Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, МВТП предлагало совместить достоинства государственного регулирования и достоинства рынка и осуществлять структурную перестройку на принципах «плановой рыночной экономики»[25].

Понятно, что идея «плановой рыночной экономики» не на шутку встревожила деловой мир. Достаточно много противников этой идеи оказалось и среди представителей академических кругов. Дискуссия вокруг путей и методов осуществления структурной перестройки была в самом разгаре, когда грянул энергетический кризис, коренным образом изменивший ситуацию в японской экономике.

Энергетический кризис 1973 г., положивший конец периоду беспрепятственного импорта Японией сырья и топлива по низким ценам, в значительной степени усилил необходимость структурной перестройки и в то же время внес важные коррективы в программы ее осуществления. Он показал, что наиболее уязвимым местом японской экономики, прежде всего промышленности, является высокая энерго- и материалоемкость, связанная с рядом особенностей отраслевой структуры производства.

Во-первых, отраслевая структура японской промышленности начала 70-х годов характеризовалась чрезвычайно высоким удельным весом самых энергоемких отраслей — черной, цветной металлургии и химии. Во-вторых, Япония в значительно большей степени, чем другие развитые страны, была ориентирована на импорт сырья в необработанном виде и осуществление полного цикла его переработки на своей территории, тогда как именно стадии первичной переработки отличаются наибольшей энергоемкостью. Энергетический кризис вверг японскую промышленность в глубокий и продолжительный кризис, не имевший прецедента за весь период послевоенного экономического развития.

С учетом новых экономических реалий и реакции деловых кругов на идею «плановой рыночной экономики» в сентябре 1974 г. Совет по производственной структуре опубликовал новый доклад «Долгосрочные перспективы производственной структуры» (основные положения которого были уточнены и развиты в аналогичных докладах в 1975 и 1976 гг.).

Что касается собственно направлений структурной перестройки, то курс на преимущественное развитие интеллектуалоемких производств был подтвержден, но при этом основной целью перестройки провозглашалось создание экономики с низкой энерго- и материалоемкостью. Что же касается методов реализации структурной перестройки, то идея «плановой рыночной экономики» была существенно смягчена. Теперь говорилось лишь о целесообразности «дополнения действия рыночного механизма введением легких плановых элементов» и подчеркивалась необходимость достижения консенсуса по этому вопросу между всеми заинтересованными сторонами.


Однако, если посмотреть на инструменты, с помощью которых МВТП собиралось осуществлять промышленную политику в 7(Ъ80-х годах, то станет очевидным, что смягчение идеи «плановой рыночной экономики» было в значительной степени формальным. Они были классифицированы следующим образом.

1. Выдвижение правительством долгосрочной перспективы в качестве средства, побуждающего производство развиваться в правильном направлении.

2. Установление государством рамок, норм, стандартов деятельности предприятий с целью недопущения расточительности расходования ресурсов, разрушения окружающей среды, нанесения ущерба благосостоянию нации.

3. Оказание финансовой помощи предприятиям (предоставление субсидий, кредитов, налоговых льгот).

4. Непосредственное участие государства в развитии НИОКР и ряда новейших отраслей.

5. Осуществление административного регулирования, включая регулирование инвестиционного процесса (в том числе и японских инвестиций за границей), контроль за ценами (в экстренных случаях), регулирование экспорта и других форм внешнеэкономических связей, установление допустимых пределов выброса промышленных отходов, потребления воды и т.д.

6. Проведение переговоров со странами-партнерами Японии и другие меры в области внешней торговли.

7. Инициирование принятия специальных законов, необходимых для осуществления промышленной политики.

Таким образом, промышленная политика в том виде, в каком она существовала в послевоенный период, ушла в прошлое. Однако роль ее в развитии японской промышленности трудно переоценить. В период высоких темпов роста она, как было показано выше, не только создала исключительно благоприятные условия для развития ряда отраслей, ставших затем основой промышленной мощи Японии, но и способствовала формированию общего благоприятного инвестиционного климата в стране. Что же касается 70-80-х годов, то благодаря промышленной политике издержки депрессивных отраслей, связанные с их структурной перестройкой, были в определенной степени «социализированы», и тем самым были существенно смягчены негативные социально-экономические последствия этого болезненного процесса. В целом же неустанные попытки МВТП предвидеть основные направления развития и «структурировать» экономический рост, несомненно, придавали развитию японской экономики более устойчивый и целенаправленный, чем в других развитых странах, характер.


2.2 Промышленная политика стран ЕС

На заре становления современного Европейского союза основной целью промышленной политики было, в основном, сохранение промышленной структуры, однако с годами акцент переместился на обеспечение условий для справедливой и честной конкуренции. Сегодня главной целью промышленной политики ЕС является повышение конкурентоспособности, а главным инструментом считается создание таких условий для бизнеса, при которых соблюдаются основные рыночные свободы и условия честной конкуренции. Основными инструментами промышленной политики также становятся оценка влияния крупных сделок на экономику и анализ эффективности, данные механизмы все время совершенствуются в их практическом применении. Это необходимо для того, чтобы конкретные шаги в области промышленной политики точно соответствовали задачам отраслей и были предсказуемы по своему результату.

Роль Еврокомиссии в этой связи не сводится исключительно к законодательным инициативам, а включает в себя положения в области конкурентной политики, меры по дальнейшей либерализации торговли, вопросы регулирования государственной помощи. Таким образом, промышленная политика охватывает все отраслевые направления деятельности Евросоюза, призванные прямо или косвенно повысить конкурентоспособность стран-членов. Кроме того, Еврокомиссия уделяет особое внимание отдельным отраслям. Например, сегодня главные усилия сосредоточены в сфере энергетики.

Впервые вопросы промышленной политики нашли свое отражение в Маастрихтском договоре (ст. 157 Договора о ЕС): «Сообщество и страны-члены должны обеспечивать необходимые условия конкуренции в промышленности». Статья 157 имеет также важное дополнение «Это положение не может использоваться… Сообществом для искажения условий конкуренции…»

Следующим шагом, давшим новый импульс европейской промышленной политике, стала Лиссабонская стратегия. Согласно тексту этого документа повышение конкурентоспособности, способное привести к увеличению уровня жизни и снижению безработицы, рассматривается как основная цель развития ЕС после 2000 года. Ее достижение возможно только при условии дальнейшего повышения эффективности промышленного производства, т.к. несмотря на опережающий рост сферы услуг, именно состояние промышленности является определяющим фактором для достижения всех вышеупомянутых целей ЕС.

Традиционно Европа сильна своей промышленностью. На ее долю приходится около трети промышленной продукции мира. Среди отраслей международной специализации Европы следует отметить атомную энергетику, нефтегазовый комплекс, автомобильную, авиа-космическую, электротехническую промышленность, высокотехнологичные отрасли машиностроения (станкостроение, производство компьютеров и электроники), химическую, легкую и пищевую промышленность, производство новых конструкционных материалов, биотехнологии. Вместе с тем, последние десятилетия наблюдается старение и кризис традиционных отраслей, например, черной металлургии, текстильной промышленности. В этой связи последние годы особый упор делается на внедрение в производство передовых научных достижений и повышение конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках.


В целом, промышленное производство стран-членов ЕС высокотехнологично и во многих сферах конкурентоспособно. Вместе с тем, низкие темпы роста производительности труда вызывают серьезное беспокойство, т.к. именно этот фактор лежит в основе повышения конкурентоспособности европейских компаний.

Кроме того, конкурентоспособность в сфере производства лежит в основе концепции устойчивого развития ЕС. Еврокомиссия рассматривает устойчивое развитие как гармоничное развитие трех направлений: экономики, социальной сферы и экологии. Пренебрежение любым из указанных направлений приведет к невозможности развития системы в целом. Поэтому промышленная политика, призванная обеспечить однонаправленное развитие различных секторов экономики, занимает особенно важное место в стратегии развития современного ЕС.

Промышленная политика создает такие условия, когда деятельность ЕС по другим направлениям также вносит свой вклад в повышение конкурентоспособности европейской промышленности. Промышленная конкурентоспособность зависит от политики, проводимой в таких областях, как конкуренция, внутренний рынок, образование, торговля, устойчивое развитие, НИОКР, региональное развитие, макроэкономика, социальная сфера и занятость, защита потребителей, здравоохранение и экология. Поэтому главная задача промышленной политики заключается в координации, аккумулировании и максимализации результатов всех вышеперечисленных направлений.

Осуществляя промышленную политику, ЕС сосредоточился на следующих трех направлениях, оказывающих особенно заметное влияние на конкурентоспособность ЕС: наука и образование; инновации и предпринимательство.

В сфере науки и образования страны Европейского союза традиционно считались одними из лидеров мирового сообщества. Сегодня, после принятия Лиссабонской стратегии, ставится задача достичь более высоких результатов в образовании, профессиональной подготовке и переподготовке кадров, научных исследованиях, а также в создании условий с тем, чтобы знания находили практическое применение в промышленности. Начинается активное развитие новейших технологий, включая биотехнологии и нанотехнологии, а также методов их внедрения и использования.

Предпринимаются всевозможные действия для повышения инновационности европейской промышленности. C этой целью на наднациональном уровне было реализовано несколько проектов по развитию кооперации между инновационными кластерами. ЕС рассматривает кластерную политику в качестве ключевого инструмента повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, повышения инновационного потенциала и экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Промышленная политика, как таковая, также должна быть инновационной, например, разрабатывать новые более либеральные инструменты регулирования, способные дать промышленности большую свободу в поиске собственных технологических решений.


Особое внимание Еврокомиссия уделяет стимулированию предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, созданию новых и дальнейшему развитию существующих компаний этого сектора. В результате малые и средние предприятия стали основой социально-экономической модели ЕС. На их долю приходится порядка 2/3 занятых и 60% добавленной стоимости. По своей сути и целям промышленная политика нацелена на создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности производства, на невмешательство государства в действие рыночных механизмов. Ее инструменты в отношении отдельных компаний направлены на создание такой среды, при которой малый и крупный бизнес проявлял бы больше инициативы, внедрял новые идеи и расширял производство.

Вместе с тем существуют специфические требования и характеристики отдельных секторов, каждый из которых требует индивидуального подхода. Например, многие виды продукции, таких отраслей как фармацевтическая, химическая, автомобильная подпадают под специфические формы регулирования, связанные с присущими им особенностями. Таким образом, промышленная политика неизбежно подразумевает некоторые «послабления» для отдельных стран и отраслей.

Особого внимания заслуживают национальные особенности проведения промышленной политики. На национальном уровне некоторые страны предпочитают более либеральный подход, а некоторые, наоборот склоны к протекционизму. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Великобритания. У этой страны самый либеральный подход, который подразумевает обеспечение лучших конкурентных условий для частного производства и открытый доступ к финансовым и информационным ресурсам при минимальном вмешательстве государства.

Германия строит социально ориентированную экономику, опирающуюся на саморегулирующиеся рыночные механизмы. Постепенно традиционные связи между бизнесом и политикой становятся менее значимыми.

Франция до сих пор практикует протекционизм. Французское правительство предоставляет финансовую помощь и политическую поддержку отдельным компаниям или даже целым отраслям.

Необходимо понимать, что промышленная политика находится еще только в стадии становления. Вместе с тем, с начала осуществления промышленной политики наблюдается целый ряд позитивных изменений по многим направлениям. Во многих секторах удалось создать реально действующий общий рынок, что привело к структурным реформам, необходимым для создания новых возможностей для бизнеса, увеличения производительности труда и расширения рынка. Существенный прогресс был также достигнут в таких секторах как телекоммуникации, энергетика, транспорт.