Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда
1.1. История создания Международного валютного фонда
1.2. Характеристика Международного валютного фонда
2. Особенности деятельности Международного валютного фонда
2.1. Цели и функции Международного валютного фонда
2.2. Задачи и приоритеты политики Международного валютного фонда
Введение
Международный валютный фонд – глобальная организация, созданная для содействия благополучию мировой экономики. Международный валютный фонд содействует международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Международный валютный фонд также стремится способствовать: международной торговле, высокой занятости, устойчивому экономическому росту, сокращению бедности в мире.
Вышеуказанное и обусловило актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Предмет исследования – Международный валютный фонд.
Целью работы является анализ деятельности Международного валютного фонда.
Задачи работы:
- исследовать теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда;
- изучить особенности деятельности Международного валютного фонда;
- рассмотреть основные мероприятия Международного валютного фонда в 2016 г. и основные направления его работы на 2017 г.
Основными источниками, использованными в исследовании, являются труды ведущих ученых в области международных финансов: монографии и учебные пособия следующих авторов: В.П. Биткова, Е.А. Звоновой, В.С. Золотарева, Е.Н. Карповой, С.В. Котелкина, О.М. Кочановской, С.В. Матросова, В.Д. Миловидова, А.М. Усенко, Л.Н. Федякиной, Р.И. Хасбулатова, А.Я. Черенкова; статьи в периодических изданиях следующих авторов: И.В. Андроновой, В.В. Фоменко, К.В. Коковина.
Кроме того, источниками информации послужили: статьи соглашения Международного валютного фонда 1944 г. (с поправками), Годовой отчет Международного валютного фонда за 2016 г. и другие материалы, размещенные на официальном сайте Международного валютного фонда.
1. Теоретические аспекты деятельности Международного валютного фонда
1.1. История создания Международного валютного фонда
Решение о создании Международного валютного фонда, МВФ (International Monetary Fund, IMF) было принято на конференции ООН, в которой принимали участие ведущие экономисты центральных банков и правительственные чиновники из 44 стран, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США). [6, с. 117]
Представленные на этой конференции 44 страны поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. [3, с. 184]
При создании МВФ первоначальными целями было:
- способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
- содействовать стабильности валют;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
- предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса. [8, с. 90]
Одновременно с МВФ был основан Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
27 декабря 1945 г. вступили в силу Статьи соглашения – документ, в соответствии с которым был учрежден МВФ.
Деятельность МВФ началась 1 марта 1947 г.
После окончания Второй мировой войны основной задачей МВФ было содействие экономическому восстановлению стран-членов и международной торговли, МВФ выполнял важную роль в поддержании финансовой системы, созданной по итогам Бреттон-Вудской конференции.
Система основывалась на привязке мировых валют к доллару США, а сам доллар был привязан к золоту («золотовалютный стандарт»). [8, с. 96]
В 1971 г. США из-за девальвации доллара отменили свободный обмен валюты на золото для иностранных правительств, после чего Бреттон-Вудская система прекратила свое существование.
В связи с этим МВФ был вынужден пересмотреть статьи соглашения.
В соответствии с поправками, вместо права регулирования валютных паритетов было введено право наблюдения за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов. [7, с. 103]
В 1976 г. в г. Кингстон (Ямайка) МВФ принял так называемые Ямайские соглашения об устройстве международной валютной системы (в качестве поправок к статьям соглашения вступили в силу в апреле 1978 г.).
Ямайская валютная система, действующая по настоящее время, основана на свободной торговле валютой. [2, с. 287]
В первые десятилетия работы МВФ чаще всего кредитовал страны Европы.
Первой помощь получила Франция в мае 1947 г. в размере 125 млн. долларов.
Кредиты европейским государствам выдавались с целью поддержания торгового баланса с США, так как им приходилось покупать доллар по сильно завышенной цене из-за его привязки к золоту.
В 1952 г. МВФ начал предъявлять к заемщикам требования о проведении структурных экономических реформ, направленных на преодоление проблем с платежным балансом:
- либерализация внешнеэкономической деятельности государства,
- снятие барьеров для импорта,
- приватизация госпредприятий,
- создание условий для свободного движения капитала,
- снижение доли госфинансирования сельского хозяйства и промышленности. [2, с. 281]
По мнению ряда экспертов, действия МВФ нередко ухудшали положение государств-заемщиков.
Например, в Аргентине, которая долгое время считалась «моделью» эффективного внедрения рекомендаций МВФ, в 2001 г. был объявлен дефолт, и в стране начался затяжной кризис. [10, с. 1259]
Отреагировав на мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 г. утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в 2010 и 2011 гг. принял дальнейшие реформы.
Для увеличения финансовой поддержки беднейших стран мира эти льготные ресурсы, доступные странам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, были существенно увеличены в 2009 г., при этом средние лимиты доступа в рамках механизмов льготного финансирования МВФ удвоились.
Эти реформы были направлены на укрепление инструментов для предотвращения кризисов, уменьшение цепной реакции во время системных кризисов, а также адаптацию инструментов с учетом экономических показателей и условий государств-членов. [4, с. 155]
Важнейший источник финансирования МВФ – подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса.
МВФ является одним из крупнейших официальных держателей золота в мире.
Его использование регулируется статьями соглашения.
В последний раз продажа золота была осуществлена в 2010 г. (свыше 403 т на сумму 50 млрд. долларов).
Полученные средства пошли на оказание помощи беднейшим странам мира. [4, с. 157]
В настоящий момент золотые авуары МВФ превышают 2800 т.
В 2010 г. по инициативе Группы 20-ти в МВФ была одобрена крупнейшая с момента возникновения организации реформа, предусматривающая, в частности, перераспределение в пользу растущих экономик 6% квот и голосов.
Реформа долго не могла вступить в силу из-за отсутствия ратификации в Конгрессе США, который одобрил ее лишь в декабре 2015 г.
В середине 2012 г. страны-члены МВФ приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях.
До декабря 2015 г. действовали правила, согласно которым кредиты не предоставлялись странам, имеющим задолженность перед каким-либо государством. [5, с. 262]
В 2015 г. нормы и лимиты доступа в рамках механизмов льготного финансирования МВФ были повышены на 50%.
После вступления в действие увеличения квот в рамках Четырнадцатого общего пересмотра квот, лимиты доступа в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ были пересмотрены и увеличены в начале 2016 г.
Такие беспроцентные кредиты предоставлялись до конца 2016 г., тогда как процентные ставки по чрезвычайному финансированию постоянно установлены на нулевом уровне. [9, с. 34]
Таким образом, Международный валютный фонд был создан по решению, принятому на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г., с целью формирования основы для экономического сотрудничества во избежание повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ – одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. – и начал свою деятельность 1 марта 1947 г.
Далее дадим характеристику Международного валютного фонда.
1.2. Характеристика Международного валютного фонда
Международный валютный фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Штаб-квартира МВФ находится в США, в Вашингтоне в округе Колумбия.
МВФ управляется государствами-членами организации и подотчетен их правительствам. На сегодняшний день государствами-членами МВФ являются 189 государств.
В силу глобального характера своей деятельности и тесных связей с государствами-членами МВФ также имеет представительства в различных странах мира.
Число сотрудников МВФ составляет приблизительно 2 663 человек из 148 стран. [12]
МВФ действует в соответствии со статьями «Соглашения Международного валютного фонда» (далее – Соглашение МВФ), которые были приняты 22.07.1944 в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США) на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций и вступили в силу 27.12.1945 (с поправками) [1].
В соответствии с вводной статьей Соглашения МВФ, Правительства, от имени которых подписано Соглашение МВФ, договорились о следующем:
1. МВФ создается и действует в соответствии с положениями Соглашения МВФ в его первоначально принятом варианте и с последующими поправками.
2. Для обеспечения возможности проведения своих операций и сделок МВФ создает: Департамент общих счетов, Департамент специальных прав заимствования.
Членство в МВФ дает право на участие в Департаменте специальных прав заимствования. [12]
3. Операции и сделки, санкционируемые Соглашением МВФ, проводятся через Департамент общих счетов, состоящий, в соответствии с положениями Соглашения МВФ, из: Счета общих ресурсов, Счета специальных выплат, Инвестиционного счета. [12]
Исключение составляют операции и сделки, связанные со специальными правами заимствования.
Эти сделки проводятся через Департамент специальных прав заимствования. [1]
Схема организационной структуры МВФ представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура Международного валютного фонда [12]
На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено двумя человеками: одним управляющим, одним заместителем управляющего. Обычно это министры финансов и главы центральных банков. [8, с. 129]
Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка.
Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год.
Официальное название Объединенного комитета по развитию МВФ и Всемирного банка – Объединенный министерский комитет Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам. [12]
Административные функции и управление повседневной деятельностью МВФ возложены на Исполнительный совет (Совет исполнительных директоров), состоящий из 24 членов, и Директора-распорядителя. Руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ.
Совместно 24 члена Исполнительного совета представляют все 189 государств-членов.
Восемь крупных стран представлены собственными директорами:
- США,
- ФРГ,
- Япония,
- Великобритания,
- Франция,
- КНР,
- Саудовская Аравия,
- Россия. [4, с. 163]
Остальные 16 директоров представляют группы государств. Большинство стран объединены в группы, представляющие четыре или более страны. Самая большая группа состоит из 23 стран.
Исполнительный совет:
- обсуждает национальные, региональные и глобальные последствия экономической политики каждого государства-члена,
- утверждает кредиты МВФ для оказания государствам-членам содействия в решении временных проблем платежного баланса, а также для развития потенциала. [7, с. 109]