Файл: Юридическая ответственность (Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 6
Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.
Органы государственной власти и местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.
1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих
Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.
Государственный, как и муниципальный служащий в обычном своем проявлении являются гражданами государства. И на них как на субъект общей компетенции распространяются все правила, действующие в государстве.
Таким образом, за пределами службы: дома, на отдыхе, в общественных местах, где лицо не может проявлять законным образом качества государственного или муниципального служащего, оно отвечает за свои действия как обычный гражданин.
Одновременно государственный или муниципальный служащий является лицом, обладающим специальной компетенцией, при этом его права, обязанности, а также ответственность приобретают специфические черты, связанные с его государственной деятельностью.
Особенность статуса государственного или муниципального служащего - его специальная ответственность, применяемая к нему на государственной или муниципальной службе соответственно, или в связи с его государственной (муниципальной) службой[11].
В первом случае, когда государственный (муниципальный) служащий действует как гражданин, к нему применяются все виды юридической ответственности как к гражданину.
Во втором случае, когда государственный или муниципальный служащий находится при исполнении своих государственных (муниципальных) обязанностей, к нему могут быть применены только специальные виды ответственности, связанные с его деятельностью и прописанные в нормах права, регулирующих поведение государственного или муниципального служащего соответственно.
Чаще всего законодательство о государственной и муниципальной службе и в Российской Федерации нечетко устанавливает или отражает вид ответственности, применяемой к государственному служащему в случае совершения им правонарушения на государственной службе.
Ответственность государственных и муниципальных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.
Служебная дисциплина на государственной, а равно и на муниципальной службе - обязательное соблюдение служебного распорядка соответствующего государственного или муниципального органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления и со служебным контрактом.
Государственные и муниципальные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок) на государственного или муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать госслужащего на государственную или муниципальную должность государственной или муниципальной службы, установленные дисциплинарные взыскания.
Нормативным основанием уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы уголовного права, например, содержащиеся в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст.ст. 285-293 УК РФ); административной ответственности - нормы административного права, содержащиеся во всех разделах КоАП РФ и законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность государственных гражданских служащих, и, соответственно, не образующие отраслевой институт административной ответственности должностных лиц.
Нормативным основанием гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ).
Фактическим основанием юридической ответственности государственных и муниципальных служащих является должностное правонарушение, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие) должностного лица, связанное с выполнением (невыполнением или ненадлежащим выполнением) им своих служебных обязанностей, и за которое законодательством РФ установлена ответственность. Только общественно опасное, виновное и противоправное деяние человека, а не мечты, идеи, мысли, субъективное оценивание своего поведения, является единственным основанием применения норм ответственности. Сущность должностного правонарушения заключается в нарушении нормальной, регламентированной соответствующими правовыми актами деятельности государственного аппарата, совершаемом должностным лицом в противоречие не только с задачами, для решения которых образован орган государственной власти, но и возложенными на него полномочиями.
Таким образом, фактическими основаниями юридической ответственности государственных и муниципальных служащих выступают различные должностные правонарушения.
Ввиду того, что понятие должностного правонарушения, включающего ряд объективных и субъективных признаков, образующих состав должностного правонарушения (общественная опасность, противоправность действий (бездействия) должностного лица; причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан; их причинно-следственная связь, вина правонарушителя), достаточно подробно раскрыто в юридической литературе, охарактеризуем элементы состава дисциплинарного проступка.
Дисциплинарный проступок, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – это единственное фактическое основание применения дисциплинарных взысканий. Объектами дисциплинарного проступка гражданского служащего являются общественные отношения, складывающиеся по поводу поддержания необходимого уровня служебной дисциплины в отдельных органах государственной власти, и государственном аппарате в целом, а также общественные отношения, связанные с охраной прав и свобод человека и гражданина[12].
Объективная сторона дисциплинарного проступка включает в себя противоправные действия (бездействие) гражданского и муниципального служащего, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него должностных обязанностей, а также правовые последствия, и причинно-следственную связь между противоправным деянием и правовыми последствиями. При этом стоит учитывать, что законодательство РФ о гражданской службе не содержит исчерпывающего перечня составов дисциплинарных проступков. Субъектами дисциплинарных проступков могут выступать государственные и муниципальные служащие. В качестве специального субъекта дисциплинарного проступка необходимо назвать служащих, замещающих должности категории «руководители» (п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в психическом отношении к совершаемому правонарушению. Ее обязательным признаком является вина.
Итак, можно констатировать, что особенности вида юридической ответственности предопределяют и особенности состава правонарушения.
Механизм реализации любого вида юридической ответственности государственных и муниципальных служащих можно представить в виде взаимосвязанных элементов: норма права (устанавливающая ответственность) - правоотношение ответственности - акт применения юридической ответственности. При активизации механизма реализации юридической ответственности, т.е. переведении его из возможности в реальную действительность, на каждой ее стадии необходимо наличие фактических обстоятельств - юридических фактов.
Под механизмом реализации юридической ответственности государственных и муниципальных служащих следует понимать структурно упорядоченную систему, состоящую из нормы права, устанавливающей юридическую ответственность государственных гражданских служащих, правоотношения ответственности и акта применения юридической ответственности как основных взаимосвязанных элементов, находящихся в тесном взаимодействии.
В связи с этим становится очевидным, что непосредственными субъектами механизма реализации юридической ответственности государственных и муниципальных служащих выступают специальные субъекты служебных правоотношений: государство и государственный и муниципальный служащий. Под правоотношением следует понимать возникающую на основе норм права индивидуализированную связь между субъектами права, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства. Оформление взаимоотношений субъектов права в форме правоотношения позволяет установить устойчивую связь между ними, персонифицировать состав участников правоотношений и конкретизировать их субъективные права и обязанности.
Динамика механизма реализации юридической ответственности государственных гражданских служащих предполагает соответствующую процедуру и отношения правоприменения между государством и гражданским служащим. Так, например, в ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок, действующий исключительно в отношении гражданских служащих, применения и снятия дисциплинарного взыскания. На основании принятия акта применения права, являющегося одним из видов правовых средств, юридическая ответственность, существовавшая на начальной стадии реализации в виде взаимосвязи прав и обязанностей государства и гражданского служащего, преобразуется в фактические действия сторон охранительного правоотношения ответственности. Акт применения права, как индивидуально-правовое предписание, влечет появление нового вида правовых отношений - правоприменительные отношения[13].
Согласно Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции основаниями для привлечения служащих к ответственности могут быть следующие факты и обстоятельства.
1. Не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:
а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;
б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.
Обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1, должны быть отражены в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждены иными документами;
в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например: некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.); некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (к примеру, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации - вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);
указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствии правовых оснований для представления данных сведений;
указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей и т.д.;