Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Оценка международных кредитных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для погашения внешнего кредита, который в июле 2014 года составлял почти $733 млрд, применялись не только обычные для подобных ситуаций операции, но и нестандартные. К числу их можно отнести [14, с.53]:

  • финансирование в счет погашения займа экспортных поставок в Чехию, Китай, Румынию, Финляндию, Францию, Венгрию, Юную Корею, Словакию и т. д.;
  • дисконтирование и досрочная выплата кредитного обязательства за счет средств стабилизационного фонда России;

Эти шаги помогают и позволяют выплачивать российский долг, аналитики в проведении этих мероприятий видят выход из долгового кризиса с последующей стабилизацией экономики. По их мнению, в 2016 году произошло снижение внешнего долга государства еще на $50 млрд. Глава ЦБ РФ считает, что с каждым годом таких выплат будет требоваться меньше. На данный момент много говорят, правда, и начинают делать первые шаги по формированию работающей модели кредиторской государственной нагрузки по образцу Японии и США.

Суть ее заключается в том, что структура долгов у них формируется за счет внутреннего заимствования. В Японии эта цифра достигает 90%, в США приближается к 70%. Предприниматели России имеют приличный инвестиционный потенциал и сбережения населения, все это на определенных условиях можно направить на развитие российской экономики. На 2016 г. Минфин России планирует за счет внутреннего рынка привлечение более 1 трлн рублей от инвесторов и населения по облигациям федерального займа.

2.2. Прощенные внешние долги Россией другим странам

Среди стран «большой восьмерки» Россия является лидером по количеству списанных долгов. Если брать во внимание только крупные кредиты, то за последние два десятилетия наша страна простила своим должникам почти 140 миллиардов долларов [7, с.19].

Подавляющее большинство долгов перед Россией это невыплаченные кредиты, предоставленные в свое время СССР развивающимся странам. Такие кредиты выдавались в основном по политическим соображениям и руководство СССР не предусматривало их полного погашения (рис. 6). 

Россия предоставила Венесуэле отсрочку по долгу на сумму $2,8 млрд. Как объяснили российские власти, это связано с кризисом ликвидности, с которым столкнулась Венесуэла. Кому еще Россия прощала долги.


КНДР

В 2012 году Россия простила Северной Корее 90% долга по кредиту на сумму $11 млрд, который был выдан ей СССР на развитие промышленности, закупку вооружения и т.д. Остаток долга в размере $1 млрд КНДР должна была выплачивать в течение 20 лет равными полугодовыми платежами. Основной причиной прощения долга Северной Корее называют привлекательность рынка этой страны для России, в том числе как потенциального импортера энергоресурсов. Кроме того, через территорию КНДР Россия сможет поставлять газ в Южную Корею.

Рис. 6. Списанные внешние долги Россией за последние 10 лет [25]

Киргизия

Россия простила Киргизии долг на сумму $500 млн. в 2013 году с целью поддержки бюджета страны. В марте 2013 года был подписан указ о ратификации соглашений между Россией и Киргизией, который урегулировал задолженность Киргизии. Первая часть долга, $188,9 млн., была списана сразу, без начисления процентов на оставшуюся сумму. Вторая часть в размере $300 млн. будет списана в течение десяти лет равными долями начиная с 16 марта 2016 года. Оставшуюся сумму киргизская сторона должна была выплатить до 15 марта 2016 года, в этом случае проценты также не начислялись.

Узбекистан

Россия простила Узбекистану долг по кредиту в размере $865 млн, который та получила в 1992–1993 годах. В декабре 2014 года был подписан указ, который урегулировал финансовые требования и обязательства обеих сторон. Россия списала Узбекистану долги по кредиту, а Узбекистан в свою очередь должен отказаться от претензий на долю в алмазном фонде бывшего СССР. Кроме того, Узбекистан обязался в течение месяца после подписания указа выплатить России $25 млн. Помощник президента Юрий Ушаков в 2014 году заявил, что списание долга Узбекистана откроет возможности для поставок российской военной техники под новые кредиты.

Куба

В 2014 году Кремль простил Кубе 90% долга перед СССР, что составило около $31,7 млрд. Остаток долга в размере $3,5 млрд. должен быть погашен в течение десяти лет равными долями. Списание долгов, по-видимому, не носило абсолютно бескорыстного характера. Эксперты отмечали, что после освобождения от долга Куба сможет ускорить свое развитие и станет привлекательной для инвестиций. В МИДе заявили, что часть списанной задолженности Россия реинвестирует в развитие кубинской экономики. Кроме того, российские нефтяные компании разрабатывают нефтяные месторождения на Кубе.


Украина

А вот прощать долги Украине российская сторона не настроена. Позицию российского правительства выразил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Позиция Кремля никак не изменилась. Речь идет о суверенном долге, о подтвержденном суверенном долге Украины, который подлежит возвращению» [9, с.25].

В 2013 году между Россией и Украиной был заключен договор о финансовой помощи, согласно которому российская сторона должна была вложить $15 млрд. в гособлигации. Россия выкупила облигации на сумму $3 млрд. Но в 2014 году власть на Украине сменилась, и новое правительство отказалось выкупать облигации обратно. Россия подала иск в Высокий суд Лондона с требованием признать дефолт Украины. Нынешнее украинское правительство оспаривает этот долг, считая его «взяткой Януковичу», и пытается признать его незаконным в английском суде. Кроме того, по мнению Киева, был превышен порог по госзайму. 19 декабря 2013 года была одобрена поправка в бюджет, согласно которой максимальный размер государственного займа был увеличен до $19,7 млрд. Некоторые эксперты отмечали, что это было сделано специально для того, чтобы взять кредит у России.

Ирак ($21,5 млрд.)

Долги Ираку Россия списывала дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание это уже новый долг по кредитам, набранным после прощения предыдущего долга в 2004 году. Владимир Путин выразил надежду, что в ответ новое руководство страны, пришедшее на смену правительству Саддама Хусейна учтет интересы российских компаний в Ираке.

Африканские страны (более $20 млрд.)

В июне 1999 года в рамках Парижского клуба кредиторов Россия подписала Кельнское соглашение в соответствии, с которым амнистировала от 60 до 90% долгов целому ряду стран, среди которых большинство африканских – Экваториальная Гвинея, Мозамбик, Танзания, Бенин, Сьерра-Леоне, Мали, Гвинея-Бисау, Чад, Буркина-Фасо и другие. В частности, Эфиопии списано почти $6 млрд. – $4,8 млрд. в 2001 году и $1,1 млрд. в 2005; Алжиру простили $4,7 млрд., взамен чего страна обязалась закупить в России на эту или большую сумму промышленные товары. Ранее, в 1996 году Россия списала $3,5 млрд. из $9 млрд. долга Анголе. По условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен России до 2016 года в виде векселей. В 2008 году Россия списала $4,6 млрд. Ливии. В обмен на прощеный долг ливийские власти подписали с РЖД договор о строительстве железной дороги стоимостью в 2,5 млрд. долларов. Кроме этого, «Газпром» совместно с государственной нефтяной компанией Ливии создал нефтегазовое предприятие. Впрочем, с падением режима Муаммара Каддафи претворить эти соглашения в жизнь будет проблематично.


Монголия ($11,1 млрд.)

В 2003 году РФ списала 98% долга Монголии бывшему СССР, составлявшего $11,1 млрд. Россия пошла навстречу своему южному соседу во многом из-за того, что сумма долга более чем в два раза превышала на тот момент ВВП страны и Монголия была просто не в состоянии его выплатить. В 2010 году была списана еще одна часть долга в размере 180 млн. долларов – эта сумма была предоставлена уже в постсоветское время в виде кредита на оплату участия Монголии в совместном предприятии «Монголросцветмет» [12, с.27].

Афганистан ($11 млрд.)

Основная часть задолженности Афганистана связана с поставками советского вооружения, кроме этого Советский Союз по кредитной линии строил в Афганистане экономические объекты и оказывал гуманитарную помощь. Взамен списанных в 2006 году долгов предполагалось, что Кабул будет поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор в отношениях между двумя странами в сфере бизнеса каких-либо положительных сдвигов не наблюдается, хотя РФ по-прежнему продолжает поставлять в Афганистан военную технику.

Северная Корея ($10 млрд.)

В сентябре 2012 года Россия списала КНДР долг в размере $10 млрд. по кредитам, которые СССР начал выдавать еще в 1950-х годах. Это 90% от суммы, которую задолжала КНДР. Около $1 млрд. будет использовано по схеме «долг в обмен на помощь» в сфере образования, здравоохранения и энергетики при организации совместных проектов. С точки зрения экономистов, списав кредит, наша страна получила доступ к минеральным ресурсам страны чучхе, а также возможность принять участие в реконструкции железнодорожной сети КНДР. Списание долга выгодно также с точки зрения прокладки газопровода в Южную Корею через Северную. По данным южнокорейской газовой компании Kogas прокладка 700-километрового участка трубопровода через КНДР обойдется в примерно 2,5 млрд. долларов. Однако, по мнению специалистов, никто не рискнет предсказать успешность реализации данного проекта в виду непредсказуемости политического и экономического курса Ким Чен Ына.

Сирия ($9,8 млрд.)

Часть сирийского долга – $9,8 млрд. из $13,4 млрд. была списана в 2005 году. В счет погашения оставшейся суммы между Москвой и Дамаском был подписан ряд соглашений в сфере строительства, нефти и газа. Сирия также обязалась закупать российское вооружение и провести модернизацию поставленной в советские времена бронетехники.

Вьетнам ($9,53 млрд.)

Вьетнам был одной из первых стран, кому Россия простила долги. В 2000 году Москва списала $9,53 млрд. из общей задолженности в $11,03 млрд. Остаток по взаимной договоренности должен быть выплачен к 2022 году, однако не напрямую, а через совместные с Россией проекты на территории Вьетнама [18, с.10].


Никарагуа ($5,95 млрд.)

В июле 2004 года с Никарагуа был списан долг в размере $344 млн. – это остаток задолженности латиноамериканской страны перед Россией. До этого в 1992 году были прощены $2,55 млрд. из $3,11 млрд., а в 1996 году – чуть больше $3 млрд. из $3,4 млрд. Общий объем амнистированных средств  составил $5,95 млрд.

Мадагаскар ($89 млн.)

По состоянию на 31 октября 2006 года Мадагаскар имел сумму непогашенного дога в размере почти $89 млн. В апреле 2015 года глава российского правительства Дмитрий Медведев дал распоряжение Министерству иностранных дел, Минэкономразвития и Внешэкономбанку провести переговоры с правительством Мадагаскара о прощении стране всей суммы долга.

Исходя из данных Парижского клуба кредиторов, есть еще ряд стран, которые должны погасить перед Россией почти 50 кредитов, среди них – Гвинея, Бурунди, Конго, Центральная Африканская Республика, Босния и Герцеговина, Молдавия. Впрочем, специалисты уверены, что списания долгов этим странам лишь вопрос времени.

3. Перспективы международных кредитных отношений России

3.1. Управление внешним долгом

Как  известно,  увеличение  государственного  долга  всегда  связана  с  рядом  серьезных  проблем  и  негативных  последствий.  К  таким  последствиям  следует  относить [13, с.56]:

1.  Снижение  эффективности  экономики,  т.  к.  происходит  отвлечение  средств  из  производственного  сектора  экономики,  как  на  обслуживание  долга,  так  и  на  выплату  самой  суммы  долга;

2.  Рефинансирование  долга  ведет  к  росту  ставки  процента,  то  в  долгосрочном  периоде  может  привести  к  сокращению  запаса  капитала  и  сокращению  производственного  потенциала  страны;

3.    Необходимость  выплаты  процентов  по  долгу  может  потребовать  повышения  налогов,  что  приведет  к  подрыву  действия  экономических  стимулов;

4.  Создается  угроза  высокой  инфляции  в  долгосрочном  периоде;

5.  Возлагает  бремя  выплаты  долга  на  будущие  поколения,  что  может  привести  к  снижению  уровня  их  благосостояния;

6.  Выплата  процентов  или  основной  суммы  долга  иностранцам  вызывают  перевод  определенной  части  ВВП  за  рубеж;