Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МВФ помогает государствам-членам разрабатывать экономическую политику и вести свои финансовые дела более эффективно, укрепляя их человеческий и институциональный потенциал путем предоставления экспертных рекомендаций и подготовки кадров, которые МВФ называет развитием потенциала.

В 2016 г. на развитие потенциала МВФ направил 256 млн. долларов США. [11]

МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы:

- налоговой политики и налогового администрирования,

- управления расходами,

- денежно-кредитной и курсовой политики,

- надзора за банковской и финансовой системой и ее регулирования,

- законодательных основ,

- статистики.

МВФ также:

- дает рекомендации государствам-членам,

- поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни.

МВФ проводит регулярную оценку:

- глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой экономики»,

- финансовых рынков – в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности»,

- изменений в сфере государственных финансов – в своем «Бюджетном вестнике».

МВФ также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. [10, с. 1260]

Таким образом, к важнейшим целям Международного валютного фонда, который осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, относятся содействие стабильности валютных курсов и процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли.

Международный валютный фонд уделяет основное свое внимание следующим трем главным функциям: экономический надзор; кредитование; развитие потенциала.

Далее рассмотрим задачи и приоритеты политики Международного валютного фонда.

2.2. Задачи и приоритеты политики Международного валютного фонда

Глобальная программа мер экономической политики Директора-распорядителя (ГПП) представляется два раза в год Международному валютно-финансовому комитету (МВФК), который является органом, определяющим политику МВФ.


В ГПП:

- определяются проблемы политики, с которыми сталкиваются государства-члены МВФ,

- оцениваются успехи, достигнутые со времени предыдущей ГПП,

- намечаются ответные меры политики, необходимые на глобальном и национальном уровне,

- излагаются возможные методы поддержки этих ответных мер политики со стороны МВФ.

В ГПП, принятой в апреле 2016 г., основное внимание уделялось мерам политики, направленным на то, чтобы вернуть мировую экономику на более прочный и надежный путь.

В ней говорилось, что страны должны укрепить свою приверженность устойчивому глобальному росту и использовать трехсторонний подход, предусматривающий взаимно усиливающие рычаги экономической политики.

Этому будут способствовать успешно функционирующий финансовый сектор и сотрудничество на глобальном уровне.

1. Денежно-кредитная политика.

В странах с развитой экономикой денежно-кредитная политика должна оставаться мягкой там, где разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства является отрицательным, а инфляция слишком низкой.

Но денежно-кредитная политика должна сопровождаться другими мерами политики для обеспечения необходимой поддержки спроса, и она не может устранить структурные препятствия экономическому росту. [12]

Нетрадиционные меры денежно-кредитной политики помогают поддерживать спрос, хотя очень низкие (и, в ряде случаев, отрицательные) процентные ставки могут также оказывать прямое влияние на рентабельность банков.

В странах с формирующимся рынком денежно-кредитная политика должна противостоять воздействию более низких валютных курсов на инфляцию и балансы частного сектора.

2. Налогово-бюджетная политика.

Имеются веские аргументы в пользу внутренней координации мер политики.

Некоторые страны по-прежнему страдают от высокого уровня долга, повышенных суверенных спредов и низкого уровня сбережений в государственном секторе и должны реализовать свои планы бюджетной консолидации, тогда как странам, располагающим бюджетным пространством, следует продвигаться к дальнейшему смягчению налогово-бюджетной политики.

В случае ряда стран-кредиторов это также способствовало бы глобальному перебалансированию.

Все страны также могут внести свой вклад, стремясь к более благоприятной для роста структуре доходов и расходов, в частности, к увеличению расходов на инфраструктуру в ряде стран.

3. Структурные реформы.

Многие признают, что для повышения производительности и потенциального объема производства необходимы структурные реформы.


Были приняты многие обязательства, в том числе в связи с деятельностью Группы 20-ти, но их реализацию следует ускорить.

Страны, располагающие бюджетным пространством, должны воспользоваться синергизмом мер политики, направленных на поддержку:

- спроса,

- структурных реформ. [12]

Структурные реформы со встроенными бюджетными стимулами могут принести позитивные результаты в ближайший период.

Учитывая разнообразие структур экономики, последовательность приоритетов отдельных структурных реформ должна быть определена в соответствии с различиями в стадиях:

- экономического развития,

- прочности институтов.

В странах – экспортерах биржевых товаров и развивающихся странах с низкими доходами существенное значение имеют:

- меры политики, направленные на содействие диверсификации экономики,

- структурные преобразования.

4. Действия в отношении финансового сектора.

Необходимы также решения для недопущения того, чтобы сворачивание операций во избежание риска создавало необоснованные препятствия для доступа к финансовым услугам, включая корреспондентские отношения между банками.

Странам следует предпринять дальнейшие шаги в целях ускорения восстановления балансов частного сектора, избегая длительного процесса сокращения доли заемных средств, который:

- ослабляет кредитный канал денежно-кредитной политики,

- повышает неопределенность.

Крайне важно завершить формирование банковского союза в Европейском союзе путем введения последнего элемента – общей программы гарантирования депозитов – наряду с усилиями по сокращению рисков в банковских системах.

Необходим дальнейший прогресс в последовательной реализации и завершении процесса глобальной реформы регулирования, включая меры политики, направленные на преобразование теневого банковского сектора в стабильный источник рыночного финансирования. [12]

5. Глобальное сотрудничество.

Каждая страна должна принять обязательство по набору мер политики, который вносит вклад в глобальный пакет реформ, в целях повышения экономического роста внутри страны и во всем мире.

Трехсторонний подход, применяемый совместно государствами-членами, может:

- взаимно усиливать экономическую активность,

- снижать риски для финансовой стабильности.

Необходимо также глобальное сотрудничество. [12]

К числу примеров относятся:

- укрепление механизмов корректировки и обеспечения ликвидности,


- поддержка глобальной торговли,

- борьба с коррупцией,

- продвижение в реализации программ реформ в области регулирования.

Таким образом, основными задачами политики Международного валютного фонда являются:

- определение проблем политики, с которыми сталкиваются государства-члены Международного валютного фонда,

- оценка успехов, достигнутых со времени предыдущей Глобальной программы мер экономической политики Директора-распорядителя,

- определение ответных мер политики, необходимых на глобальном и национальном уровне,

- изложение возможных методов поддержки этих ответных мер политики со стороны Международного валютного фонда.

Приоритетами политики Международного валютного фонда являются:

- денежно-кредитная политика;

- налогово-бюджетная политика;

- структурные реформы;

- действия в отношении финансового сектора;

- глобальное сотрудничество.

Выводы:

К важнейшим целям Международного валютного фонда, который осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, относятся содействие стабильности валютных курсов и процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли.

Международный валютный фонд уделяет основное свое внимание следующим трем главным функциям: экономический надзор; кредитование; развитие потенциала.

Основными задачами политики Международного валютного фонда являются: определение проблем политики, с которыми сталкиваются государства-члены Международного валютного фонда, оценка успехов, достигнутых со времени предыдущей Глобальной программы мер экономической политики Директора-распорядителя, определение ответных мер политики, необходимых на глобальном и национальном уровне, изложение возможных методов поддержки этих ответных мер политики со стороны Международного валютного фонда.

Приоритетами политики Международного валютного фонда являются: денежно-кредитная политика; налогово-бюджетная политика; структурные реформы; действия в отношении финансового сектора; глобальное сотрудничество.

Перейдем к рассмотрению основных мероприятий Международного валютного фонда в 2016 г. и основных направлений его работы на 2017 г.


3. Основные мероприятия Международного валютного фонда в 2016 г. и основные направления его работы на 2017 г.

Рассмотрим основные мероприятия МВФ в 2016 г.

В 2016 г. МВФ оказывал содействие своим государствам-членам, став более быстрой и гибкой организацией, более интегрированной и ориентированной на нужды государств-членов.

МВФ предоставлял финансирование странам, пострадавшим от снижения цен на биржевые товары и стихийных бедствий.

Расширялись знания о макроэкономических последствиях возникающих проблем, таких как:

- миграция,

- замедление роста мировой торговли,

- неравенство доходов,

- гендерное неравенство.

Непрерывно проводился углубленный анализ структурных реформ, включая подготовку главы издания «Перспективы развития мировой экономики», в которой подчеркивается взаимодополняемость:

- структурных реформ,

- мер макроэкономической политики.

Была дана оценка достаточности глобальной системы финансовой защиты и размера МВФ с целью содействия более активному и ориентированному на перспективу диалогу о сохранении действенности международной валютной системы и МВФ.

МВФ применял структурированный подход к развитию потенциала в уязвимых государствах, адаптированный к их потенциалу освоения.

МВФ также применял интегрированный подход к оценке вторичных эффектов перехода для государств-членов, особенно в связи с:

- перебалансировкой экономики в Китае,

- низким уровнем мировых цен на биржевые товары. [11]

Велась работа по усилению ориентации на макрофинансовые и макроструктурные вопросы в рамках надзора.

Второй этап инициативы по устранению пробелов в данных Группы 20-ти начался в январе 2016 г., особое внимание уделялось:

- выявлению рисков,

- взаимосвязям,

- вторичным эффектам.

Продолжалась работа по интеграции возникающих проблем в деятельность по надзору.

Были проведены пилотные аналитические исследования по изменению климата, гендерным вопросам и неравенству в странах, где эти проблемы являются существенными для макроэкономического развития, то есть там, где они могут сказаться на внутренней стабильности или стабильности платежного баланса.

Персонал МВФ разработал новый инструмент для мониторинга неупорядоченной динамики ситуации на рынке, который может помочь информировать группы сотрудников по странам о:

- проблемах внутреннего рынка,

- возможной широко распространенной напряженности.