Файл: Юридическая ответственность (Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Понятие юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих и ее место в системе юридической ответственности

1.1. Юридическая ответственность как элемент правового статуса государственных и муниципальных служащих

1.2. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

ГЛАВА II. Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих 

2.1. Административная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.2. Уголовная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

Заключение

Список использованной литературы

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека[22].

Таким образом, уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих как наравне со всеми гражданами, так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с установленными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 - 293 УК РФ:

  • ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • ст. 286 «Превышение должностных полномочий»;
  • ст. 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ»;
  • ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица»;
  • ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»;
  • ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки»;
  • ст. 292 «Служебный подлог»
  • ст. 293 «Халатность».

Также можно отметить и статью 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации должностным лицом», за которую государственные и муниципальные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности:

  • воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ);
  • воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ);
  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других).

2.3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них


Согласно трудовому договору обе стороны наделены комплексом прав и обязанностей (ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ). Так, на работодателя возлагается обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, но ему одновременно предоставляется право привлекать работников к дисциплинарной ответственности. Работник же обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ, вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации,

Дисциплинарная ответственность государственных служащих используется очень часто и является наиболее важной с практической и юридической точек зрения. Она наступает, если государственный служащий нарушает свои должностные обязанности. В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должностным проступком признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину[23].


Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения. Дисциплинарная ответственность служащих государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать "своими" Уставами. В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих достаточно полно и широко исследованы различными авторами.

Это позволяет выделить основные ее признаки:

  • дисциплинарная ответственность - особый вид юридической ответственности;
  • для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;
  • дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
  • состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;
  • дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;
  • урегулирована нормами административно-служебного права.

Функции дисциплинарной ответственности:

1) регулятивная - направлена на формирование поведения работника, на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

2) превентивная - предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими работниками (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

3) карательная - предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;

4) восстановительная и воспитательная - формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечет за собой уголовной ответственности.


Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников: общую и специальную.

Первый вид - общая дисциплинарная ответственность, которая предусмотрена Трудовым кодексом и правилами внутреннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников, кроме тех, для которых предусмотрена специальная дисциплинарная ответственность.

Второй вид - специальная дисциплинарная ответственность установлена для узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей, государственных служащих, работников ряда отраслей, подпадающих под действие уставов и положений о дисциплине. В соответствии со ст. 192 ТК РФ федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (кроме тех, что указаны выше).

Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам[24]:

1) кругу лиц, подпадающих под ее действие;

2) мерам дисциплинарного взыскания;

3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания;

4) по порядку применения и обжалования взысканий.

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус.

Законодательством о труде закреплены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим, поэтому в правилах внутреннего трудового распорядка не могут быть прописаны иные меры дисциплинарных взысканий. Законодательством о специальной дисциплинарной ответственности, а также уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и иные дисциплинарные взыскания. Принятие нормативных правовых актов, регламентирующих виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ). В этой связи не допускается применение взыскания, не предусмотренного федеральным трудовым законодательством.


Право налагать на работника дисциплинарное взыскание принадлежит работодателю. От его имени может выступать руководитель организации. Дисциплинарные взыскания в виде увольнения могут налагаться лишь теми лицами, которым предоставлено право приема на работу и увольнения.

Объективная и субъективная сторона дисциплинарного проступка.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Объектом дисциплинарного проступка, то есть теми общественными отношениями, которые нарушаются в результате его совершения, является внутренний трудовой распорядок. По объекту дисциплинарные проступки можно разделить на четыре группы:

1) посягательства на полное использование рабочего времени (прогул, опоздание);

2) посягательства на бережное и правильное использование имущества работодателя;

3) посягательства на порядок управления процессами производства в организации (неисполнение приказов, распоряжений);

4) посягательства, создающие угрозу жизни, здоровью, нравственности, отдельного работника или всего трудового коллектива (нарушение правил охраны труда).

По своей объективной стороне дисциплинарный проступок может выражаться в противоправном неисполнении или ненадлежащем исполнении работником своих трудовых обязанностей, то есть это может быть как действие, так и бездействие. В некоторых случаях для появления состава правонарушения требуется наличие последствий в виде причинения вреда и, соответственно, причинной связи между деянием и последствиями. Что касается субъективной стороны, то обязательно наличие вины, причем в любой форме - умысла или неосторожности. Неисполнение работником трудовых обязанностей по причинам, не зависящим от него, не является трудовым правонарушением.

Субъектом дисциплинарного проступка всегда выступает работник. В отличие от преступления дисциплинарный проступок не характеризуется общественной опасностью, а представляет собой общественно вредное деяние. В качестве последствий он влечет применение мер дисциплинарного взыскания.

Должностные проступки очень разнообразны, и не все их составы отражены в действующем законодательстве. По этой причине любые нарушения обязанностей, возложенных на государственного служащего, считаются должностным проступком. Имело ли место нарушение служебных обязанностей или нет, решает компетентный орган или руководитель по обстоятельствам каждого конкретного случая.