Файл: Проектный контроллинг (Проект и система управления проектом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проектный контроллинг

1.1.Проект и система управления проектом.

1.1.1 Проект. Его функции и особенности.

1.1.1.1 Виды проектов и их классификация.

1.1.2 Понятие управления проектом

1.2. Проектный контроллинг.

1.2.1. Определение проектного контроллинга. Его функции и задачи.

1.2.2. Инструменты проектного контроллинга.

1.2.2.1.Мониторинг проекта

1.2.2.2.Аудит проекта.

1.2.2.3.Экспертиза проекта.

1.2.3.Виды и особенности проектного контроля.

1.2.4.Методы осуществления проектного контроллинга.

Глава 2. Проектный контроллинг на примере проекта строительства мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда –Лабытнанги

2.1.История проекта.

2.3 Проектный контроллинг на примере проекта «Северный широтный ход». Недостатки и ошибки построения системы контроллинга.

2.4. Идеи улучшения проектного контроллинга на проекте «Северный широтный ход»

Заключение

Библиография

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ по реализации проекта и направлен на соблюдение определенных правил и процедур. Он включает в себя контроль трудовых, материальных и финансовых ресурсов с точки зрения установления требований к ним и предельных величин.[50]

Текущий контроль – его деятельность осуществляется непосредственно во время реализации проекта. Принцип его работы построен на сравнении достигнутых результатов с установленными в проекте временными, стоимостными, и ресурсными характеристиками.

Существует несколько типов текущего контроля:

1. контроль времени (соответствие затрачиваемого времени на выполнение задач, запланированному)

2. бюджета (контроль над тратами, и их соответствие подсчетам).

3. ресурсов (количество потраченных ресурсов на производство)

4. качества (соответствие результата работ запланированным параметрам).

Заключительный контроль действует на этапе завершения проекта для подведения итогов и на базе завершенного проекта, дает возможность провести комплексный анализ получившегося продукта и его создания, для предотвращения ошибок в будущих проектах.[51]

Мы разобрали основные виды и типы контроля. Также деятельность контроля состоит из нескольких важных процессов, которые составляют деятельность контроля.

Процессы контроля весьма тесно переплетаются и периодически сливаются в один процесс, который состоит из выбранных процессов.

Например, совместное ведение отчетности, контроля изменений содержания, расписания и затрат может быть представлено в виде трехэтапного процесса отслеживания фактического состояния работ, анализа результатов, измерения прогресса и проведения корректирующих действий для достижения целей проекта[52].

Для более четкого понимания данной системы взаимодействия, мы рассмотрим таблицу.

Таб.3 Обобщенная схема процесса контроля исполнения проекта49

Данная таблица наиболее четко показывает структуру контроля и взаимодействие элементов в структуре.

Далее рассмотрим методы, при помощи которой можно выполнять данные функции.

1.2.4.Методы осуществления проектного контроллинга.


Для качественного и эффективного контроля необходимо уметь его осуществлять. В контроллинге проектов есть множество методов контроля, которые помогают его осуществить. Что бы наиболее точно понимать механизм работы контроллинга мы их рассмотрим.

В проектном контроллинге различают следующие методы измерения фактически выполненных объемов работ: объемы или затраты в физических единицах или в стоимостном выражении; процент выполнения плановых заданий; процент готовности и т.д.[53]

В каждом из данных методов есть свои плюсы и минусы. Измерение фактически выполненных физических объемов является более точной мерой, нежели приблизительная оценка готовности, но является гораздо более затратной во временном и ресурсном эквиваленте. Но приблизительная оценка не является достоверной в достаточной мере. В зависимости от сложности проекта, стоит определять какой метод лучше выбрать.

Стоит разобрать методы контроля более детально, для наилучшего понимания механизма их работы. В зависимости от точности распределяют некоторые виды методов:

  1. метод простого контроля, который также называют методом «0 - 100», поскольку он отслеживает лишь моменты завершения детальных работ (существуют только две степени завершенности работы: 0% и 100%). Другими словами, считается, что работа выполнена тогда, когда достигнут ее конечный результат.[54]
  2. метод детального контроля – данный метод оценивает промежуточное состояние хода проекта, к примеру можно привести если работа выполнена на 50%, а значит цель достигнута наполовину. Незавершенные работы оцениваются в процентах, и для оценки степени выполнения работ требуется разрабатывать специальные шкалы и графики.

Так же есть модифицированные методы детального контроля, которые отличают меньшей точностью, но являются более простыми в эксплуатации:

  1. метод «50—50», в котором имеется возможность учета некоторого промежуточного результата для незавершенных работ. Степень их завершенности определяется в момент, когда на работу израсходовано 50% бюджета.[55]
  2. метод по вехам – в основном данный метод применяется при длительном сроке выполнения работ. Время выполнения проекта делится на этапы(вехи), и по степени выполнения данных вех, оценивается уровень выполнения проекта.

Для контроля над выполнением проекта во временных рамках, и степени расходов ресурсов часто используются сетевые графики, матричные расписания и т.п. Рассмотрим несколько примеров подобных методов:


1. Метод освоенного объема (Earned Value Analysis — EVA). Его популярность обусловлена тем, что применение контроля отклонений как метода контроля бюджета иногда бывает затруднительным, так как не всегда можно измерить, какая часть результата уже получена (например, оборудование установлено, но оплата последнего этапа осуществляется только после выхода на проектную мощность).

2. Метод сопутствующего контроля(MIKA) в рамках отслеживания осуществления проекта может восприниматься как постоянная задача, стоящая перед контроллингом проекта. Согласно этому методу, данные полного расчета приводятся в соответствие с сопутствующим, исправленным расчетом. Таким образом, возможно отражение отдельных и общих измерений, произошедших в расходах.

Мы рассмотрели различные методы проектного контроллинга. Данная информация отображает, насколько разнообразными бывают проекты, и очень важно выстроить правильную систему управления и контроллинга для достижения целей проекта.

Вывод: В данной главе мы разобрали понятия проекта, какие виды проектов существуют, и как правильно выстроить систему управления проектом, что бы проект не только соответствовал целям и требованиям, но так же как улучшить конечный результат. Было разобрано понятие и функции проектного контроллинга, его роль в системе управления проектами.

Из данной информации можно вывести вывод, что проектный контроллинг является неотъемлемой частью структуры управления. Проектный контроллинг позволяет не только отслеживать и контролировать любые изменения в проекте, отслеживать соответствие результатов проектной деятельности заданным параметрам и планом, но так же возможность вырабатывать системы противодействия, координировать и изменять стратегию реализации проектной работы, для соответствия целям и планам.

Далее мы рассмотрим фактический пример проектной деятельности и системы его контроллинга.

Глава 2. Проектный контроллинг на примере проекта строительства мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда –Лабытнанги


2.1.История проекта.

Проект строительства мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда –Лабытнанги, иначе называемого «Северный широтный ход».

Северный широтный ход — проектируемая железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Исполнителем данного проекта является компания ОАО «Корпорация Развития».

История проекта началась 16 мая 2005 года, когда Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на совещании по вопросам развития Уральского федерального округа была поставлена задача разработки проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Целью данного проекта является обеспечение экономической доступности и целесообразности вовлечения, богатейших минерально-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала в уральское промышленное производство путем создания транспортного коридора .

Во исполнение поручения Президента РФ при поддержке Полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе Петра Михайловича Латышева 30 августа 2006 года для управления Проектом и синхронизации всех его процессов создано Открытое акционерное общество «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный».

В 2012 году ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» в результате ребрендинга, проведенного в целях вовлечения новых инвесторов и расширения географии реализации проектов, было переименовано в ОАО «Корпорация Развития».

В июле 2015 года, в связи с приведением наименования компании в соответствие с нормами действующего законодательства, Общество переименовано в АО «Корпорация Развития».[56]

Акционеры данной компании– регионы УрФО:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Тюменская область
  • Челябинская область
  • Свердловская область
  • DB International

Основная деятельность данной компании это:

1. Анализ перспективных направлений и подготовка инвестиционных программ.

2. Поиск и привлечение инвесторов в курируемые направления развития экономики региона.

3.Оценка и отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации на территории Белгородской области.

4. Содействие в подготовке концепций проектов и их продвижение.

5. Сопровождение инвестиционных проектов по курируемым направлениям экономики.

6. Развитие международного сотрудничества.

7. Изучение и продвижение передового международного опыта.

8. Содействие в улучшении инвестиционного климата региона (защита интересов инвесторов).


9.Формирование положительного имиджа и инвестиционной привлекательности Белгородской области.

10.Управление инвестиционным порталом Белгородской области.[57]

.Характеристики проекта «Северный широтный ход»

Состав проекта: ж/д магистраль, общей протяженностью 707 км, включает в себя как строительство новых железнодорожных путей и инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей и объектов, в том числе:

  1. реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) ст. Обская-2;
  2. строительство железнодорожного участка от ст. Обская-2 – Салехард (исключая мост через р. Обь);
  3. строительство мостового перехода через р. Обь;
  4. строительство железнодорожной линии «Салехард – Надым (Хорей)»;
  5. строительство мостового перехода через р. Надым;
  6. реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Надым (Хорей) – Пангоды»;
  7. реконструкция (усиление/достройка на основе разработанной проектной документации) железнодорожного участка «Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».[58]

Сроки реализации проекта: начало строительства сентябрь 2011 года. Учитывая перенос сроков ФЦП на 2017г., срок завершения строительства не определен.

«Северный широтный ход» является примером крупнейшего инвестиционного проекта. Данный проект отличается большими масштабами и высокой технической сложностью. При этом проект является образцом типового проекта, так как есть множество схожих аналогов.

2.3 Проектный контроллинг на примере проекта «Северный широтный ход». Недостатки и ошибки построения системы контроллинга.

Проект строительства мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда –Лабытнанги является примером плохо построенной системы контроллинга.

Притом, что запланированные сроки реализации проекта сентябрь 2011 года – 2015год. В 2017 году строительство так и не завершено, что является жесточайшим нарушением сроков проекта, так же есть нарушения в затратах ресурсов. Директор исполнительной компании объясняет данный сбой таким образом: