Файл: Юридическая ответственность (Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Понятие юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих и ее место в системе юридической ответственности

1.1. Юридическая ответственность как элемент правового статуса государственных и муниципальных служащих

1.2. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

ГЛАВА II. Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих 

2.1. Административная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.2. Уголовная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

Заключение

Список использованной литературы

Характер профессиональной деятельности, осуществляемой государственными служащими, предопределяет то, что каждый служащий любого органа управления несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Объему обязанностей по занимаемой должности коррес­пондирует соответствующий объем прав. Объем прав и обязанностей, а сле­довательно, и ответственность, напрямую зависит от занимаемой служащим должности государственной службы.

Юридическая ответственность предполагает и деформацию правового статуса правонарушителя - государственного служащего, представляющая собой лишение какой-то части благ имущественного, личного и иного характера, ко­торыми он обладал до ее реализации. Однако ущерб, причиненный неправо­мерными действиями (бездействием) государственного служащего, возмеща­ется на основании решения суда тем государственным органом, в котором он служит[3].

Итак, основные права, свободы и обязанности государственного служащего составляют основу его правового статуса. Характер профессиональной деятель­ности и служебных правоотношений государственных гражданских служа­щих, особенности выполняемых ими должностных обязанностей предопреде­ляют специфику правового регулирования их ответственности, которая отли­чается от ответственности государственных служащих военной и правоохра­нительной служб.

Правовой статус государственного гражданского служащего представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, соблюдение и исполне­ние которых гарантируется возможностью применения специальных мер юридической ответственности. Статус государственного гражданского служащего возникает с момента заключения служебного контракта и издания приказа о его назначении на замещаемую должность государственной гражданской службы.

Повышенная ответственность государственных гражданских служащих объясняется тем, что они наделяются особыми полномочиями для выполнения государственно-властных функций. В ряде случаев действия (бездействие) государственных служащих могут влечь за собой значимые для всего общества негативные последствия.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих как элемент их правового статуса - это юридическая обязанность государственного гражданского служащего, выражающаяся или в соблюдении и исполне­нии им требований норм права, или в претерпевании неблагоприятных по­следствий личного, организационного или имущественного характера, возни­кающая вследствие правонарушения.


Юридическая ответственность государственных гражданских служащих конкретизируется с учетом их прав и обязанностей. Фактические основания ответственности гражданского служащего вытекают из существа его должностных обязанностей.

Несовершенство законодательного регулирования юридической ответственности государственных гражданских служащих состоит в том, что принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей специально не закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Правовой статус муниципального служащего – это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально-служебных отношений. С изменением характера этих отношений меняется и правовой статус муниципального служащего. Учитывая современное состояние законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, важным является выбор правильного направления в нормативно-правовом регулировании муниципальной службы и статуса муниципального служащего[4].

Анализ действующего законодательства в указанной сфере позволяет выделить ответственность муниципальных служащих и ответственность исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.

Ответственность исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений. Ответственность исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает лишь в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб этим субъектам муниципальных правоотношений. Следует учитывать, что должностные лица исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований не являются субъектами гражданского права и, значит, не несут гражданско-правовую ответственность. Такую ответственность несут лишь исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. Относительно ответственности самих служащих. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка муниципальным служащим работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Этот перечень взысканий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Также он не может быть увеличен или изменен законодательством субъектов РФ в силу верховенства федеральных законов над законами субъектов РФ.


Муниципальный служащий может быть временно на срок до 1 месяца отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Самым «радикальным» средством дисциплинарного воздействия на муниципального служащего, допустившего дисциплинарный проступок, является его увольнение по основаниям, указанным в п.п. 5-10 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Муниципальный служащий несет ответственность за разглашение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Предусмотрена ответственность муниципального служащего за исполнение данного ему неправомерного поручения (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений и муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. Муниципальный служащий не вправе просто не выполнять поручение руководителя. Муниципальный служащий, получивший поручение, если он считает его неправомерным, обязан оценить его с точки зрения действующего законодательства. Он обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного для исполнения поручения, представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения.

Если руководитель все-таки подтверждает данное поручение в письменной форме, муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальные служащие несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (п. 9 ст. 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Например, установлена обязанность муниципального служащего беречь государственное и муниципальное имущество, в т.ч. предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (п. 7 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество. Материальная ответственность работника регламентирована положениями гл. 39 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, а неполученные доходы, т.е. упущенная выгода – взысканию с работника не подлежат[5].


В ст. 239 ТК РФ предусмотрено, что материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере, в случаях предусмотренных в ст. 243 ТК РФ. Виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей при наличии признаков соответствующего правонарушения может повлечь наступление не только дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности, но и административной или уголовной ответственности. В этой связи целесообразно отметить, что согласно ч. 1 ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Там же установлено, что уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. В соответствии с ч. 2 указанной статьи лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Там же предусмотрено, что неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Следует также отметить, что согласно п.п. «е», «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ совершение преступления при исполнении приказа или распоряжения признается обстоятельством, смягчающим наказание. Ответственность за представление гражданином подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу наступает, только если сведения являются заведомо ложными, если гражданину было известно о недостоверности этих сведений. В ч. 3 ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.

Для муниципальных служащих установлен запрет получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Такими вознаграждениями являются подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения (п. 3 ст. 12 Закона). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с официальными мероприятиями, например командировками, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы. Запрет не распространяется на обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (ст. 575 ГК РФ). Нарушение данных ограничений при определенных условиях может быть расценено как получение взятки (ст. 290 УК РФ)[6].


Муниципальный служащий обязан беречь государственное и муниципальное имущество, в т.ч. предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Но в п. 7 ч. 1 данной статьи установлен запрет на использование муниципального имущества в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, при нарушении которого может наступить уголовная или административная ответственность. В ст. 158 УК РФ установлена уголовная ответственность за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества, а в ст. 160 УК РФ – за присвоение или растрату, т.е. хищение чужого имущества, вверенного виновному. Статья 7.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за мелкое хищение чужого имущества путем кражи, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 158, ч. 2 и 3 ст. 159, ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ. Согласно примечанию к ст. 7.27 КоАП РФ хищение чужого имущества признается мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей.

Таким образом, даже при первоначальном приближении, можно отметить, что законодатель создал систему мер ответственности, которая обеспечивает надлежащее исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей, выступая сдерживающим фактором, предотвращающим их неправомерное поведение.

1.2. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

Ответственность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральное законодательство выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления:

  • перед населением;
  • перед государством;
  • перед физическими и юридическими лицами.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.