Файл: Понятие и развитие социального страхования в России.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального страхования
1.1. Понятие и развитие социального страхования в России
1.2. Функции социального страхования
2. Анализ социального страхования в России и зарубежных странах
2.1. Анализ социального страхования в России
2.2. Модели социального страхования в зарубежных странах
Основные проблемы социального страхования и возможные пути их решения представлены в таблице 5.
Таблица 5. Основные проблемы социального страхования и возможные пути их решения [26, с. 352]
Проблема социального страхования |
Возможный путь решения проблемы |
Деформация распределительных отношений и принципов обязательного социального страхования |
Создание условий язя развития обязательного негосударственного социального страхования |
Снижение ставки ЕСН |
Закрепление объемов и норм страхового обеспечения, определение соответствующих этому размеров страховых тарифов |
Необоснованное занижение страхового тарифа страхователями |
Проверка Фондом социального страхования правильности установления класса профессионального риска, соответствующего роду деятельности предприятия (организации) |
Низкая заинтересованность страхователей в уплате страховых взносов |
Направление до 20% сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (включая финансирование периодических медосмотров, санаторно-курортное оздоровление работников, занятых во вредном производстве) |
Применение специальных налоговых режимов |
Установление взаимосвязи между страховыми выплатами из внебюджетных фондов, фонда оплаты труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы. |
Исключение из числа экономически активного населения такой категории потенциальных страхователей, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры |
Предоставление возможности добровольно уплачивать взносы в Фонд социального страхования РФ |
В нашей стране не раз предпринимались попытки реформировать социальное страхование (замена с 01.01.2001 г. основного источника финансирования - страховых взносов - на единый социальный налог, и введение с 01.01.2003 г. налога по категории плательщиков страхователей, перешедших на специальные налоговые режимы) [26, с. 353]. Однако это не принесло положительных результатов. Снижение ставки единого социального налога привело к сокращению отчислений во внебюджетные фонды, ликвидации санаторно-курортного лечения работающих, введению оплаты больничного листа за счет средств обязательного социального страхования только с 3-го дня. По сути, был утрачен страховой характер обязательного социального страхования, взносы стали взиматься обезличенно, превратились в некий обязательный платеж, который стал инструментом перераспределительной политики государства [14, с. 174]. У работодателей и граждан пропала мотивация в собственной социальной защите в виде социального страхования. Единый налог на вмененный доход, сельскохозяйственный налог, налог в связи с упрощенной системой налогооблажения имеют иную природу, чем страховые взносы и единый социальный налог. У него иная налогооблагаемая база, не связанная ни с фондом оплаты труда, ни с численностью персонала. При этом основным критерием социального страхования и возмещения страховых выплат продолжает оставаться потеря работником заработка. По нашему мнению, необходимо предусмотреть связь между страховыми выплатами из внебюджетных фондов с фондом оплаты труда и численностью работников, перешедших на специальные налоговые режимы [15, с. 16].
В настоящее время произошла деформация распределительных отношений, появилась возможность получения страховых услуг без участия в формировании финансовой базы социального страхования. В результате нарушается один из основополагающих принципов социального страхования «взнос - выплата», а система недополучает законодательно установленных ресурсов. В этом случае имеет место подмена цели социального страхования. Принцип личной ответственности каждого за формирование условий своей жизни, необходимый в рыночной экономике, сведен к нулю [14, с. 174].
Кроме того, необходимо приостановить сползание социального страхования на путь социального обеспечения, восстановив его функционирование на подлинно страховых принципах.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности до сих нор регулируется законодательством бывшего СССР, многие нормы которого устарели. Рад организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с действующим законодательством имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС РФ. В тоже время они пользуются правами на получение страхового возмещения, как и другие плательщики, которые льгот не имеют [14, с. 175]. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. На наш взгляд, для решения этой проблемы можно перенести бремя нестраховых выплат на федеральный и региональные бюджеты, а также оптимизировать страховые расходы. Например, для сокращения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц [11, с. 7].
Проблема страхования самозанятого населения, работников малого бизнеса и категорий населения, не выплачивающих страховые взносы или налоговые платежи во внебюджетные фонды, также является актуальной. Однако на сегодняшний момент законодательство предоставило возможность данной категории страхователей уплачивать взносы в Фонд социального страхования в добровольном порядке и, соответственно, получить право на получение пособий и страховых выплат [18, с. 216].
Одним из решающих направлений совершенствования системы социального страхования должно стать осуществление комплекса мер, направленных на достижение финансовой устойчивости системы за счет сбалансированности поступлений обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды. Выполнение этой задачи обусловливает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и нестраховых. Мы считаем, что выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно-курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность. Исходя из этого и предполагается определить для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования, источники финансирования. Это может произойти только в случае радикального изменения в нашем государстве отношения к порядку и условиям оплаты труда гражданам, занятым в производстве, и определенного роста их заработной платы. Правомерно ставить вопрос о параллельном введении в формирование доходов по бюджету социального страхования понятия страховых взносов [18, с. 217].
Вывод.
Стратегия развития социального страхования должна включать консолидированную позицию Правительства, профсоюзов и работодателей в решении вопросов социального страхования; активизацию работы профсоюзов при сохранении за государством законодательных и контрольных функций; создание условий и предпосылок для развития негосударственного социального страхования, что связано с организацией негосударственных пенсионных фондов.
Развитие и поддержка негосударственных добровольных форм страхования позволит, во- первых, вовлечь в социальное страхование и те группы населения, которые окажутся вне действующей системы; во-вторых, создать условия конкуренции между страховыми организациями, что повысит уровень страховых услуг и создаст предпосылки повышения эффективности социальной зашиты населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальное страхование можно определить как организационно-экономический механизм по перераспределению национального дохода, основывающийся на формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей или части социального налога специальных государственных фондов и использовании этих средств для компенсации потери трудового дохода вследствие действия определенных социальных рисков.
Организация социального страхования в России базируется на следующих принципах:
1. Личная ответственность. Это означает, что работники сами участвуют в финансировании своего страхования, и общий размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового рынка.
2. Солидарность. Означает, что работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, при помощи взносов, направленных на обеспечение мене обеспеченных слоев населения.
3. Всеобщность. Социальное страхование распространяется на самые широкие круги людей, это выражается в закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка проведения соответствующих выплат и предоставления нужных услуг.
4. Обязанность. Не зависит от воли и желания работодателей и застрахованных лиц, что находит выражение в обязательном характере уплаты страховых взносов работодателями и их работниками, а также в определенных случаях и государством.
5. Государственное регулирование. Это утвержденные законом уровни выплат, условия назначения пособий, контроль за правильностью использования финансовых средств.
Функции социального страхования:
1. Защитная - заключается в поддержке финансового уровня застрахованного, если обычный источник доходов становится для него недоступным.
2. Компенсирующая. Эта функция состоит в возмещении ущерба с помощью материального возмещения заработка, а также оплату услуг на лечение и реабилитацию.
3. Перераспределительная функция выполняется тогда, когда социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным.
4. Стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по вопросам об уровне социальной защиты, распределении финансовой нагрузки между субъектами, участии в управлении социальным страхованием.
Сегодня обязательное социальное страхование стало важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного государства, обеспечивающим дополнительную защиту занятого населения при наступлении социальных рисков.
Однако, по мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.
Таким образом, без решения поставленных проблем невозможно создать эффективную систему социального страхования в России и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Российская газета от 21.07.2017.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета от 06.07.2016.
- Федеральный закон от 19.12.2016 N 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Российская газета от 31.07.2017.
- Федеральный закон №125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета от 31.07.2017.
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Российская газета от 31.12.2016.
- Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (ред. от 05.08.1995) // СЗ РФ от 07.08.1995.
- Богатырева О.А. Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии // Вопросы студенческой науки. №7. март 2017. С. 4-7.
- Вязовская Т.Н. Юридическая природа социального страхования // Вестник Чувашского университета. 2016. №3. С.262-266.
- Ермаков Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров / Д. Н. Ермаков, С. Л. Хмелевская. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 400 с.
- Землянухина С.Г. Обоснование форм разрешения противоречий российской системы социального страхования // Территория науки. 2016. №6. С.171-175.
- Климова М. Новый порядок обязательного социального страхования // Налоговый вестник. 2014. N 8. С. 10 - 20.
- Лобунько С.И. Роль социального страхования в формировании и развитии человеческого капитала // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 2016. С. 114-123.
- Махдиева Ю.М., Омарова Э.А. Современные особенности формирования и расходования бюджета фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. № 11. 2016. С. 162-166.
- Павлюченко В.Г. Социальное страхование: учебник для бакалавров/ В.Г. Павлюченко.- М.: Дашков и К, 2016.- 479 c.
- Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды // Основные аспекты оценки системы социального страхования. 2014. №1. С.53-58.
- Страховое право (5-е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит»/ А.Н. Кузбагаров и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 423 c.
- Темирова З.Д. Обязательное социальное страхование как элемент рыночной экономики // Научный вестник ЮИМ. 2016. №1. С.62-64.
- Усмаев Ш.В. К вопросу о принципах социального страхования // Символ науки. 2016. №5. С. 223-225.
- Филимонова С.А. К вопросу об основании возникновения отношения по обязательному социальному страхованию // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. №2. С. 169-173.
- Финансы России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - М., 2017. - 343 c.
- Шапошникова И.А., Малафеева С.Н. Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2016. №1. С.57-62.
- Шарифьянова З.Ф., Скрябина М.Г., Лутфиева Г.М. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития // Инновационная наука. №12. 2015. С.349-353.
- Пенсионная система: что ждет россиян в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2017/01/09/127272
- Структура фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://prostrahovanie24.ru/soc/fond-socialnogo-strahovanija/struktura.html
- ФНС улучшит собираемость страховых взносов с бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/msp-analitika/4018622