Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Оценка международных кредитных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, кредит стимулирует внешнеэкономическую дея­тельность страны. Тем самым создается дополнительный спрос на рынке для поддерживания конъюнктуры. Внешняя торговля в кре­дит стала международной нормой, особенно для товаров, име­ющих длительный цикл изготовления, потребления и высокую стоимость. В условиях удорожания продукции и увеличения доли машин и оборудования в мировой торговле импортеры и экспор­теры заинтересованы в использовании внешнеторговых кредитов.

Во-вторых, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для создания инфраструктуры, не­обходимой для функционирования предприятий, в том числе ино­странных и совместных, способствует укреплению позиций наци­ональных предприятий, банков, связанных с международным капиталом.

В-третьих, кредит обеспечивает бесперебойность международ­ных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэко­номические связи страны.

В-четвертых, кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятель­ности страны.

Негативная роль международного кредита в развитии рыноч­ной экономики заключается в обострении ее противоречий. Прежде всего углубляются диспропорции в экономике. Междуна­родный кредит форсирует перепроизводство товаров, перерасп­ределяя ссудный капитал между странами и содействуя скачко­образному расширению производства в периоды подъема и периодическим его спадом. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит переме­щение «горячих» денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом. При этом проявля­ются границы международного кредита, которые зависят от: за­кономерностей процесса материального производства и распре­деления совокупного общественного продукта, постоянной возобновляемости кругооборота капитала, что определяет источники и потребности в иностранных заемных средствах; обеспечения возвратности кредита в срок [9, с.25].

Кредитная политика стран служит средством укрепления пози­ций страны-кредитора на мировых рынках.

Во-первых, международный кредит используется для перевода прибылей из стран-заемщиков, усиливая позиции стран-кредито­ров. В то же время ежегодные платежи по возврату ссуд с процен­тами, превышающие определенную величину чистого дохода об­щества, за счет которого формируются накопления, обеспечива­ющие рост производства, отрицательно влияют на источники формирования этих накоплений в странах-должниках.


Во-вторых, международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгодных для стран-кредито­ров экономического и политического режимов.

В целях укрепления позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и финансо­вые организации периодически проводят политику кредитной ди­скриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредит­ная дискриминация — установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита для опре­деленных заемщиков по сравнению с другими в целях оказания на них экономического и политического давления. Основные методы кредитной дискриминации — кредитные ограничения, повышение процентных ставок, комиссионных вознаграждений и сборов, со­кращение всего срока или льготного периода, требование допол­нительного обеспечения, внезапное уменьшение суммы кредита, обусловленность его предоставления мероприятиями экономичес­кого и политического характера.

2. Оценка международных кредитных отношений

2.1. Внешняя задолженность России

Анализ сегодняшних тенденций в России и возможных сценариев ее развития во многом определяется особенностями процессов, происходящих в мировом хозяйстве и финансовой системе. Являясь одним из крупных участников мирового рынка, Россия остро и в некоторых случаях весьма болезненно ощущает на себе его негативное влияние. Существенное снижение цен на нефть, падение кредитного рейтинга страны, применение экономических санкций, ослабление курса рубля – все это способствует ухудшению условий заимствований на мировом рынке капитала, а также негативно влияет на обслуживание уже имеющихся долговых обязательств. В частности, рост внешнего долга РФ в 2015 году был обусловлен преимущественно изменением курса национальной валюты.

Рис. 3. Структура бюджетов РФ на 2016 год [23]

Недостаток денежной массы в стране вынуждает государство просить помощь со стороны. Кредиты в таком случае можно оформить на внешнем или внутреннем валютном рынке. Обычно к этой процедуре прибегают, когда есть дефицит бюджета. Страны, имеющие экономику в хорошем состоянии, где вопросы формирования бюджета полностью закрыты за счет налогов и отчислений стараются не брать займы.


В 2016 году в России и других странах продолжается экономический кризис. Кроме того, в мире произошло обострение политических условий, военный конфликт на Ближнем Востоке и Украине – все эти факторы не проходят бесследно. Санкции против России закрыли международный рынок для получения кредитов, которые позволяли безболезненно гасить внешний долг государства и займы бизнеса. В такой ситуации для предотвращения повсеместного дефолта важно обратить внимание на выплату кредитных обязательств.

По данным ЦБ, внешний долг России на начало II квартала 2016 года составил около $516 млрд, за два прошедших года он снизился на $200 млрд. По мнению экспертов, столь резкому снижению способствовали нашумевшие санкции, а принятые меры позволили снять возможный коллапс в экономике. По официальным данным госзайм России в 2016 г. составил немного более $50 млрд. Как видим госдолг гораздо ниже, чем у многих развитых экономик.

А вот кредиты банков и особенно корпораций с госучастием составляют до 90% общего займа России. Причем львиная доля долга у нашего государства перед США и странами ЕС. Уход из российской экономики в конце 2014 г. иностранного капитала и снижение цен на рынке нефти привело к ослаблению рубля и дополнительным трудностям. В досанкционный период банки и компании России, имея высокий рейтинг, получали от зарубежных банков дешевые кредиты для своего развития. Теперь ситуация для отечественного бизнеса иная, гасить долги приходится не привлекая новых займов. Эксперты считают, непринятие мер привело бы к увеличению внешнего долга, а это дорога к дефолту.

Рис. 4. Предстоящие платежи по внешнему долгу России ($млрд./квартал) [23]

Анализируя динамику внешнего долга Российской Федерации за период с 2010 по начало 2017 года (рис. 5), следует отметить рост государственного внешнего долга РФ, начиная с 2012 года. Темп прироста внешнего долга РФ 2016 года в сравнении с 2010 годом составляет 28,17 %. Наибольший объем внешних заимствований приходилось на начало 2014 года, затем вновь произошло его снижение, однако, на начало 2017 года государственный внешний долг РФ составлял 51 211,8 млн. долл. США. Как отмечалось ранее, рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.

Рис. 5. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США [23]


Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год” установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в размере 55,1 млрд. долл. США (49,7 млрд. евро). Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года определен в объеме 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро). В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ определен значительно ниже – 52,8 млрд. долл. США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года он устанавливается в размере 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро).

Тем не менее даже не превышающее предельное значение нарастание долговой нагрузки при недооценке возможности ее своевременного погашения может привести к усилению кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим нужно не допускать не только превышение величины предельного объема государственного внешнего долга РФ, но и принимать во внимание такой показатель, как соотношение внешнего государственного долга РФ и валового внутреннего продукта. Этот показатель демонстрирует негативную тенденцию увеличения с 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015.

Характеризуя структуру государственного внешнего долга России (таблица 1), составившего по состоянию на 01.01.2017 года 51 211,8 млн.долл. США, следует выделить задолженность по облигационным займам РФ, которая в его общем объеме занимает наибольшую долю (73,43 %). Второе место по удельному весу в общем объеме государственного внешнего долга РФ занимают государственные гарантии в иностранной валюте (22,90 %). Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года [18, с.6]

Категория долга

млн. долларов США

Доля во внешнем долге, %

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

51 211,8

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба

629,3

1,23

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – бывшими странами СЭВ

399,9

0,78

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

822,1

1,61

Задолженность по внешним облигационным займам

37 607,0

73,43

Задолженность по ОВГВЗ

3,4

0,01

Прочая задолженность

19,6

0,04

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 730,5

22,90


Под системой управления государственным долгом понимаются взаимосвязанные бюджетные, финансовые, учетные, организационные и другие мероприятия, направленные на эффективное регулирование государственного долга, оптимизацию его структуры и снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны.

В настоящее время серьезными вопросами в управлении государственным долгом являются [13, с.54]:

  • высокая стоимость заимствований в рублевом эквиваленте и увеличение расходов на погашение, и обслуживание долга;
  • проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;
  • значительное ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2016 года, процент обслуживания государственного и муниципального долга составил 77,08 %, исполнение обязательств же по внешнему долгу РФ немного выше – 80,39 %, что можно охарактеризовать как положительное явление (Таблица 2).

Таблица 2

Исполнение сводной бюджетной росписи за 9 месяцев 2016 года в части обслуживания государственного долга РФ [23]

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

Процент исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

Обслуживание государственного и муниципального долга

645 836 909 900,00

645 836 909 900,00

497 835 197 601,99

77,08

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

481 961 680 600,00

481 961 680 600,00

366 088 969 045,72

75,96

Обслуживание государственного внешнего долга

163 875 229 300,00

163 875 229 300,00

131 746 228 556,27

80,39