Файл: Юридическая ответственность (Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Понятие юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих и ее место в системе юридической ответственности

1.1. Юридическая ответственность как элемент правового статуса государственных и муниципальных служащих

1.2. Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

ГЛАВА II. Механизм реализации юридической ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих 

2.1. Административная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.2. Уголовная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

2.3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих и ее последствия для них

Заключение

Список использованной литературы

Должностные лица несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Органы государственной власти и местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

1.3. Основания привлечения к юридической ответственности государственных и муниципальных служащих

Юридическая ответственность характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут выступать как государственное одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение и наказание; развивается и реализуется в процессуальной форме.

Государственный, как и муниципальный служащий в обычном своем проявлении являются гражданами государства. И на них как на субъект общей компетенции распространяются все правила, действующие в государстве.

Таким образом, за пределами службы: дома, на отдыхе, в общественных местах, где лицо не может проявлять законным образом качества государственного или муниципального служащего, оно отвечает за свои действия как обычный гражданин.

Одновременно государственный или муниципальный служащий является лицом, обладающим специальной компетенцией, при этом его права, обязанности, а также ответственность приобретают специфические черты, связанные с его государственной деятельностью.


Особенность статуса государственного или муниципального служащего - его специальная ответственность, применяемая к нему на государственной или муниципальной службе соответственно, или в связи с его государственной (муниципальной) службой[11].

В первом случае, когда государственный (муниципальный) служащий действует как гражданин, к нему применяются все виды юридической ответственности как к гражданину.

Во втором случае, когда государственный или муниципальный служащий находится при исполнении своих государственных (муниципальных) обязанностей, к нему могут быть применены только специальные виды ответственности, связанные с его деятельностью и прописанные в нормах права, регулирующих поведение государственного или муниципального служащего соответственно.

Чаще всего законодательство о государственной и муниципальной службе и в Российской Федерации нечетко устанавливает или отражает вид ответственности, применяемой к государственному служащему в случае совершения им правонарушения на государственной службе.

Ответственность государственных и муниципальных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Служебная дисциплина на государственной, а равно и на муниципальной службе - обязательное соблюдение служебного распорядка соответствующего государственного или муниципального органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления и со служебным контрактом.

Государственные и муниципальные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

Основным видом ответственности является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей (должностной проступок) на государственного или муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать госслужащего на государственную или муниципальную должность  государственной или муниципальной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Нормативным основанием уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы уголовного права, например, со­держащиеся в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправ­ления» (ст.ст. 285-293 УК РФ); административной ответственности - нормы административного права, содержащиеся во всех разделах КоАП РФ и зако­нах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность государственных гражданских служащих, и, соответственно, не образующие от­раслевой институт административной ответственности должностных лиц.


Нормативным основанием гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих выступают нормы, закрепленные в Гра­жданском кодексе РФ (далее - ГК РФ).

Фактическим основанием юридической ответственности государственных и муниципальных служащих является должностное правонаруше­ние, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездейст­вие) должностного лица, связанное с выполнением (невыполнением или не­надлежащим выполнением) им своих служебных обязанностей, и за которое законодательством РФ установлена ответственность. Только общественно опасное, виновное и противоправное деяние человека, а не мечты, идеи, мысли, субъективное оценивание своего поведения, является единственным осно­ванием применения норм ответственности. Сущность должностного правона­рушения заключается в нарушении нормальной, регламентированной соот­ветствующими правовыми актами деятельности государственного аппарата, совершаемом должностным лицом в противоречие не только с задачами, для решения которых образован орган государственной власти, но и возложенны­ми на него полномочиями.

Таким образом, фактическими основаниями юри­дической ответственности государственных и муниципальных служащих выступа­ют различные должностные правонарушения.

Ввиду того, что понятие должностного правонарушения, включающего ряд объективных и субъективных признаков, образующих состав должностного правонарушения (общественная опасность, противоправ­ность действий (бездействия) должностного лица; причинение вреда охраняе­мым законом интересам государства, общества или отдельных граждан; их причинно-следственная связь, вина правонарушителя), достаточно подробно раскрыто в юридической литературе, охарактеризуем элементы состава дис­циплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – это единственное фактическое основание применения дисциплинарных взысканий. Объектами дисциплинарного проступка гражданского служащего являются общественные отношения, складывающиеся по поводу поддержания необходимого уровня служебной дисциплины в отдельных органах государ­ственной власти, и государственном аппарате в целом, а также общественные отношения, связанные с охраной прав и свобод человека и гражданина[12].

Объ­ективная сторона дисциплинарного проступка включает в себя противоправ­ные действия (бездействие) гражданского и муниципального служащего, выражающиеся в неис­полнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него должностных обязанностей, а также правовые последствия, и причинно-следственную связь между противоправным деянием и правовыми последствиями. При этом стоит учитывать, что законодательство РФ о гражданской службе не содержит ис­черпывающего перечня составов дисциплинарных проступков. Субъектами дисциплинарных проступков могут выступать государственные и муниципальные служащие. В качестве специального субъекта дисциплинарного проступка не­обходимо назвать служащих, замещающих должности категории «руководи­тели» (п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Субъективная сторона дисциплинарного проступка выражается в психическом отношении к совер­шаемому правонарушению. Ее обязательным признаком является вина.


Итак, можно констатировать, что особенности вида юридической ответственности предопределяют и особенности состава правонарушения.

Механизм реализации любого вида юридической ответствен­ности государственных и муниципальных служащих можно представить в виде взаимосвязанных элементов: норма права (устанавливающая ответственность) - правоотношение ответственности - акт применения юридической ответственности. При активизации механизма реа­лизации юридической ответственности, т.е. переведении его из возможности в реальную действительность, на каждой ее стадии необходимо наличие факти­ческих обстоятельств - юридических фактов.

Под механизмом реализации юридической ответственно­сти государственных и муниципальных служащих следует понимать структурно упорядоченную систему, состоящую из нормы права, устанавливающей юридическую ответственность государственных гражданских служащих, право­отношения ответственности и акта применения юридической ответственности как основных взаимосвязанных элементов, находящихся в тесном взаимодей­ствии.

В связи с этим становится очевидным, что непосредственными субъектами механизма реализации юридической ответственности государственных и муниципальных служащих выступают специальные субъекты служебных правоотно­шений: государство и государственный и муниципальный служащий. Под правоот­ношением следует понимать возникающую на основе норм права индивидуа­лизированную связь между субъектами права, характеризуемую наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемую (гарантируемую) принудительной силой государства. Оформление взаимоотноше­ний субъектов права в форме правоотношения позволяет установить устойчи­вую связь между ними, персонифицировать состав участников правоотноше­ний и конкретизировать их субъективные права и обязанности.

Динамика механизма реализации юридической ответственности государственных гражданских служащих предполагает соответствующую процедуру и отношения правоприменения между государством и гражданским служащим. Так, например, в ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый по­рядок, действующий исключительно в отношении гражданских служащих, применения и снятия дисциплинарного взыскания. На основании принятия акта применения права, являющегося одним из видов правовых средств, юридическая ответственность, существовавшая на начальной стадии реализа­ции в виде взаимосвязи прав и обязанностей государства и гражданского слу­жащего, преобразуется в фактические действия сторон охранительного право­отношения ответственности. Акт применения права, как индивидуально-правовое предписание, влечет появление нового вида правовых отношений - правоприменительные отношения[13].


Согласно Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции основаниями для привлечения служащих к ответственности могут быть следующие факты и обстоятельства.

1. Не образует коррупционного проступка и не влечет применения взысканий:

а) ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

б) ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка) вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего.

Обстоятельства, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1, должны быть отражены в письменных пояснениях служащего, представляемых в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или подтверждены иными документами;

в) заполнение служащим Справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в Справке, либо когда заполнены разделы, графы Справки, не подлежащие заполнению. Например: некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей», вместо правильного написания «г. Волгоград» указывается «Волгоград» и т.д.); некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, с учетом правильного предоставления иной информации по соответствующему разделу Справки (к примеру, указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, в котором открыт счет, неправильно указана организационно-правовая форма кредитной организации - вместо ПАО «ВТБ 24» указано ВТБ 24, ВТБ и т.п.);
указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствии правовых оснований для представления данных сведений;
указание срочных обязательств финансового характера на сумму менее 500 000 рублей и т.д.;