Файл: «Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса в РФ ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судебные и нотариальные органы во многом схожи по своей правовой природе, но имеются и определенные отличия, существование которых обосновано, иначе бы каждый из данных органов потерял свою самобытность и то юридическое значение, которым обладает в данный момент.

Однако следует отметить, что судебный контроль по своей природе отличается от административного и связан с реализацией конституционного права на судебную защиту. Для того чтобы задействовать механизм контроля, необходимо наличие жалобы заинтересованного лица. При этом может быть обжалован только отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия. Следовательно, суд не является органом постоянного контроля за деятельностью нотариата. В связи с этим нам представляется недостаточно обоснованной точка зрения И. Г. Черемных, согласно которой государство контролирует деятельность нотариусов через судебный контроль над совершением нотариальных действий[22]. Ведь природа судебного и административного контроля различна.

Практика рассмотрения дел судами показывает, что в большинстве случаев предметом обжалования в судах выступает отказ в совершении нотариального действия в основном по делам о наследовании, когда участие нотариуса в процессе осуществления прав обязательно[23]. Это означает, что статья Основ, касающаяся судебного контроля, является гарантией защиты прав граждан, а не основой контроля профессиональной деятельности нотариусов.

Помимо судебных органов и органов исполнительной власти, в том числе налоговых органов, важную роль в проверке осуществления нотариальной деятельности играют органы прокуратуры, осуществляющие общий надзор за соблюдением нотариусами требований законности. По требованию прокурора против нотариусов могут возбуждаться уголовные дела в случаях наиболее серьезных правонарушений, содержащих признаки преступления.

Каждый вид контроля (надзора) имеет свою специфику, которая определяется характером деятельности органа, его осуществляющего, а также стоящими перед ним задачами и закрепленными полномочиями проверяющих органов. Так, задача проверяющего органа — помочь нотариусам в применении законодательства, обеспечить ориентацию на единую нотариальную практику в условиях отсутствия многих необходимых правовых актов. Контроль, осуществляемый иными органами, носит большей частью эпизодический характер (за исключением налогового контроля) и связан с возникновением конкретного гражданского или уголовного дела, в котором ставится под сомнение правильность действий нотариуса.


Таким образом, нотариат строится на принципах самоуправления в условиях контроля и надзора со стороны органов исполнительной власти.

2. Содержание контроля над нотариатом и нотариальной деятельностью

2.1. Внутренний контроль

Как было упомянуто ранее контроль над нотариальной деятельностью можно подразделить на внутренний и внешний. Предметом рассмотрения в настоящем параграфе будет являться внутренний контроль. Понятие внутреннего контроля в действующем законодательстве не закреплено, однако само понятие внутренний подразумевает действие данного контроля в самом нотариальном сообществе.

Впервые, в связи с принятием Основ законодательства РФ о нотариате, в России на принципах самоуправления была создана корпорация нотариусов — нотариальная палата.

Статья 24 Основ законодательства РФ о нотариате характеризует этот орган как некоммерческую организацию, представляющую собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. В указанной статье закреплено также и то, что её членами могут быть и лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Поэтому кроме нотариусов членами нотариальной палаты могут быть также помощники нотариусов, стажеры нотариусов и нотариусы, вышедшие на пенсию.

В этой же норме Основ предусмотрено, что деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации и своим уставом, который принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Здесь следует заметить, что указанный закон употребляет устаревшую формулировку: «...устав нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений». В настоящее время ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает регистрацию юридических лиц, а не регистрацию уставов, как это было ранее.


Кроме того, нотариальная палата является также профессиональной корпорацией граждан, организующих свою деятельность на основе объединения. Этот вывод вытекает из Основ законодательства РФ о нотариате и порядка регистрации нотариальной палаты.

Таким образом, принцип обязательного членства в нотариальной палате, предусмотренный ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате, прямо противоречит положениям Федерального закона «Об общественных объединениях».

В связи с этим Министерство юстиции своим письмом от 28 марта 1996 года № 09-10-513-96 «О распространении положений Федерального закона «Об общественных объединениях» на нотариальные палаты» разъяснило, что нотариальная палата является именно некоммерческой организацией, представляющей профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. На основе этого сделан вывод, что Федеральный закон «Об общественных объединениях» на нотариальные палаты не распространяется, и им следует руководствоваться только в части регистрации ими своих уставов в органах юстиции[24].

В соответствии со ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата является юридическим лицом и образуется в каждом субъекте Российской Федерации. Поскольку законом четко не определено количество нотариальных палат, создаваемых в одном субъекте федерации, в отдельных регионах по этому поводу возникали достаточно острые проблемы. Например, B.C. Репин полагал, что «в одном субъекте РФ может быть создано несколько нотариальных палат, так как закон не содержит подобного рода запрещения, а нотариальная палата — это профессиональное объединение нотариусов»[25].

Иного мнения придерживается В.В. Ярков, который считает: «Исходя из публично-правовых полномочий нотариальных палат, более правильным является подход, по которому в каждом регионе должна образовываться только одна нотариальная палата»2. Такого же мнения по данному спорному вопросу придерживается и Г.Г.Черемных, отмечая: «Основами предусмотрены порядок образования и особые функции нотариальной палаты, что позволяет сделать вывод о возможности создания и функционирования в субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты»[26].

Правильной представляется позиция последних авторов, тем более, что она достаточно аргументировано поддержана судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 года, оставившей в силе решение Мурманского областного суда о признании недействительной регистрации второй Мурманской нотариальной палаты, и обязавшей управление юстиции администрации Мурманской области исключить ее из государственного реестра некоммерческих организаций.


В определении судебной коллегии Верховного Суда, в частности, отмечено, что частью 1 ст. 29 Основ законодательства РФ о нотариате предусмотрена Федеральная нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ. Таким образом, Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов РФ, объединенных в

Федеральную нотариальную палату.

Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить конституционную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства о нотариате), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п. 3 ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате). Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов РФ других нотариальных палат Основы законодательства РФ о нотариате не предусматривают.

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Она обладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах. Палата действует на основе самофинансирования, доходы направляются только на осуществление уставных целей.

Являясь некоммерческой организацией, нотариальная палата, тем не менее, имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения ее уставных задач, например, издательскую, учебную и т.п. Как юридическое лицо она имеет банковский счет, в том числе валютный, печать, юридический адрес, бланки, штампы и другую атрибутику юридического лица. Имущество нотариальной палаты не может облагаться налогом на имущество предприятий.

Нотариальная палата отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Она не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены нотариальной палаты не отвечают по обязател ьствам палаты.


Статья 25 Основ законодательства РФ о нотариате наделяет нотариальные палаты полномочиями по представлению и защите интересов нотариусов, оказанию им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности.

Функция защиты социальных и профессиональных прав нотариуса особенно актуальна в период организации и становления нотариата новой организационно-правовой формы. Кроме того, нотариусу, занимающемуся частной практикой, необходима и реальная помощь при получении помещения, организации программного обеспечения нотариальной деятельности и т.п.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия всех органов нотариальной палаты регламентируются ее уставом. Для практического осуществления работы в нотариальных палатах в зависимости от ее размера, численности нотариусов, других факторов образуются комиссии, комитеты и советы по конкретным направлениям деятельности, например, комиссия по повышению квалификации, конкурсная комиссия и т.д.

Собрание членов нотариальной палаты избирает правление и президента нотариальной палаты, которые руководят ее деятельностью в период между собраниями. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью нотариальной палаты осуществляет избранная собранием ревизионная комиссия. Полномочия всех органов нотариальной палаты, регламентируются ее уставом.

Рассмотрев правовой статус нотариальной палаты, обратимся к теме нашего исследования непосредственно контролю за нотариальной деятельностью, осуществляемой данным органом.

Нотариальная палата, как и орган регистрационной службы, наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере нотариальной деятельности. Но полагаю возможным сделать вывод, что в условиях российского законодательства природа такого контроля исключительно общественная. И в этой части наиболее четко видна его связь с таким понятием как власть. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, по мнению которого: «Понятием «власть» охватываются не все виды господства, в частности экономическое и духовное воздействие на людей, а только господство в области организации общественных отношений и управления, то есть система подчинения, при которой воля одних лиц (властвующих) является императивно обязательной для других лиц (подвластных)»[27].

Конституция Российской Федерации, закрепив основы построения органов государственной власти, предопределила исключительную монополию на принуждение только со стороны государственных органов. Во всех других случаях взаимные действия носят сугубо частный характер и базируются на принципе частного права - свободе волеизъявления.