Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса в РФ ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от характера последствий решений контролирующего органа для нотариусов и иных субъектов нотариального права можно выделить:

  1. прямой контроль (к нему можно отнести, например, решение суда о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой. В случае совершения им действий, противоречащих законодательству РФ, в этом случае нотариус не вправе продолжать свою деятельность);

б) косвенный контроль (в качестве примера такого контроля можно назвать косвенный судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении судом гражданских дел, не связанных с обжалованием нотариальных действий или отказом в их совершении). Контроль за правильностью совершения нотариальных действий будет производиться тогда, когда рассматриваемые судом споры так или иначе касаются фактов, удостоверенных сделок.

В зависимости от правовой природы органов, осуществляющих контроль за нотариатом, Е.Б. Тарбагаева и А.Я. Бугрей выделяют следующие его виды:

«1) административный контроль, являющийся продолжением функции управления нотариатом;

  1. судебный контроль, направленный на проверку законности управленческих решений в отношении нотариата, а также на проверку законности самих нотариальных действий»[15].

По аналогичному критерию Т.И. Зайцева и В.В. Ярков проводят следующую классификация видов контроля:

  • профессиональный контроль, осуществляемый нотариальными палатами;

-контроль налоговых органов;

  • судебный контроль;
  • контроль, осуществляемый органами прокуратуры и следствия»[16].

Контроль может быть также внутренним, то есть осуществляться внутри системы управления и внешним — вне системы управления.

Применительно к нотариату под внутренним контролем следует подразумевать – контроль со стороны нотариальных палат, а под внешним – контроль, осуществляемый иными государственными органами: судами, Министерством юстиции, налоговыми органами, прокуратурой.

Любая из приведенных квалификаций имеет право на существование, поскольку акцентирует внимание на различных аспектах осуществляемого в сфере нотариата контроля. Более того, на практике отдельные виды контроля зачастую сложно отграничить друг от друга.

Контроль за нотариальной деятельностью может носить как предварительный, так и последующий характер[17]. Следует заметить, что профессиональный контроль носит одновременно как предварительный, так и последующий характер, поскольку целью его является как поиск уже допущенных ошибок, так и профилактика их в будущем.


Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрены следующие виды контроля за деятельностью нотариусов:

  1. контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, исполняют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. В зависимости от предмета контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида: контроль по существу нотариальной функции (за совершением нотариальных действий) и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  2. контроль за соблюдением нотариусами налогового законодательства осуществляют налоговые органы.

Процедуры налогового контроля за деятельностью нотариусов урегулированы HK[18].

Основными методами практического осуществления налоговыми органами контроля являются проводимые ими налоговые проверки деятельности нотариусов, направленные на выявление фактов нарушения нотариусами при осуществлении своей профессиональной деятельности требований налогового законодательства, в частности правильности исчисления и уплаты налогов, соблюдения требований закона при ведении бухгалтерского учета, отсутствия нарушений правил расчетов с физическими и юридическими лицами.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой может быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.


Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка по общему правилу не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет акт о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Еще раз подчеркнем, что данные виды контроля во многих случаях фактически являются реализацией надзорных полномочий органа исполнительной власти;

3) судебный контроль за совершением нотариальных действий.

Исторически сложилось так, что судьба нотариальной деятельности неразрывно связана с судебной системой.

Данная ситуация свойственна не только отечественному праву. Так, например, в Англии нотариальные действия могли совершаться и нотариусами, и судьями. Такая же картина наблюдалась и в Германии вплоть до 1939 г.

В России с XVIII в. нотариат в целом относился к судебным органам и, соответственно, нотариусы являлись должностными лицами суда. В то время они регистрировали соглашения, исполняли роль судебных секретарей и были подходящими претендентами на судебные должности.

В советское время организационно нотариальные органы входили то в систему органов юстиции, то в судебную систему. Позже данные правовые институты были разделены, но, несмотря на этот факт, между ними остались общие черты, в частности это их назначение, которое раскрывается в правозащитной функции. При этом следует обратить внимание и на характерные отличия.

В связи с принятием Конституции 1993 г. мы не можем отнести нотариальные органы, как это было ранее, к судебной сфере.

В настоящее время на основании ст. 10 Конституции государственная власть реализуется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим суд — это единственный орган, который может занимать место в судебной ветви власти в силу принципа разделения властей.


Что касается нотариальных органов, то их место и роль не определены Конституцией, отсутствует также единое мнение по данному вопросу в науке.

Несомненно, обеспечивая выполнение правозащитной функции, компетенция вышеупомянутых органов отличается друг от друга. Если в юрисдикцию суда входят, как правило, споры о праве, то нотариат лишь юридически закрепляет и утверждает права в целях предотвращения споров в дальнейшем.

Субъекты, осуществляющие указанные полномочия, — это лица, имеющие высшее юридическое образование, опыт работы в юридической практике, сдавшие определенные квалификационные экзамены для занятия соответствующих должностей, для нотариуса также обязательна лицензия (ст. 119 Конституции, ст. 4, 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ», ст. 2 Основ).

Назначаются вышеуказанные лица от имени государства, после чего судья становится государственным лицом, а нотариус — представителем государства, действуют они от имени Российской Федерации.

Предельного возраста, как и возраста, с которого можно заниматься нотариальной деятельностью, законодательством не установлено, в отличие от возраста, с которого лицам можно осуществлять судебную власть (ст. 119 Конституции, ч. 1 ст. 4, ч. 1,2,3 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Судьи и нотариусы — лица независимые, объективные, беспристрастные, подчиняются только закону, и вмешательство в их деятельность просто недопустимо (ст, 120 Конституции, ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ч. 4 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в РФ», ст. 5 Основ). Также существует запрет им заниматься любой иной деятельностью кроме научной, творческой, преподавательской (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ», ст. 6 Основ).

Деятельность суда имеет субъектно-исключительный характер. Деятельность нотариуса в ряде случаев могут выполнять и иные лица, такие как: органы местного самоуправления, консульские представительства учреждений Российской Федерации (ст. 37, 38 Основ).

Помимо всего прочего в Основах содержится открытый перечень действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой (ст. 35 Основ), что позволяет законодательным органам Российской Федерации и субъектов РФ расширить данные полномочия. Указанное право вышеупомянутым органам законодательной власти дано Конституцией, где в п. «л» ч. 1 ст. 72 закреплено положение, согласно которому нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что невозможно в судоустройстве (п. «о» ст. 71 Конституции).


При осуществлении своих функций судебные органы, как правило, руководствуются ГПК, АПК[19], УПК[20], Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» и рядом других кодифицированных источников материального права. Для нотариуса такими базовыми нормативными правовыми актами являются Основы, ГК РФ и CK РФ[21].

В соответствии со ст. 33, 34 Основ контроль за совершением нотариальных действий осуществляют судебные органы. В условиях, когда российское законодательство характеризуется неопределенностью своих нормативных положений и конкуренцией норм, именно российским судам принадлежит право толкования той или иной нормы права для возможности осуществления (единой) правоприменительной практики и применения норм при разрешении правовых конфликтов.

Согласно Основам заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой). Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом в порядке искового производства.

Поэтому, на наш взгляд, следует говорить о наличии прямого и косвенного судебного контроля за действиями и актами нотариусов.

Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в его совершении в рамках особого производства гражданского процесса.

Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса.

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении практически всех споров, в которых в качестве юридических фактов фигурируют нотариально удостоверенные сделки, договоры, нотариально засвидетельствованные факты (например, споры о признании недействительными завещаний, нотариально удостоверенных договоров купли-продажи недвижимости, иных нотариально удостоверенных сделок, и др.).

Достаточно часто при рассмотрении таких дел суды привлекают нотариусов в качестве соответчиков или третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к предмету спора. Следует признать совершенно оправданной практику вызова нотариусов в суд в качестве свидетелей, поскольку они могут обладать информацией, значимой для правильного рассмотрения и разрешения дела.