Файл: Роль международного валютного фонда (МВФ) в регулировании международного финансового рынка.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы международного финансового рынка
1.1. Понятие международного финансового рынка
1.2. Функции международного финансового рынка
2. Сущность международного валютного фонда
2.1. Понятие, цели и структура международного валютного фонда
- финансовые,
- валютные,
- денежно-кредитные,
- структурные.
В этих консультациях участвуют сотни экономистов и других сотрудников МВФ.
Консультации проводятся в форме двустороннего диалога по вопросам политики с официальными органами страны, а не односторонних оценок МВФ.
Группа сотрудников МВФ с целью содействия в оценке экономической политики и направления развития страны, как правило, встречается с должностными лицами правительства и центрального банка, а также с другими заинтересованными сторонами, например:
- депутатами законодательных органов,
- представителями деловых кругов,
- гражданского общества,
- профсоюзов. [2, с. 192]
Сотрудники представляют свой доклад Исполнительному совету МВФ, обычно для обсуждения, после чего консультация завершается, и резюме заседания передается официальным органам страны.
В большинстве случаев при согласии государства-члена оценка Совета публикуется в виде пресс-релиза наряду с сопутствующими докладами персонала.
В 2016 году МВФ провел 117 проверок состояния экономики стран и консультаций в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ.
После мирового финансового кризиса в рамках надзора МВФ проводит также оценки финансового сектора стран, имеющих системно значимый финансовый сектор.
В 2017 году в своей Программе оценки финансового сектора, оценивающей стабильность финансовых систем стран, МВФ обратится к анализу некоторых из наиболее крупных и наиболее взаимосвязанных финансовых систем.
Оценки финансового сектора проводятся в ряде стран зоны евро впервые со времени реформ системы регулирования и надзора после кризиса, в частности создания Европейского банковского союза.
В 2010 году, после мирового финансового кризиса, Исполнительный совет МВФ принял решение о том, что крупнейшие 25 финансовых систем мира будут проходить обязательную финансовую проверку раз в пять лет.
Программа оценки финансового сектора в последний раз пересматривалась в 2015 году, когда этот список был расширен до 29 стран.
В 2017 году свои оценки финансовой стабильности в рамках Программы оценки финансового сектора завершат:
- Германия,
- Великобритания,
- Ирландия,
- Мексика,
- Россия,
- ряд других стран.
Началось проведение оценок по Китаю и Испании, которые завершатся в 2018 году. [15]
Во всех странах Программа оценки финансового сектора оценивает три основополагающих компонента финансовой стабильности:
1) Устойчивость банков и других финансовых организаций, в том числе посредством:
- стресс-тестов,
- анализа факторов системного риска;
2) Качество надзора за финансовой системой (с учетом макропруденциальной основы), включая:
- банковский сектор,
- страховой сектор,
- сектор ценных бумаг,
- другие подсектора, считающиеся системно значимыми,
3) Способность директивных органов и механизмов финансовой защиты:
- выдержать сильный финансовый стресс,
- эффективно реагировать на него.
Оценки финансового сектора имеют двойную главную цель:
- определить стабильность и устойчивость финансового сектора,
- проанализировать его потенциальный вклад в экономический рост и развитие. [6, с. 80]
МВФ варьирует структуру страновых оценок в целях анализа вопросов, представляющих особый интерес для каждой страны.
В своей аналитической работе в 2017 году группы сотрудников МВФ сосредоточатся на системных рисках, взаимосвязанности экономики и макропруденциальных мерах и политике для урегулирования кризисов.
Результаты Программы оценки финансового сектора также обеспечивают важную информацию для более широкого надзора МВФ за экономикой стран, известного как консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ.
Надзор на многосторонней основе включает:
- мониторинг тенденций в глобальной экономике и экономике регионов,
- анализ вторичных эффектов политики государств-членов, влияющих на мировую экономику.
В рамках серии «Обзоры мировой экономики и финансов» МВФ дважды в год издает основные доклады по многостороннему надзору.
В докладе «Перспективы развития мировой экономики» приводится анализ состояния мировой экономики, рассматриваются наиболее насущные вопросы, такие как затяжной период волнений на мировых финансовых рынках и продолжающееся восстановление экономики после мирового финансового кризиса. В «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» приводятся последние оценки глобальных финансовых рынков и перспектив и отмечаются дисбалансы и факторы уязвимости, которые могут создавать риски для стабильности финансового рынка. В «Бюджетном вестнике» содержатся последние среднесрочные бюджетные прогнозы и оценки изменений в области государственных финансов. МВФ также публикует доклады «Перспективы развития региональной экономики» в серии «Обзоры мировой экономики и финансов». [13]
2. Кредитование.
Кредиты МВФ предназначены для оказания государствам-членам содействия в решении проблем платежного баланса, стабилизации экономики и восстановлении устойчивого экономического роста.
Эта роль по урегулированию кризисов занимает центральное место в кредитовании МВФ.
В то же время мировой финансовый кризис подчеркнул необходимость эффективных глобальных систем финансовой защиты, помогающих странам преодолевать неблагоприятные шоки.
Как следствие, одна из основных задач реформ кредитования в последнее время заключалась в том, чтобы дополнить традиционную роль МВФ по урегулированию кризисов дополнительными инструментами для предотвращения кризисов.
В отличие от банков развития, МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты – кредиты МВФ предоставляются странам, которые могут испытывать дефицит иностранной валюты, для того чтобы дать им время на улучшение мер экономической политики и восстановление роста без необходимости прибегать к действиям, приносящим ущерб их экономике или экономике других государств-членов.
В широком определении МВФ осуществляет два вида кредитования, ссужая средства по нельготным процентным ставкам и предоставляя кредиты более бедным странам на льготных условиях, при которых процентные ставки являются низкими, а в некоторых случаях – нулевыми. В 2016 году МФВ оказал помощь в размере 9,2 млрд. долларов США 16-ти странам и 1,2 млрд. долларов США в виде кредитов с нулевой процентной ставкой, предоставленных 13-ти развивающимся государствам-членам с низкими доходами. [15]
3. Развитие потенциала.
МВФ оказывает техническую помощь и предоставляет услуги по подготовке кадров должностным лицам в государствах-членах, называя это «развитием потенциала», с тем, чтобы помогать странам создавать прочные институты и развивать навыки разработки и реализации обоснованной макроэкономической и финансовой политики.
Развитие потенциала, которое тесно связано с деятельностью МВФ по надзору и реализацией программ МВФ, определяется спросом, быстро реагирует на потребности государств-членов и высоко ценится ими.
В ответ на потребности государств-членов и при активной поддержке со стороны внешних партнеров деятельность МВФ по технической помощи и подготовке кадров – развитие потенциала – в последние годы быстро расширялась. Развитие потенциала составляло более четверти административных расходов МВФ в 2016 году. Значительная часть этих расходов направлялась на техническую помощь, которая составляет 23%, а на долю подготовки кадров приходится 5%. В 2016 году МВФ выделил 256 млн. долларов США для предоставления экспертных рекомендаций и подготовки кадров.
Таким образом, международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. в целях формирования основы для экономического сотрудничества, во избежание повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ – одной из причин Великой депрессии.
На верхнем уровне организационной структуры МВФ находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено двумя человеками. Административные функции и управление повседневной деятельностью МВФ возложены на Исполнительный совет. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета.
К функциям МВФ относится:
- осуществление надзора за международной валютно-финансовой системой и ведение мониторинга экономической и финансовой политики его 189 государств-членов. В рамках процесса надзора, который осуществляется как на глобальном уровне, так и в отдельных странах, МВФ выделяет возможные риски для стабильности и представляет рекомендации о необходимых корректировках экономической политики;
- предоставление кредитов государствам-членам, испытывающим фактические или потенциальные проблемы платежного баланса, чтобы помочь им восстановить свои международные резервы, стабилизировать валюту, продолжать платить за импорт и восстановить условия для прочного экономического роста, устранив при этом основополагающие проблемы;
- помощь МВФ государствам-членам разрабатывать экономическую политику и вести свои финансовые дела более эффективно, укрепляя их человеческий и институциональный потенциал путем предоставления экспертных рекомендаций и подготовки кадров, которые МВФ называет развитием потенциала.
3. Деятельность международного валютного фонда по регулированию международного финансового рынка
В условиях, когда международное сообщество продолжает усваивать уроки мирового финансового кризиса и принимать соответствующие меры, МВФ приступил к работе по регулированию международного финансового рынка, направленной на углубление понимания проблем, стоящих перед международной валютной системой.
Этот процесс предусматривает проведение обзора, призванного выявить возникающие недостатки в этой системе и заложить основу для проведения реформ, которые могут:
- укрепить устойчивость,
- повысить долгосрочные темпы роста.
Работа по международной валютной системе также направлена на уточнение роли МВФ в центре мировой экономики на основе последнего обзора, проведенного в 2011 году.
Текущий обзор начался с ряда исследований, которые были опубликованы в марте 2016 года и призваны обогатить обсуждения вопросов политики в рамках МВФ и на других важнейших международных форумах, в том числе в Группе 20-ти.
Этот обзор обеспечит содержательный материал для различных проектов, включенных в программу работы МВФ, в том числе:
1) глобальная система финансовой защиты;
2) анализ потоков капитала;
3) величина МВФ;
4) роль СДР;
5) Пятнадцатый общий пересмотр квот. [15]
Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основана на его относительном положении в мировой экономике.
Взносы по квотам являются центральным компонентом финансовых ресурсов МВФ.
Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.
Действующая формула расчета квот была принята в 2008 г. и имеет вид:
CQS = (0,5 * Y + 0,3 * O + 0,15 * V + 0,05 * R) * k, (1)
где CQS – расчетная доля квот;
Y – составной показатель ВВП, который образуется из ВВП, пересчитанного по рыночным обменным курсам, и ВВП, основанного на паритете покупательной способности (ППС) в среднем за трехлетний период. Веса ВВП на основе рыночной стоимости и по ППС равны, соответственно, 0,60 и 0,40;
O – средняя годовая сумма текущих платежей и текущих поступлений (связанных с товарами, услугами, доходом и трансфертами) за пятилетний период;
V – изменчивость текущих поступлений и чистых потоков капитала (измеряемая как стандартное отклонение от центрированного трехлетнего тренда за 13-летний период);
R – 12-месячная средняя величина официальных резервов за один год (иностранная валюта, авуары СДР, резервная позиция в Фонде и монетарное золото);
k – коэффициент сжатия 0,95. [11, с. 15]
Таким образом, действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение:
- ВВП (с весом 50%),
- открытости для мировой экономики (30%),
- экономической изменчивости (15%),
- международных резервов (5%).
Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП:
- на основе рыночных обменных курсов (с весом 60%),
- на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40%).
Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.
Коэффициент сжатия применяется к долям квот без сжатия, масштаб которых затем изменяется таким образом, чтобы они в сумме составляли 100.