Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета.

Ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

В 2011 г. Директором-распорядителем впервые стала женщина – представительница Франции Кристин Лагард.

В феврале 2016 г. она была переизбрана на новый пятилетний срок на безальтернативной основе.

МВФ стремится:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере,

- обеспечивать финансовую стабильность,

- содействовать международной торговле,

- содействовать высокой занятости,

- содействовать устойчивому экономическому росту,

- содействовать сокращению бедности во всем мире. [3, с. 192]

МВФ выпускает такие регулярные издания, как:

- «Перспективы развития мировой экономики»,

- «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности»,

- «Мировое экономическое положение»,

- вестники по развитию региональной экономики. [6, с. 120]

Таким образом, Международный валютный фонд – это специализированное учреждение ООН, глобальная организация, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики.

Выводы:

Международный валютный фонд создан по решению, принятому на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г., с целью формирования основы для экономического сотрудничества во избежание повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ – одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. – и начал деятельность 1 марта 1947 г.

Международный валютный фонд – это специализированное учреждение ООН, глобальная организация, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики.

Перейдем к рассмотрению особенностей деятельности Международного валютного фонда.

2. Особенности деятельности Международного валютного фонда

2.1. Цели и функции Международного валютного фонда

Рассмотрим официальные цели МВФ в соответствии со статьями Соглашения МВФ.

Во всей своей политике и решениях МВФ руководствуется целями, изложенными в статье 1 Соглашения МВФ.


- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

- содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счет этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

- способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

- за счет временного предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне; [1]

- в соответствии с вышеизложенным, сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений. [1]

Исходя из изложенных целей МВФ, выделяются следующие задачи МВФ:

- способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;

- содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

- обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

- предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

- предоставление странам-членам краткосрочных кредитов для поддержания валютных курсов,

- координация и содействие в разработке их валютно-финансовой политики.


Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом.

Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы надзора.

Основные функции МВФ:

- содействие международному сотрудничеству в денежной политике;

- расширение мировой торговли;

- экономический надзор;

- кредитование;

- стабилизация денежных обменных курсов;

- консультирование стран дебиторов;

- развитие потенциала;

- разработка стандартов международной финансовой статистики;

- сбор и публикация международной финансовой статистики. [2, с. 294]

МВФ уделяет основное свое внимание следующим трем главным функциям:

1. Экономический надзор.

Это проверка состояния экономики стран и предоставление рекомендаций государствам-членам относительно принятия мер политики, которые могут помочь в достижении макроэкономической стабильности, ускорив тем самым экономический рост и сократив бедность.

МВФ осуществляет надзор за международной валютно-финансовой системой и ведет мониторинг экономической и финансовой политики его 189 государств-членов.

В рамках этого процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и в отдельных странах, МВФ выделяет возможные риски для стабильности и представляет рекомендации о необходимых корректировках экономической политики.

2. Кредитование.

Это временное предоставление государствам-членам финансирования, чтобы помочь им в решении проблем платежного баланса, которые включают обстоятельства, когда эти страны испытывают нехватку иностранной валюты, поскольку их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте.

МВФ предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим фактические или потенциальные проблемы платежного баланса, чтобы помочь им восстановить свои международные резервы, стабилизировать валюту, продолжать платить за импорт и восстановить условия для прочного экономического роста, устранив при этом основополагающие проблемы.

В основном МВФ осуществляет кредитование по рыночным процентным ставкам.

Для развивающихся стран предусмотрены кредиты на льготных условиях, при которых процентные ставки – ниже рыночных или даже нулевые.


Согласно Годовому отчету МВФ за 2016 г. [11], потенциал кредитования МВФ в 2016 г. составлял 975 млрд. долларов.

Были одобрены новые кредиты для 16 стран (в основном развивающихся) на сумму 9,2 млрд. долларов.

При этом на конец года общая сумма обязательств, включая непогашенные займы, составила 178 млрд. долларов.

Кроме того, 13 развивающимся государствам с низкими доходами (в частности, Гвинее-Бисау и Гаити) были предоставлены средства в размере 1,2 млрд. долларов с нулевой процентной ставкой (общая сумма льготных кредитов – 11,4 млрд. долларов).

Как уже отмечалось, в декабре 2015 г. в МВФ было принято решение отступить от политики непредоставления кредитов государствам, которые имеют задолженность перед какой-либо страной.

Теперь при определенных обстоятельствах он может оказывать финансовую помощь странам-должникам.

Таким образом, МВФ продолжил реализацию своей антикризисной программы для Украины, имеющей долг перед Россией.

Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей по состоянию на 2016 г. составляют 120 млрд. долларов, из них 108 млрд. долларов еще не были использованы.

Крупнейшие заемщики (предоставленные и непогашенные суммы на 2016 г.): Португалия, Греция, Украина, Ирландия.

По данным на январь 2017 г., наиболее крупные задолженности по кредитам перед МВФ имеют:

- Португалия (примерно 17 млрд. долларов),

- Греция (13 млрд. долларов),

- Украина (11 млрд. долларов).

Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на 2016 г.): Мексика, Польша, Колумбия, Марокко.

Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике.

Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам МВФ и на право голоса (например, 15% квот позволяют блокировать решения акционеров фонда).

Финансирование МВФ дает членам организации необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают в тесном сотрудничестве с МВФ программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией этих программ.

Сейчас принимаются меры для обеспечения дополнительных кредитных ресурсов для поддержки льготного кредитования со стороны МВФ в размере примерно 15 млрд. долл. США (11 млрд. международных резервных активов, которые известны как «специальные права заимствования», СДР (Special drawing rights) – расчетная единица МВФ). [5, с. 267]


СДР имеет безналичную форму, а ее стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют – на сегодняшний день это доллар, евро, иена, фунт стерлингов и юань (включен в корзину валют МВФ 1 октября 2016 г.).

МВФ эмитирует СДР, которые могут дополнять официальные резервы государств-членов.

Совокупные распределения составляют примерно 204 млрд. СДР (примерно 283 млрд. долларов).

Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.

После вступления в силу реформы в январе 2016 г. общий размер квот увеличился примерно до 475 млрд. СДР (приблизительно 645 млрд. долларов).

Однако общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами изменилось незначительно: до реформы – 60,5% к 39,5% соответственно, после – 57,7% к 42,3%. [9, с. 35]

Общая доля стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в квотах достигла 14,7%.

Эти страны (за исключением ЮАР) оказались в десятке основных акционеров фонда.

США остались крупнейшим государством-членом и сохранили право вето.

Их квота составляет 17,46% от общего объема (83 млрд. СДР или приблизительно 118 млрд. долларов).

Последнее место по этому показателю занимает Тувалу.

Его квота – 0,001% (2,5 млн. СДР; около 3,5 млн. долларов).

После вступления в силу Четырнадцатого общего пересмотра квот совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 467 млрд. СДР (примерно 650 млрд. долларов).

Дополнительные обязательства о выделении ресурсов составляют 642 млрд. долларов.

Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов.

Помимо квот, механизмами финансирования операций МВФ являются два соглашения между МВФ и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами:

- Генеральное соглашение о займах, ГСЗ (General Arrangements to Borrow, GAB) от 1962 г.,

- Новое соглашение о займах, НСЗ (New Arrangements to Borrow, NAB) от 1998 г.

Эти документы пересматриваются каждые пять лет.

В настоящее время в рамках ГСЗ (11 стран) доступно 23 млрд. долларов, а в рамках НСЗ (38 стран) – примерно 250 млрд. долларов

НСЗ, которые могут обеспечивать МВФ дополнительные ресурсы в размере до 182 млрд. СДР (примерно 253 млрд. долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам.

В настоящее время действуют соглашения примерно на 280 млрд. СДР (примерно 387 млрд. долларов США).

3. Развитие потенциала.

Это предложение технической помощи, экспертных рекомендаций и подготовки кадров странам, по их просьбе, для содействия им в накоплении опыта и знаний и развитии институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.