Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Разработка кадровой стратегии ООО НПК «ВАБ-70»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разработка в рамках программ мотивации критериев признания личных успехов в труде;

выбор и применение оптимальной системы оплаты труда для каждой категории работников;

разработка коммуникационной политики.

Рассмотрим каждый блок предлагаемой кадровой стратегии подробней. Блок «Планирование численности персонала». В рамках данного блока стратегия предусматривает:

изучение нормативов планирования численности персонала по опыту успешных компаний отрасли (отечественный и зарубежный опыт);

корректировка известных нормативов под особенности деятельности компании на рынке Томской области и утверждение их на уровне компании;

пробные испытания нормативов в среднесрочной перспективе;

мониторинг использования нормативов и выявление возможных расхождений;

корректировка (при необходимости) установленных нормативов. Блок «Политика подбора, отбора и найма» - сравнение используемых в настоящее время стратегии и предлагаемой к применению стратегии представлено в таблице 17

Таблица 17

Сравнение положений используемой в настоящее время стратегии и предлагаемой к применению стратегии

Действующая стратегия

Предлагаемая к применению стратегия

Воспитывать таланты внутри компании

Внедрять таланты со стороны на всех уровнях

Нанимать тогда, когда освобождаются должности

Постоянно вести «охоту» за высококлассными специалистами

Пользоваться несколькими традиционными ресурсами

Пользоваться разными источниками поиска талантов

Давать объявления для ищущих работу

Находить средства связаться с кандидатами, которые пассивно ищут работу

Определить диапазон вознаграждения, и не выходить за его рамки

Нарушать правила вознаграждения (чтобы завоевать нужных кандидатов)

Главное при найме - отбор кандидатов

Главное при найме - и отобрать кандидатов и убедить их

Нанимать по необходимости, без планирования

Разработать правила привлечения для каждого типа талантливых кандидатов

Блок «Политика адаптации персонала».

Основной принцип данного блока стратегии должен звучать следующим образом: «быстро влился и приносит результат».

Компания должна оказать поддержку каждому новому сотруднику, в противном случае она получит нелояльного, неуверенного специалиста. Он почувствует себя некомфортно, будет уверен, что его обманули. Последствия этого могут отразиться на эффективности работы, повысить текучесть персонала, следовательно, и расходы компании.


Один из важных моментов в адаптации сотрудников — такой подход к информированию о должности и особенностях компании, который максимально соответствует ее предложению. Это связано с тем, что несовпадение ожиданий и реальности приведет к провалу.

Новичок должен знать заранее в общих чертах, что ему предстоит делать, чем занимается организация, сколько он может заработать на этой должности, есть ли у него перспективы роста, кто его руководитель. Приукрашивание действительности в объявлении о работе закладывает серьезные проблемы на будущее.

Вторая особенность предлагаемой стратегии по данному блоку — это его плановость. Период адаптации должен быть определен максимально четко. Сотрудник должен знать, что ему следует делать в первые дни, недели, месяц работы, какие задачи перед ним стоят на испытательном сроке. Каждый рабочий час должен быть расписан. Из-за неопределенности сотрудник может почувствовать неуверенность и невостребованность, а стресс усилит воздействие этой эмоции.

Уже в первые недели и месяцы работы новый сотрудник показывает свои профессиональные и личностные качества. По ним можно судить, насколько было адекватно его назначение и каковы его перспективы роста в компании. Но поначалу, пока ресурсы новичка еще не стали очевидными, ему можно описать несколько реальных перспектив в компании, например, что в будущем он может стать во главе направления, получить прибавку, взяв на себя новый проект и так далее.

Перспективы должны быть общими, но соответствующими действительным возможностям. Если сотрудник покажет себя достойно, его развитие определит выбор интересных ему направлений.

Эффективность адаптации зависит от следующих факторов: личностных (характерологических особенностей работника); профессиональных (стаж, квалификация работника); психологических (ожидания и восприятие своего места работником); социальных (отношения и правила в коллективе работников); экономических (материальная мотивация, соцпакет).

При оценке эффективности адаптации необходимо получать следующую информацию — таблица 18

Таблица 18

Действия при возникновении различных ситуаций, связанных с адаптацией персонала компании

Описание

Какие меры

ситуации

предпринимать

1

Увольнение

На испытательном сроке новый сотрудник испытывает максимальный

персонала на

стресс. Нужно учитывать процентное соотношение персонала, который за

испытательном

определенный период (квартал, год, три года и так далее) уволился по

сроке

собственному желанию или по соглашению сторон в течение испытательного срока. Разрабатывать гибкие методы адаптации, раздаточные материалы, корпоративный портал, систему наставничества, кураторство и пр.

2

Увольнение

Среднесрочная адаптация на этапе приспособления меньше зависит от

сотрудников в

внутреннего напряжения сотрудника, так как обычно на этом этапе стресс

первый год

от смены условий снижается. Неудачи чаще связаны с несоответствием

работы

ценностей и целей предприятия, внутреннее отторжение асоциальных ценностей компании, непонимание их. Другие причины кроются в системе передачи знаний в компании, системе оценки качества выполнения работ, коллективе, типе управления и личности руководителя. Комплексный анализ и построение различных HR-систем в компании в зависимости от потребностей

3

Увольнение

Увольнение сотрудника в этот период чаще всего говорит о скрытых

работников в

проблемах роста в компании. Могут отсутствовать перспективы

течение трех лет

карьерного развития, материального повышения, новые проекты.

после

Разработать систему развития персонала, запустить проектные отделы,

трудоустройства

систему КР1, внедрить систему ротации персонала и другие

4

Срок принятия

Корпоративная культура - вербальный, невербальный и поведенческая

корпоративной

атмосфера в компании. Развивать и популяризировать корпоративную

культуры

культуру, которая имеет в своей основе социально ориентированные ценности


Продолжение таблицы 18

Описание ситуации

Какие меры предпринимать

5

Срок полного освоения

трудовой функции

В компании должна функционировать эффективная система обучения. В небольшой организации, где рабочие места не требуют знаний особенностей профессиональной сферы, с профессиональной адаптацией может справиться непосредственный руководитель сотрудника, рабочий коллектив. В более сложных случаях потребуется развитие системы знаний, обучения сотрудников с отрывом и без отрыва от производства, система наставничества и другие подобные проекты

6

Срок полного освоения

трудовой функции

В идеале освоение трудовой функции должно занимать время в пределах испытательного срока. Исключение могут составлять руководящие должности и профессии и рабочие места, квалификацию на которых не обеспечивают учебные заведения. В компании должна функционировать эффективная система обучения

7

Срок объединения с коллективом

Дружеская, продуктивная атмосфера взаимопомощи способствует продуктивной работе и развитию всего коллектива. На общение в коллективе оказывают влияние активные действия: проведение тренингов, развитие руководителей, корпоративные мероприятия и другие. Кроме того, сама корпоративная культура может способствовать тому, что сотрудники будут общаться открыто, помогать друг другу

8

Срок

установления рабочего контакта с руководителем

Работник заинтересован лично в установлении контакта с руководителем. При этом важную роль играет правильный подбор сотрудника с учетом его психотипа и психотипа непосредственного руководителя, их продуктивного сочетания. Развитие у руководителей навыков общения, взаимодействия и управления. Повышение мотивации руководителей к налаживанию общения с сотрудниками (например, выполнение одного из показателей КР1 зависит от стажа работы подчиненных). Могут измеряться и другие показатели. Также полезно проводить опросы с целью выявления удовлетворенности, лояльности компании, сравнивать уровень новых сотрудников со старыми

Блоки «Политика обучения и развития персонала» и «Политика карьерного роста и кадрового потенциала».

В рамках выполнения данных блоков стратегии целесообразно всех работников компании разделить на следующие 5 категорий:

  1. категория «А» — ключевые сотрудники, потеря которых может существенно отразиться на компании, и укрепит конкурентов. Они - идеологи системы, носители корпоративной информации;
  2. категория «В» — профессиональные сотрудники, опытные специалисты, хорошо ориентирующиеся в своей области и принципах работы компании;
  3. категория «С» — профильные специалисты, обеспечивающие текущую деятельность подразделений компании. Они «рабочие руки», но не являются уникальными специалистами, заменимы;
  4. категория «Э» — сотрудники, проработавшие в компании менее полугода, их квалификацию и профессиональный уровень невозможно оценить в силу небольшого стажа работы в компании;
  5. категория «Е» — беременные сотрудницы, а также сотрудницы по уходу за ребенком до 3 лет (при их наличии в компании).

Как видно из описания предлагаемой к реализации кадровой стратегии, все блоки тесно увязаны между собой. При этом полностью эффективной предлагаемая стратегия может быть лишь при реализации всех перечисленных блоков, а также при долгосрочном планировании мероприятий по каждому из направлений кадровой стратегии (с учетом корректировок на текущие показатели деятельности компании).

Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Кадровая стратегия — это определенное руководством компании приоритетное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, которые необходимы для достижения долгосрочных целей по формированию высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива.

Процесс разработки и реализации кадровой стратегии является непрерывным. Это находит отражение в тесной взаимосвязи с решением стратегических задач компании как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на длительную перспективу. Такого рода конкретизация кадровой стратегии воплощается в стратегическом плане, где содержатся задачи и конкретные мероприятия по ее выполнению, сроки выполнения, ответственные лица по каждой отдельно взятой задаче, объем ресурсов необходимых для реализации (финансовых, информационных и др.).

При разработке кадровой стратегии компании учитываются следующие факторы: экономический, социальный, политический, правовой и фактор внешней среды.

Любые изменения, вносимые в стратегию организации, требуют коррекции в кадровой политике. Следует привести в соответствие с изменениями стратегии численность и структуру персонала, обеспечить наличие необходимой квалификации и профессиональных навыков, а также пересмотреть стиль и методы управления в целом.

Практическая часть работы выполнена на примере ООО НПК «ВАБ- 70», действующем на рынке ЗАТО Северск и Томской области немногим более 3 лет. По критерию численности компания относится к микропредприятиям, и на конец 2017 года ее численность составляет 15 человек.

Большая часть коллектива — мужчины в возрасте от 25 до 50 лет, со средним специальным или высшим образованием и стажем работы в отрасли от 3 до 10 лет.

При рассмотрении действующей в компании системы управления персоналом видно, что используются не все требуемые для эффективной и устойчивой работы такой системы элементы. Так, отсутствуют программы обучения, адаптации и карьерного роста, а такие элементы, например, как мотивация, используются однобоко — только материальная сторона. Кадровое планирование осуществляется только на краткосрочную перспективу, при отсутствии разработанных компанией именно под свою деятельность (с учетом особенностей деятельности) нормативов.


В рассматриваемой компании требуемые элементы целостной системы управления персоналом используются частично. Часть элементов системы управления персоналом: 1) не используется вообще; 2) используется не в полном объеме. Действующую в настоящее время в ООО НПК «ВАБ-70» кадровую стратегию можно охарактеризовать как синтез потребительской и партнерской кадровой стратегии.

Можно рекомендовать ООО НПК «ВАБ-70» разработать кадровую стратегию партнерского типа. При этом разрабатываемая кадровая стратегия должна быть разбита на два периода — среднесрочный и долгосрочный.

Предлагаемая к реализации кадровая стратегия должна быть разбита на следующие блоки: 1) блок планирования численности персонала компании; 2) блок подбора, отбора и найма персонала; 3) блок адаптации принятого на работу персонала; 4) блок профессионального обучения и развития персонала; 5) блок мотивации и контроля деятельности персонала; 6) блок карьерного роста.

Список используемых источников

  1. Агашкова А. Кадровая политика и кадровая стратегия предприятия // Управление персоналом, 2016. - № 4. - С. 25 - 27.
  2. Акопян М.С., Засенко В.Е. Особенности кадровой стратегии фирмы на этапах ее становления
  3. Алексеев С.Б., Дещенко А.Ю. Классификация стратегий формирования кадрового потенциала предприятия//В сборнике: Экономика и современный менеджмент: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией В.Н. Узунова. 2017. С. 173-179.
  4. Аликаева А.О. Кадровая политика. - М.: Лаборатория книги, 2015. - 176 с.
  5. Аникеева С.М. Основы управления персоналом. - М.: Логос, 2015. - 349 с.
  6. Базарова Т.Ю., Егорова Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 281 с.
  7. Балашова С.В. Формирование кадровой стратегии предприятия//В сборнике: теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире.Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. С. 32-35.
  8. В сборнике: фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли.Сборник трудов научной и учебно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 311-316.
  9. Васильченко К.С. Кадровая стратегия как ключевая стратегия малого бизнеса // Консультант, 2016. - № 5. - С. 74 - 79.
  10. Васин Ю.П. Совершенствование кадровой политики. - С.Пб.: Лань-Трейд, 2016. - 98 с.
  11. Власенко У.В. Кадровая стратегия предприятия в условиях турбулентности внешней среды//Аллея науки. 2017. № 7. С. 118-121.
  12. Дещенко А.Ю. Научные подходы к классификации кадровых стратегий предприятия//Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2017. № 6. С. 82-87.
  13. Кадровая стратегия, политика и тактика//В книге: Управление персоналом в исполнительных органах власти Мамон Н.В. учебное пособие. Костромской государственный университет. Кострома, 2017. С. 8-17.
  14. Козина Е.С. Кадровая стратегия как механизм поддержания кадровой политики предприятия // Управление персоналом, 2015. - № 7. - С. 48 - 51.
  15. Кулагина Н.А., Харламова А.О. Кадровый потенциал в системе стратегического развития предприятия//В сборнике: Современное состояние и тенденции социально-экономического развития региона 2018. С. 24-29.
  16. Кулакова Е.М. Кадровое планирование и кадровая политика. - М.: Дело, 2016. - 84 с.
  17. Лобанова Е.В. Сущность и содержание понятия "кадровая стратегия организации"//В сборнике: взаимодействие финансового и реального сектора экономики в контексте становления экономики знаний.Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-127.
  18. Ложкина А.М. Совершенствование кадровой стратегии предприятия//Вестник научных конференций. 2017. № 2-5 (18). С. 56-58.
  19. Парахина В.Н., Овчаренко Л.Ю. Кадровая стратегия предприятия: сущность и особенности применения//В сборнике: университетская наука – региону. Материалы V-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2017. С. 206-208.
  20. Парахина В.Н., Овчаренко Л.Ю. Кадровая стратегия предприятия: сущность и особенности применения//В сборнике: университетская наука – региону. Материалы V-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2017. С. 206-208.
  21. Радченко Т.А. Кадровая политика как стратегия управления персоналом//Мировая наука. 2018. № 5 (14). С. 357-360.
  22. Сазыкина О.А., Буровкина М.М. Кадровая политика и кадровая стратегия современной компании//Друкеровский вестник. 2018. № 2 (22). С. 104-110.
  23. Стефаненко М.Н., Талипова А.А. Выбор кадровой стратегии предприятия//В сборнике: Материалы Международной научной конференции "Высокие технологии и инновации в науке". ГНИИ "Нацразвитие". Май 2018 Сборник избранных статей. 2018. С. 166-170
  24. Стоян В.С. Кадровая политика и кадровая стратегия предприятия//В сборнике: Закономерности и противоречия социально-экономического развития региона Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 169-172.
  25. Сущева Е.В. Взаимосвязь кадровой стратегии и стратегии развития организации//В сборнике: проблемы внедрения результатов инновационных разработок. сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 163-166.
  26. Ушакова Ю.С. Стратегия кадровой политики в организации//Мировая наука. 2018. № 4 (13). С. 254-258.
  27. Халиуллина Л.Р. Ключевые моменты кадровой стратегии организации//В сборнике: Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения сборник научных трудов Всероссийской молодежной научно-практической конференции. 2017. С. 112-114.
  28. Черепанов А.В., Кашкалда М.М. Кадровая политика как инструмент реализации стратегии управления персоналом//В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки сборник национальной (Всероссийской) научной конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2018. С. 824-826.
  29. Шапиро С.А. Управление интеллектуальным трудом. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 263 с.