Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Стратегическое управление развитием персонала организации как инструмент достижения производственных целей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для достижения поставленной цели необходимо определить порядок обеспечения конкурентоспособности на основе выбранной стратегии ПАО «Нител». Этапы обеспечения конкурентоспособности предприятия представлены на рис.2.2.

Рис. 2.2 - Этапы обеспечения конкурентоспособности ПАО «Нител» в области управления трудовым потенциалом персоналом

Система управления персоналом организации призвана воздействовать на трудовой потенциал с целью корректировки его параметров в требуемом для ПАО «Нител» направлении. Механизм функционирования системы стратегического управления трудовым потенциалом образует цикл управления трудовым потенциалом персонала, состоящий из пяти этапов (Рис.2.3).

Рис. 2.3 - Цикл управления трудовым потенциалом персонала ПАО «Нител»

Регулярный мониторинг состояния трудового потенциала ПАО «Нител» необходимо сопровождать оценкой эффективности системы управления персоналом, что позволит не только анализировать и контролировать процесс управления, но и своевременно определять «узкие места» и разрабатывать мероприятия по их устранению.

Вместе с тем, отсутствие изменений в области управления трудовыми ресурсами, на наш взгляд, приведет к дальнейшему ухудшению показателей трудового потенциала и конкурентоспособности ПАО «Нител». Предотвращение этого возможно при условии проведения на предприятиях комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности системы управления трудовым потенциалом будет представлен в третьей главе. При этом необходимо помнить, что максимальный эффект достигается лишь в том случае, если используется комплексный подход, что обеспечивает возникновение синергетического эффекта.

Глава 3 Разработка мероприятий по развитию персонала в системе стратегического управления кадровыми направлениями ПАО  «Нител»

При разработке концепции профессионального развития персонала руководство ПАО «Нител» должно учитывать взаимосвязь общей стратегии развития организации и стратегии профессионального развития персонала. Стратегия задает направление системы профессионального развития персонала, суть которой заключается в воздействии на эффективность деятельности работников. Важным аспектом формирования концепции является и обоснование принципов профессиональным развитием персонала, таких как, комплексность, системность, целенаправленность, профессионализм, непрерывность, дифференцированность, индивидуализация, эффективность.


Рис. 3.1 - Функциональная связь профессионального развития персонала с подсистемами системы управления персоналом ПАО «Нител»

Стратегия и принципы, в свою очередь, определяют методы профессионального развития персонала, среди которых: обучение персонала, профессиональная адаптация персонала, служебное и профессиональное продвижение персонала, управление деловой карьерой, работа с кадровым резервом, мотивация развития персонала (таблица 3.1).

Таблица 3.1 -Классификация ключевых методов профессионального развития персонала ПАО «Нител»

Методы ПРП

Содержание метода

Обучение персонала

Передача знаний посредством целенаправленного и планомерного процесса усвоения знаний, умений и навыков

Профессиональная адаптация

Приспособление работника к технико-технологическим особенностям деятельности в рамках профессии, рабочего места.

Служебно-

профессиональное

продвижение

Движение персонала в рамках должностной структуры организации, обусловленное ростом его квалификации и необходимостью предоставления работы более высокой сложности.

управление деловой карьерой персонала

Комплекс мероприятий в рамках реализации служебного роста работника, учитывающий его цели, потребности, возможности и способности, в рамках ограничений, обусловленных целями, потребностями, возможностями и условиями организации

Работа с кадровым резервом

Работа по формированию работников, Способных к замещению вышестоящих должностей или занятию рабочих мест более высокой квалификации

Мотивация развития персонала

Комплекс мер, обеспечивающих создание необходимых и достаточных условий для эффективного развития персонала организации и каждого её работника. Разумное использование совокупности мотивов и стимулов, побуждающих работника к развитию, определяющих удовлетворение его потребностей и обеспечивающих достижение личных целей

Эти значения ставят во главу угла при проведении конкретных программ по профессиональному развитию.

На основе проведенного исследования к современным тенденциям развития концепции профессионального развития персонала можно отнести регулярную адаптацию и профессионализацию молодых работников, опережающий характер профессионального образования, соответствие профессиональной подготовки рыночным требованиям.


Оценка эффективности профессионального развития персонала основана, прежде всего, на информации о качественных характеристиках персонала: опыте, знаниях, навыках, умениях, круге выполняемых обязанностей, перечне успешно решенных задач, карьерных передвижениях, производительности и новаторской активности.

Таблица 3.2 -Комплекс мероприятий по повышению эффективности системы управления трудовым потенциалом ПАО «Нител»

Содержание мероприятия

Планируемые изменения в результате внедрения мероприятия

Совершенствование системы планирования перспективной потребности в кадрах с учетом развития производства.

Своевременное обеспечение предприятия работниками требуемой квалификации и специализации.

Разработка программ формирования и развития персонала, активизация работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и рабочих кадров.

Накопление и передача профессионального опыта.

Совершенствование системы оплаты и стимулирования труда, в том числе:

  • перевод основных производственных рабочих на аккордную систему оплаты труда с созданием комплексных бригад;
  • повышение размера оплаты труда для работников наиболее дефицитных специальностей;
  • совершенствование системы премирования.
  • Сокращение сроков проведения работ за счет повышения согласованности производственных заданий бригад разных специальностей, работающих на строительстве одного заказа;
  • Рост производительности труда;
  • Повышение мотивации персонала к высокопроизводительному труду;
  • Снижение текучести кадров;
  • Повышение уровня количественной укомплектованности кадрами подразделений предприятия, следствием чего должно стать снижение количества сверхурочных работ, что в свою очередь окажет положительное влияние на показатели здоровья работников, а также на уровень затрат на оплату труда (поскольку сверхурочные работы оплачиваются в повышенном размере).

Разработка мер по привлечению и закреплению молодых специалистов.

Сохранение преемственности поколений.

Совершенствование системы нормирования

  • Снижение коэффициента разрыва;
  • Повышение мотивации персонала;
  • Снижение непроизводительных затрат.

Послекризисный период затрудняет прикладные исследования процессов профессионального развития персонала и оценки их эффективности. Слабое методическое обеспечение, недостаток соответствующего опыта у ПАО «Нител» снижают возможность применения традиционных методик оценки эффективности.


Тем не менее, стремительное развитие подходов к управлению бизнесом, появление и жесткое влияние на управленческий процесс систем бюджетирования расходов ПАО «Нител», систем управления менеджментом качества, систем сбалансированных показателей в современной практике российских организаций, позволяет констатировать необходимость повышенного внимания руководства к оценке процессов развития собственного персонала.

В связи с вышесказанным, можно сформулировать несколько принципов, определяющих оценку эффективности профессионального развития персонала:

1.Подходы к экономической эффективности профессионального развития должны быть аналогичными оценке инвестиций в развитие бизнеса.

2.Оценка эффективности должна проводится до и после профессионального развития. До развития определяются цели, методы и ожидаемые результаты. После профессионального развития результируется некий «бенчмарк» с тем, что закладывали до начала развития и делаются выводы о целесообразности и эффективности проводимых мероприятий.

3.Категорирование целей профессионального развития во временной перспективе. Необходима система взвешенных целей развития персонала с учетом элемента планирования во времени (как правило, на 1 год). Качество данного планирования может быть оценено в объеме утвержденного бюджета.

Критерии оценки эффективности должны быть установлены до осуществления профессионального развития и о них должны быть информированы как сами работники, так и руководители ПАО «Нител», отвечающие за организацию профессионального развития. Результаты оценки эффективности профессионального развития доводятся до сведения и работникам, и их руководителям, в дальнейшем данные результаты ложатся в основу планирования профессионального развития персонала ПАО «Нител» на перспективу.

В современной практике управления персоналом выделяется несколько групп методов оценки эффективности профессионального развития персонала, в качестве основных среди которых можно назвать следующие:

- количественные методы - метод рангового порядка, балльный, метод парных сравнений, коэффициентный, экспертный, в т.ч. метод парных сравнений, графического профилирования, метод "эксперимента" и т.д.;

- качественные методы - представление устных и письменных характеристик, метод эталона, матричный и биографический методы, метод групповой дискуссии и др.;

- комбинированные методы - тестирование, метод стимулирующих оценок, метод группировки работников и др.


Помимо этого существуют показатели эффективности программ развития персонала, куда входят специфические для каждой организации бизнес-показатели:

- текучесть персонала;

- индекс удовлетворенности клиентов организации;

- показатель абсентеизма персонала;

- частота несчастных случаев;

- привлечение новых клиентов (индекс притока новых клиентов);

- повышение производительности труда;

- рост доли рынка;

- сокращение издержек.

Подобные показатели относятся к общекорпоративной эффективности, на них влияет не только профессиональное развитие персонала. Тем не менее, именно, можно сформулировать следующее определение оценки и повышения эффективности профессионального развития персонала - это организованный и, структурированный процесс, в ходе которого устанавливается выгода от профессионального развития работников в соотношении с осуществленными расходами, а также внедряются новые подходы, устраняющие выявленные проблемы и недостатки процесса профессионального развития персонала ПАО «Нител».

Как показывают исследования российских и зарубежных специалистов в сфере и развития персонала, эффективность профессионального развития зависит от внутренних и внешних факторов, состав которых представлен в таблице 3.3.

По степени управляемости факторы можно разделить на нерегулируемые, слаборегулируемые и регулируемые. Факторы внешней среды относятся к категориям нерегулируемых и слаборегулируемых факторов, т.к. они не зависят от управленческих решений внутри организации, являясь импульсами для принятия корректирующих решений для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности и финансово-экономического результата. К регулируемым факторам относятся в основном факторы внутренней среды, которые характеризуют эффективность организации производства, качество процесса управления персоналом, степень использования ресурсов.

Таблица 3.3 - Основные факторы влияния на эффективность профессионального развития персонала

Наименование фактора

Состав фактора

Факторы внешней среды

Развитие НТП

Разработка новых и развитие действующих продуктов Внедрение новых технологий в производстве и управлении Появление новых видов производственного оборудования

Рыночные факторы

Конъюнктура рынка продукции (динамика спроса и предложения)

Конъюнктура рынка труда

Конъюнктура рынка образовательных услуг

Социо-культурные факторы

Демографическая ситуация Политика государства в области образования Уровень образования в стране Развитие системы образования в стране

Политические факторы

Стабильность власти

Изменения в характере правовых реформ

Экономические факторы

Уровень доходов населения Уровень инфляции

Число организаций в стране и уровень корпоративного управления

Уровень безработицы

Наличие (недостаток) рабочих мест

Налоговое законодательство

Кредитно-денежная политика государства

Глобализация экономики, развитие транснациональных компаний

Правовые факторы

Соответствие законодательства современным реалиям, в т.ч. в сфере образования Стабильность законодательства

Факторы внутренней среды

Общеорганизационные факторы

Миссия, цели, стратегия организации

Изменение организационной структуры производства и управления

Изменений технологии производства Организационная структура Стадия жизненного цикла организации

Особенности персонала организации: образовательные. половозрастные, социально-демографические характеристики, мотивации в обучении

Факторы организации

Наличие и компетентность подразделения, занимающегося вопросами профессионального развития персонала

Потребность в обучении

Размеры инвестиций в обучение

Материально-техническая база

Наличие учебных материалов, вузов-партнеров

Факторы процесса

Методы, формы, темпы обучения Наличие обратной связи

Поддерживающие факторы

Отношение руководства к обучению персонала Формирование обучающейся организации Формирование системы управления знаниями

Предоставление возможности обучения всем группам работников Создание условий для использования полученных навыков и знаний

Наличие внешней мотивации обучения (повышение заработной платы, продвижение по служебной лестнице, продвижение по горизонтали, привлечение к процессу принятия решений, наличие в системе оценки персонала требований по повышению квалификации и др.)

Наличие мероприятий, направленных на предотвращение перехода обученных работников в другие организации