Файл: Юридическая ответственность (Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Понятие юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих и ее место в системе юридической ответственности

1.1. Юридическая ответственность как элемент правового статуса государственных и муниципальных служащих

1.2. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

ГЛАВА II. Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих 

2.1. Административная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.2. Уголовная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из важнейших принципов организации деятельности органов государственного и муниципального управления, строжайшее выполнение которого обеспечивает четкую, слаженную и оперативную работу всех его звеньев, а также способом достижения эффективности государственной власти является обеспечение должного уровня законности. К сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них.

Поэтому правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности субъектов государственного управления за нарушение установленных законом обязанностей.
В настоящее время наблюдается отсутствие должного анализа и учета правонарушений в области управления, а также оценки эффективности применяемых мер ответственности к субъектам государственного управления.

Одной из острых и актуальных проблем остается административная ответственность органов государственной власти и должностных лиц.
Ответственность органов и должностных лиц за принимаемые решения и действия имеет в данном случае межотраслевой характер. Субъектами отношений выступают: органы и должностные лица местного самоуправления, государственные органы, их должностные лица, жители муниципального образования.

Органы и должностные лица муниципального образования несут ответственность перед жителями муниципального образования, перед государством, перед хозяйствующими субъектами в случае нарушения законодательства и невыполнения функций по решению задач местного значения, а также осуществлению государственных полномочий, если таковые были переданы.

Ответственность может быть имущественной, административной и уголовной в зависимости от субъекта правоотношения.
Органы государственного и местного самоуправления несут имущественную ответственность либо могут быть распущены.
Должностные лица могут нести все виды ответственности в зависимости от совершенного правонарушения.

Теоретическая и практическая значимость работы вытекает из содержания работы, которая соответствует основным критериям объективности и системности научного знания.

Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующие ответственность в государственном (муниципальном) управлении, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.


Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с ответственностью в государственном (муниципальном) управлении.

Целью данной работы является ответственность в государственном (муниципальном) управлении.

Задачами работы является:

  • Определить понятие ответственности;
  • Выявить особенности ответственности в государственном (муниципальном) управлении;
  • Исследовать виды ответственности в государственном (муниципальном) управлении;
  • Проанализировать административную ответственность как самую распространенную в государственном (муниципальном) управлении;
  • Выявить проблемные аспекты правового регулирования ответственности в государственном (муниципальном) управлении;
  • Определить перспективы развития правового регулирования ответственности в государственном (муниципальном) управлении.

Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и другие.

Теоретическую основу данного исследования составили труды таких авторов как: Авакьян С.А., Белоусова Е.В., Бондарь Н.С., Джагарян А.А., Васильев В.И., Постников А.Е., Павлушкин А.В., Помазанский А.Е., Гришау В.Н., Князев С.Д., Макаревич К.К., Хабриева Т.Я. и других.

В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.

ГЛАВА I. Понятие юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих и ее место в системе юридической ответственности


1.1. Юридическая ответственность как элемент правового статуса государственных и муниципальных служащих

Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны и практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях развития в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных и муниципальных служащих в частности приобретают большое практическое и теоретическое значение. Основным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который дает ссылки к иным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс Российской Федерации и др.

Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, то есть такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и опасными. Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности[1].

Юридическая ответственность государственного гражданского служащего – это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения – юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.

Юридическая ответственность является элементом прохождения государственной гражданской службы или динамического административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Поступление на государственную гражданскую службу, как и на любую другую государственную службу, представляет собой добровольное ограничение части прав взамен на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные законом для государственных гражданских служащих.


Элементом правового статуса субъектов права, в том числе и государственных гражданских служащих, яв­ляется юридическая ответственность как целостное правовое явление. Свя­зующим звеном между статутной ответственностью и реальной юридической ответственностью выступают юридические факты. Например, совершение ли­цом правонарушения существенно изменяет правовое положение субъекта права, его совершившего. Осуждение государственного гражданского служа­щего к наказанию за совершенное преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, исключает возможность исполнения им обязанностей по должности государственной гражданской службы (подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Правовой статус государственного гражданского служащего предполагает не только наделение гражданина специальными правомочиями для выполне­ния государственно-властных функций, но и повышенную ответственность за исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Ответственность государственных гражданских служащих характеризуется принципом пропорционального возрастания и убывания. Пропорции скла­дываются по объему возложенных обязанностей, количеству подчиненных и уровню подчиненности и т.д. Например, нарушение гражданским служащим положений Конституции РФ и норм иных отраслей права может повлечь на­ступление административной, уголовной, гражданско-правовой, дисципли­нарной и материальной ответственности. Определяющим критерием будет выступать характер и степень общественной опасности правонарушения. Та­ким образом, правовой статус гражданского служащего выступает определен­ным состоянием, изменяющим его, и предопределяет порядок привлечения служащего к конкретному виду юридической ответственности.

Реализация мер юридической ответственности способна исключить субъекта из правоотношения. Так, применение мер уголовной ответственности выводит гражданского служащего из служебных правоотношений, тем самым изменяя правовой статус должностного лица на правовой статус обыкновенного гражданина.

От форм и мер юридической ответственности необходимо отличать отставку государственного служащего, если его правовое положение становится несовместимым с установленным законом статусом государственного граж­данского служащего (например, утрата гражданства РФ, осуществление ком­мерческой деятельности, несовместимой с его статусом)[2].


Элементом правового статуса государственных служащих являются также ограничения по государственной службе. Они должны устанавливаться нор­мативными актами, в том числе и локальными, о статусе соответствующего вида государственных служащих. Так, ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Важное значение в процессе законодательного формирования правового статуса государственных гражданских служащих играют и принципы государственной службы.

Принципы государственной службы как элемент правового статуса гражданских служащих относятся к системообразующим факторам, раскрывая в концентрированном виде правовую и социальную природу, основные цели и задачи института государственной службы. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей как основополагающая идея организации и функционирования государ­ственной службы был закреплен Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 10 ст. 5), который в настоящее время утратил силу. Несмотря на то, что действующий в настоящее время Закон о гражданской службе не называет среди принципов гражданской службы принцип ответственности, невоору­женным глазом видно его составляющие в каждом законодательно закреп­ленном принципе государственной службы (ст. 4). Отсутствие законода­тельно закрепленного (в отдельной статье) принципа ответственности госу­дарственных служащих является существенным недостатком названного За­кона.

Исходным началом формирования процесса ответственности любого субъекта управления, в том числе и государственного служащего, выступает точное и полное определение его правового статуса через формулирование его прав и обязанностей. Тем более, что в современных условиях при усилении регули­рующей функции публичного права появляется насущная потребность в оп­ределении четких правил поведения для всех государственных гражданских служащих. Не менее важным при этом представляется и правовое разграничение функций управления и ответственности между всеми управляющими субъектами: органами государственной власти РФ и ее индивидуальными субъектами, а также органами местного самоуправления.

Правовая природа юридической ответственности государственных служащих в той или иной сфере государственного управления специфична. Специфика заключается, прежде всего, в том, что ее субъектом выступает государственный служащий, являющийся в то же время и должно­стным лицом. Отличительной чертой юридической ответственности государ­ственных служащих выступает презумпция знания ими закона. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст. 15) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает государственного служащего соблюдать Консти­туцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.