Файл: Денежная система РФ (Сущность денежной системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Эмиссия денежных знаков в Российской Федерации

Первые зачатки эмиссионной деятельности появились в период изобретения металлических денег, когда государство взяло в свои руки изготовление денежных знаков и их выпуск в обращение. Тем не менее, в течение многих столетий государство находилось в стороне от текущего денежного обращения, если не считать его постоянной борьбы с подделкой денежных знаков[24].

Становление централизованных банковских систем представляла собой узурпирование государством права быть не только регулятором банковских отношений, но и одновременно их участником. Примером, может служить эмиссионная монополия государства.

Право изготавливать монету издавна узурпировалось власть имущими. Следует, заметить, что изначально это право не имело явной персонификации, поскольку распространенным было такое положение дел, когда на территории того или иного государства существовало несколько автономных эмиссионных центров.

Примерно к XVII в. окончательно установилось единоличное право государей на денежную эмиссию в виде королевской монетной регалии, что стало сопровождаться процессом постепенной централизации монетного дела.

С этого времени деньги становятся неотъемлемым атрибутом государственной власти, а их прием всеми обеспечивается общеобязательными установлениями и силой государственного же принуждения.

Введение монополии на изготовление монет и переход к правовому регулированию вопроса о том, что именно люди обязаны использовать в качестве узаконенного платежного средства, как раз и явились решающими шагами, которые позволили государству окончательно поставить под свой контроль денежную систему общества[25].

Начиная с периода новой истории, а затем уже и в новейшее время право денежной эмиссии стало принадлежать государствам как единственным носителям суверенитета в пределах их территорий.

Характерная государству независимость в международных отношениях и верховенство власти на своей территории являются важнейшими признаками государственного суверенитета как определенного правового состояния.

В связи с этим эмиссия наличных денег и признание именно их законным средством наличного платежа имеют и непосредственно политикоправовое значение.


Так или иначе процесс глобализации валютного рынка привел к тому, что денежная эмиссия перестала быть исключительно внутригосударственным и в современном мире рассматривается также с позиций международного права.

При этом следует остановить внимание на том, что только те публичноправовые образования, у которых имеются указанные выше признаки суверенитета могут рассматриваться в качестве полноценных субъектов права денежной эмиссии.

Иные же публично-правовые образования, например, которые не обладают международной правосубъектностью самопровозглашенные государства и территории, субъектами права денежной эмиссии с правовой точки зрения не являются.

В случае фактического выпуска ими в обращение каких-либо денежных знаков имеет место факт непризнания их мировым сообществом в качестве валюты и, следовательно, отказ от внесения их в Межгосударственный классификатор валют.

В современных условиях можно сформулировать основные признаки денежной эмиссии:

1. конституционно-правовой характер (в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции денежная эмиссия отнесена к исключительному ведению Российской Федерации);

2. публично-правовая природа (денежная эмиссия направлена на обеспечение интересов всего общества и не может проводиться в корпоративных интересах отдельных политических, социальных или экономических групп)[26];

3. единство и взаимосвязь правового механизма (денежная эмиссия проводиться согласованно и скоординировано с другими элементами внутренней и внешней политики России, на основании единых правил на всей территории)[27].

Денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денежных знаков и в течение уже нескольких веков является суверенным правом государства. Между тем, с точки зрения экономики, не всякий выпуск денег признается эмиссией, а лишь тот, который ведет к увеличению денежной массы в стране.

Таким образом, денежную эмиссию следует отличать от выпуска в оборот денежных знаков, который может и не сопровождаться ростом денежной массы, что, в частности, происходит при замене поврежденных и истасканных бумажных купюр.

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля (ст. ст. 71, 75, 106).

Кроме того, законодательством Российской Федерации запрещается введение денежных заменителей (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами помимо государства)»37. В России не допускаются введение и эмиссия других денег. Банк России осуществляет и наличную, и безналичную эмиссии.


Банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.

Кроме того, в экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов.

Поэтому эмиссия производится главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитарно-чековой эмиссии, осуществляемой в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Этим правом в России также обладает исключительно Центральный банк РФ «(ст. ст. 4, 29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)[28].

Законодатель использует понятие «эмиссия» в нормативных правовых актах без раскрытия его содержания. Примером может служить ст. 75 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Эмиссия начинается с момента принятия решения субъектом (уполномоченным на это лицом) о выпуске объекта эмиссии, а заканчивается непосредственным выпуском объекта эмиссии в обращение.

В некоторых случаях окончание эмиссии может включать дополнительные уведомительные (для уполномоченных государством субъектов) или регистрационные (уполномоченными на то субъектами) действия.

Внутреннее законодательство Российской Федерации выделяет три объекта эмиссии: деньги, ценные бумаги и банковские карты, тогда как в международных нормативных правовых актах с участием Российской Федерации устанавливается значительно больше возможных объектов эмиссии.

В России действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

1. Принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами);

2. Принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком России);

3. Принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории России);

4. Принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

5. Принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России)[29].


Поскольку под эмиссией принято считать выпуск чего-либо, то ее содержанием является процедура - определенная совокупность установленных Российской Федерацией действий субъектов.

Таким образом, подводя итог можно сказать, что право на эмиссию официальных платежных средств (наличных и безналичных денег) состоит в выпуске в обращение и изъятии из обращения денежных знаков: регулировании денежной массы в обращении (кредитно-денежная политика); организации изготовления денежных знаков в форме монет и банковских билетов (билетов Центрального банка).

Эмиссия наличных денег тесно связана с эмиссией безналичных (банковских) денег: определение соотношения между ними - одна из основных задач, которая стоит перед Банком Российской Федерации в процессе осуществления им кредитно-денежной политики.

Субъект эмиссии, являясь эмитентом, совершает эмиссионную деятельность в рамках процедуры эмиссии, тем самым осуществляет выпуск объекта эмиссии.

Таким образом, эмиссионная деятельность субъекта составляет всю или часть процедуры эмиссии, в которой могут быть задействованы иные субъекты, не являющиеся эмитентами (например, регистрационные органы государства).

В настоящее время право осуществления как наличной, так и безналичной денежной эмиссии от имени государства повсеместно передано национальным (центральным) банкам.

2.2 Полномочия Банка России в организации денежного обращения в Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации – это банк, который возглавляет кредитную систему страны, и является кредитором последней инстанции. Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) обладает особым правовым статусом.

Его уставный капитал и иное имущество находятся в собственности РФ и в хозяйственном ведении ЦБ РФ. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены указанным выше законом, ЦБ РФ осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению имуществом Банка России, включая его золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. ЦБ не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, если они не приняли на себя такие обязательства, или если иное не предусмотрено федеральными законами. ЦБ РФ имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим свою хозяйственную деятельность, проводящим банковские операции, а с другой стороны органом государственного управления специальной компетенции.


Правовой статус Банка России имеет важное практическое значение поскольку он может существенно повлиять на эффективность функционирования и организацию не только банковской системы, но также и на тему административных и экономических преобразований в Российской Федерации в целом.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации необходимо определить для того, чтобы:

- сформировать представление об структуре взаимоотношений участников денежного оборота, а, следовательно, надлежащих истцах и ответчиках в случае возникновения споров;

- понять форму, правовое значение и условия действительности нормативных актов этого субъекта;

- выявить правовые факторы, в зависимости от которых реализуются функции конкретного банка, возможности кредитования и иных банковских операций, т.е. определить свободу воли всех субъектов банковских правоотношений;

- уяснить особенности взаимодействия частных и публичных начал в банковской деятельности и на этом базисе предугадать возможные направления реализации управления в банковской сфере.

Поэтому правовой статус Банка России - одна из трудных, разносторонних проблем банковского права. Трудность и разносторонность проблемы заключается в основном в том, что правовое положение Банка России определяется не столько правовыми предписаниями, сколько экономико-политическими традициями и потребностями, которые находят свое отражение в правовых формах.

Непосредственным органом денежной эмиссии в нашей стране является Банк России, который призван обеспечивать защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.

Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Столь основательное закрепление права денежной эмиссии означает, что в нашей стране наличие еще какого-либо эмиссионного центра, отличного от Банка России, исключается в принципе. Предоставленное Банку России право денежной эмиссии являет собой известную разновидность государственной монополии.

Реализуя соответствующие полномочия, Банк России принимает решение о выпуске банкнот и монеты нового образца и об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.