Файл: Методы управления инновационными проектами (Сущность инноваций и инновационного процесса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер. Для достижения наилучших результатов деятельности предприятия, необходимо искать пути решения проблем инновационного бизнеса.

Последняя четверть XX в. ознаменовалась вхождением человечества в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального развития, что позволит перейти от экономики с преобладающим объемом производства низких технологических укладов к созданию и использованию технологий более высокого уровня.

Рыночные условия хозяйствования создают для большинства рыночных субъектов среду высокой конкуренции, которое требует от них способности формировать конкурентные преимущества как в сфере производства товаров, так и в сфере их продвижение на рынок. Под влиянием растущей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на фирме (предприятии). Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии и организационные решения все в большей степени определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабильность компании. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации и методики управленческой деятельности, что приводит к необходимости формирования и совершенствования специфических форм инновационной деятельности.

Казалось бы, уже давно все сказано об инновациях. Что это двигатель экономики XXI века, это самый важный показатель конкурентоспособности в эпоху глобализации, когда борьба на рынке идет не между отдельными бизнесами, а между целыми странами. Однако, само понятие остается неясным. Чаще всего термин «инновация» связывают с понятиями «изобретение» и «открытие». Однако обобщая инновации с изобретениями, не учитывают важный момент: инновация - это «нововведение, которое создано на основе научного исследования и реализовано на рынке». Получается, что открытие, не реализовано на рынке, уже не является инновацией, а всего лишь нововведением [17, С. 82].

Целью данной работы является сравнительный анализ подходов к оценке эффективности инновационного проекта.


Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность инноваций и инновационного процесса;

- исследовать методологию оценки эффективности инновационных проектов;

- охарактеризовать практическую оценку эффективности инновационного проекта;

- изучить общую характеристику инновационного проекта ИП Филиппов В.В.;

- исследовать перспективы инновационного проекта ИП Филиппов В.В. .

Объектом написания курсовой работы ИП Филиппов В.В. 

Предметом курсовой работы является разработка инновационного проекта, бизнес-плана для поиска и привлечения инвестора в предложенный проект.

Глава 1. Инновации как форма экономической стратегии предприятия

1.1 Сущность инноваций и инновационного процесса

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентно-способной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Инновация - это экономическая категория. Как категория инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Суть категории проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и его роль в хозяйственном процессе.

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в третьих, выступают стимулом к ​​созданию новых инноваций, в-четвертых, является источником финансирования нового инновационного процесса.

В сфере общественно экономических отношений и бизнеса инновации это:

- в обобщенном виде идея, доведенная до практического применения и приносит доход или социально-полезный результат;

- изобретение или открытие новых возможностей для решения производственных, экономических и других проблем;


- объект, внедренный в производство в результате научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога;

- общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и может приносить дополнительный доход;

- явление, лежит в сфере спроса, а не предложения, то есть оно меняет ценность и полезность, извлекают потребителем из ресурсов;

- целенаправленный и организованный поиск изменений, систематический анализ их как источника социальных и экономических изменений;

- целенаправленная деятельность, спланированная и организованная при высокой степени предсказуемости намеченных и вероятных результатов;

- новые исследования и разработки, имеющие прикладное значение, как форма проявления научно-технического прогресса;

- ноу-хау - незапатентованные и неопубликованные знания или опыт научной, технической, управленческого и иного характера [13, С. 124].

Понятие «инновации» применяется ко всем нововведении как в производственной, коммерческой, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой, управленческой и других сферах, к любым изменениям и усовершенствованиям, которые обеспечивают общественный прогресс, экономию затрат или дополнительный доход. По своей сути инновации прямо противоположные консерватизма, стремится сохраните существующее положение; направленные на изменения, модернизацию и улучшение в любой сфере деятельности.

Инновационный процесс имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновационный процесс можно рассматривать как комплекс последовательных действий, в результате которых новация развивается от идеи до конкретного продукта и распространяется во время практического использования. Течение инновационного процесса, как и любого другого, определяется сложным взаимодействием многих факторов. Успех на этом пути зависит от управленческого механизма, который объединяет в единый поток истоки научной идеи, ее разработки, внедрения результата в производство, реализацию, распространение и потребление.

На развитие инновационного процесса влияют:

- состояние внешней среды, в котором он проходит (тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, уровень образования, организационные формы взаимодействия науки и производства и т.п.);


- состояние внутренней среды отдельных организационных и хозяйственных систем (финансовые и материально-технические ресурсы, применение технологий, связи с внешней средой и др.);

- специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается только внедрением новации (техники, технологии, продукта) в производство, а имеет непрерывный характер, поскольку «с распространением (диффузией) инновация совершенствуется, становится более эффективной, приобретает новые потребительских качеств.

Таким образом, инновационный процесс можно считать средством удовлетворения общественных потребностей на основе внедрения достижений науки и технологии.

Инновационный процесс охватывает непроизводственную сферу, сферу материального производства и эксплуатации. Он является системой этапов, стадий и видов работ, и поэтому имеет сложную структуру.

Следует отметить, что в отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:

- высоким риском и неопределенностью путей достижения целей;

- невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

- необходимостью преодолевать сопротивление как в сфере экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса;

- зависимости от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается [16, С. 35].

Различают три вида инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральная форма);

- простой межорганизационный (товарная форма);

- расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества в рамках одной организации. Нововведение при этом не набирает непосредственно товарной формы. В случае простого межорганизационный инновационного процесса нововведения становятся предметом купли-продажи в отношениях между производителями и потребителями. Расширенный инновационный процесс оказывается с появлением новых производителей нововведения, нарушая монополию производителя - пионера, что способствует через конкуренцию усовершенствованию свойств нововведения.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

- создание инновации и ее распространения;

- диффузия нововведения.

Распространение инновации - это процесс, форма и скорость которого зависят от коммуникационных каналов, возможности субъектов хозяйствования воспринимать эту информацию и практически использовать. Дело в том, что субъекты хозяйствования, действуя в реальной экономической среде, проявляют неоднозначное отношение к поиску и внедрению нововведений.


Диффузия инноваций - это процесс передачи (трансферта) технологий фирмами разных стран с учетом времени, в результате чего нововведения проникают в различные отрасли производства и находят больше потребителей. Непрерывность инновационных процессов обусловливает скорость и границы диффузии нововведения. Согласно теории Й. Шумпетера, диффузия инновации - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новаторами, ожидая больших прибылей. Следует отметить, что процесс диффузии инноваций может осуществляться как по межфирменной каналами независимых иностранных фирм, так и по внутренним каналам транснациональных корпораций в случае внедрения нововведений в любом из их отделений, размещенных в других странах [21, С. 78].

В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы «исследования - разработки - производство - маркетинг - продажа». Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - исследование рынка - конструирование - опытное производство - рыночное испытание - коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловлены и обеспечивают успех нововведения лишь при условии интеграции их в единое целое.

Итак, инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Они охватывают следующие виды деятельности:

- фундаментальные исследования;

- прикладные исследования;

- опытно-конструкторские разработки;

- опытно-экспериментальные разработки;

- исследовательская база наук;

- организационно-экономическая работа;

- промышленное производство новых товаров, массовое производство.

Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, сосредотачиваются на поиске принципиально новых эффективных технологий, проектировании необходимых, но еще неизвестных видов товаров, методов организации производства, сбыта товаров и т. п.

Для реализации наступательной инновационной стратегии необходимо:

- руководителям предприятия владеть инновационным мышлением;

- иметь персонал творческого состава и высокой квалификации;

- хорошее знание рынка и маркетинговых методов;

- иметь возможность распределения риска;

- обоснованно выбрать эффективную инновацию;