Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Оценка международных кредитных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.  Может  появиться  угроза  долгового  и  валютного  кризиса.

Управление внешним долгом государства может включать в себя достаточно большой набор инструментов, включая конверсию, секьюритизацию, выкуп долга с дисконтом, консолидацию, рефинансировние, однако последствия использования каждого из них требуют детального изучения и проработки в каждом отдельном случае. Так, главный финансовый механизм конверсии состоит в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена на национальные активы. Операция представляет собой конвертацию долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Преимущество такой операции заключается в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Под секьюритизацией понимается выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секьюритизацией задолженности Парижскому клубу понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты. Наибольшее распространение получила секьюритизация через Brady-облигации [7, с.30].

Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна-должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат. Метод бюджетной консолидации предполагает увеличение налоговых поступлений и/или снижение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Некоторые ученые утверждают, что такого рода жесткие меры особенно эффективны тогда, когда государство преследует своей целью устранить причины дефицита бюджета, то есть слишком большие государственные затраты или же, наоборот, слишком малочисленные и недостаточные налоговые поступления. Приверженцы метода бюджетной консолидации также полагают, что он может привести к увеличению экономического роста, увеличить доверие иностранных инвесторов к правительству и снизить процентную ставку, взимаемую инвесторами по государственным облигациям [9, с.27].

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами [2].


В условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики Российской Федерации в части управления внешним долгом РФ следующие [21, с.13]:

  • в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних заимствований с максимальной эффективностью (в частности, на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);
  • сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики, что включает в себя грамотное планирование предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
  • стремиться покрывать внешний долг при минимально возможном валютном курсе иностранной валюты к рублю, что значительно снизит расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ;
  • последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;
  • использовать возможности реструктурировать государственный внешний долг РФ на разумных условиях на более поздние периоды с целью ожидания снижения курса иностранной валюты к рублю.

Таким образом, наличие государственного внешнего долга РФ не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны. Если экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений и наличие государственного внешнего долга не влияет отрицательно на международную репутацию, то внешние заимствования могут способствовать стремительному инновационному развитию страны.

Представляется наиболее эффективным для регулирования размеров и структуры государственных внешних заимствований РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе сочетание нескольких методов управления государственным долгом. Например, при улучшении ситуации в экономике следует использовать досрочный выкуп долговых обязательств или конверсию, при менее благоприятных условиях – инструменты секьюритизации, обмена долга на акции государственных компаний или бюджетной консолидации. При этом государство должно выбирать именно те методы, которые в наименьшей мере подвергали бы экономических субъектов финансовым рискам, а в идеале способствовали бы их развитию на взаимовыгодной основе [24].


Кроме того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного внешнего долга РФ в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера, связанные с активной ролью нашей страны в современном мировом экономическом пространстве. Поэтому грамотное управление государственным внешним долгом РФ должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Российской Федерации в современных условиях.

3.2. Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами

Россия заинтересована в дальнейшем получении поддержки международных финансовых организаций в виде гибкого набора аналитических и консультационных услуг и отдельных приоритетных инвестиционных проектов в целях осуществления ключевых реформ. Программа сотрудничества должна зависеть, главным образом, от федерального финансирования, а международные финансовые институты должны предоставлять, прежде всего, свой аналитический и технический опыт, а также опыт управления проектами.

Россия заинтересована в выработке такого партнерства с Всемирным банком, которое отвечало бы как основным проблемам страны, так и ее возможностям. Такое партнерство было бы аналогом деятельности Банка в других странах со средним уровнем доходов [18, с.11].

Также для совершенствования отношений России с международными финансовыми институтами необходимо:

  • сотрудничество должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой международной финансовой организацией в качестве ее члена или на договорной основе;
  • фундаментом сотрудничества должны стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции международных финансовых институтах и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;
  • концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение заемные ресурсы - сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;
  • информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности;
  • государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми институтами, на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в международных финансовых организациях.

Сотрудничество с ведущими финансовыми организациями способствует осуществлению социально-экономических реформ в Российской Федерации. Взаимодействие Российской Федерации с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.

Заключение

Не только у людей есть долги. Долговые обязательства есть и у целых государств. В частности, наша страна в начале века являлась одним из крупнейших должников мира. Да и сейчас внешний долг России на 2017 год немного увеличился по сравнению с предыдущими годами. При этом для падения цен на нефть он активно сокращался. Но вот последние пару лет активно выплачивать его стало значительно сложнее. 

Внешний долг - это кредитные обязательства государства перед другими странами или объединениями стран. В частности, все официальные долги, которые берет Россия, как страна, входят в данный показатель. 

При этом сюда может относиться и долг различных акционерных обществ, которые имеют российский капитал или вообще управляются государством. Долги всех нефтяных компаний страны также являются государственными. 

Стоит отметить, что все такие задолженности имеют основу и проценты. Это типичные кредиты, которые просто имеют большие суммы. В остальном, принцип тот же. 

Если говорить о долге страны, как государства, то показатель такого долга не слишком большой. Он составляет всего чуть более 50 миллиардов долларов. Для такой страны это не слишком много. 

А вот общий долг куда более весомый. Если сложить все внешние обязательства государства, то получится сумма в 518,7 млрд. долларов. 

Данная цифра увеличивалась на протяжении более чем 10 лет. Это связано не с экономическими проблемами, а с активным бизнесом, который ведет наше государство. 

В частности, за прошлый год сумма общего внешнего долга увеличилась примерно на 0,2 млрд. долларов. Но это не говорит о чем-то плохом. Ведь суммарные обязательства не являются чем-то плохим. При нормальной работе экономики просто невозможно обойтись без внешних заимствований. 

Главное, чтобы они не занимали много в процентном соотношении от ВВП страны. И стоит помнить, что наша страна платит по многим обязательствам, которые приняла от СССР, как самая крупная республика. И это главный негативный фактор. 


Не стоит думать, что такие задолженности портят страну. В частности, Япония должна около 218% от своего ВВП. Она выплачивает эти деньги планомерно, развивая при этом и собственную экономику. При этом такая страна является одной из богатейших в мире. 

США должны всему миру 108% от своего ВВП. При этом данное государство выступает сверхдержавой и в нем мечтает жить каждый второй житель земного шара. 

Богатая и цветущая Испания имеет долг около 100% от ВВП. А вот наша страна должна всего лишь чуть более 17% от ВВП, что вполне нормально по сравнению с остальными даже самыми развитыми государствами.  

Не стоит смотреть на внешние экономические  обязательства того или иного государства. Важно, какое место страна при этом занимает в мировой торговле. 

Кроме того, большую роль играет и развитие экономики, и уровень жизни населения. Именно это и характеризует каждое государство лучшим образом. 

Например, почти все развитые государства имеют больше долга, чем Россия, если сравнивать с уровнем ВВП. Но жизнь в них от этого хуже не становится.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год”
  2. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”
  3. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 245с.
  4. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика / М.К. Бункина, В.А. Семенов. - М.: Дело и сервис, 2014. - 512 с.
  5. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Макроэкономика: учеб. пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - 254 с.
  6. Гуськова Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В. Микроэкономика / Н.Д. Гуськова, И.П. Макаркин, П.В. Шичкин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 115с.
  7. Зиниша О.С., Якунина М.С. Международные кредитные отношения России в современных условиях // Экономика и социум. №4(23) - 2016. - С.35
  8. Корниенко О.В. Макроэкономика: учебник для студентов высших учебных заведений / О.В. Корниенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 360с.
  9. Кривова Е.А. Проблема государственного долга России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 45. – С.25-28
  10. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.Е. Рыбалкина. - 9-е изд., иерераб. и доп. -- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647с.
  11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Подред.Л.Н.Красавиной.-3- е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 576с.
  12. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 34.
  13. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику // Вопросы экономики. - 2017 - № 12. - С. 54-56.
  14. Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
  15. Цареградская Ю.К. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями: региональные аспекты финансово-правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2016. №3. - С.41
  16. Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
  17. Чепурин Е., Киселева Е. Курс экономической теории / Е. Чепурин, Е. Киселева. - Киров, 2012. - 582 с.
  18. Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
  19. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 279с.
  20. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб: Питер, 2012. - 247с.
  21. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  22. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. "Экономика" / В. В. Янов, И. Ю. Бубнова. - М.: КНОРУС, 2014. - 235 с.
  23. Внешний долг России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://znatokdeneg.ru/pro-dolgi/vneshnij-dolg-rossii.html
  24. Минфин России
    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)
  25. Россия прощает, но не всем [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2016/09/26/10216463.shtml#page3