к резким изменениям, что находит отражение в многочисленных, порой полярных, суждениях, касающихся принципиальных положений формирующегося права денежного обращения как института российского финансового права. Эти суждения касаются таких принципиальных положений, как понятие денежной системы, ее виды, элементы денежной системы, их соотношение и взаимодействие друг с другом.

Нельзя не заметить, что теория и практика построения оптимальной денежной системы и системы денежного обращения вынуждена учитывать отсутствие легального определения многих важный положений: вряд ли таковыми можно считать некоторые определения, содержащиеся в подзаконных нормативно-правовых актах, касающихся сферы денежной системы и денежного обращения.


Для целей определения вектора дальнейшего развития отечественной денежной системы и системы денежного обращения определенное значение имеет анализ причин и условий отечественных денежных реформ последнего столетия. Однако нужно учитывать, что они в большей мере были вызваны социалистическим способом хозяйствования, а самое главное, нужно учитывать, что мировая денежно-финансовая система в последнее время претерпела серьезные изменения, сказывающиеся на функционирование отечественной финансово-денежной системе.

Решение современных социально-экономических задач российского общества требует корректировки соотношения наличного и безналичного обращения денежных средств, их нормативно-правовой регламентации, современного технологического обеспечения процессов денежного обращения, прежде всего обращения наличных денежных средств, физической защиты денежной валюты.

Особая проблемность развития отечественной денежной системы проявляется в необходимости политико-экономической защиты российского рубля от экспансии иностранной валюты, прежде всего, доллара США.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс
  3. Абрамова М.А. Дискуссионные вопросы категориальной характеристики современных денег и их отражение в базовых элементах денежной системы/ М.А. Абрамова // Финансы. Деньги. Инвестиции. - 2017. - № 2 (46) - С. 16-22.
  4. Бельский К.С. Эмиссионное право, как институт финансового права // Финансовое право. - 2016. - № 5. - С. 48-55.
  5. Вестник Банка России. № 11 (1729). С. 19-20.
  6. Василец В.П. Денежное обращение в России как объект правового регулирования. Дис. канд. юр. наук, Москва 2002. с. 61-62.
  7. Гейвандов Я.А. Денежная эмиссия в России как важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики // Государство и право. - 2015. - № 5. - С. 46.
  8. Грушина Е.Н. Денежная система Российской Федерации / Е.Н. Грушина, О.А. Петрушкевич, С.Е. Усова // Ученые записки ТОГУ. - Том 4. - 2016. - № 4. - С. 2061-2064.
  9. Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / Е.Р. Денисов - М., 2003. - С. 7.
  10. Денисов Е.Р. Основные направления совершенствования финансово-правового регулирования денежной системы РФ // Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2005. С. 182-188.
  11. Денежное обращение, финансы: учебное пособие /под ред. А.А. Земцова. Томск 2015. С. 41.
  12. Деньги, кредит, банки: учебник /под ред. О.И. Лаврушина. М., 2014. С. 63.
  13. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие под редакцией О.И. Лаврушина, Москва 2007 с. 68-69.
  14. Диланян Ф.Т. Основы финансово-правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации: дис. …канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9.
  15. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / Г.М. Колпакова. – 2- е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – С. 23.
  16. Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. М.: Юрист. - 2017. - № 7. - С. 6-9.
  17. Мирзоян Р.Э. Денежная система - элемент финансовой системы Российской Федерации // Изменяющаяся правовая система России в условиях современного социально-экономического развития. Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Ростов-наДону: Изд-во РГЭУ, 2016. - С. 102-104.
  18. Назаров А.А. Денежная система в Российской Федерации // Сборник научных трудов кафедры гражданского права и процесса за 2013/2014 учебный год. Пятигорск: РИА на Кавминводах, 2017. – С. 264-268.
  19. Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. 3-е изд.; под ред. и с предисловием Г. Сапова. Челябинск, 2015. - С. 88.
  20. Сочнев А. К вопросу о совершенствовании нашей финансовой системы: отдельные подходы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bankir.ru
  21. Тосунян Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» / Г.А Тосунян, А.Ю. Викулин) М.: Дело, 2003. - С. 56.