Файл: Учет безналичных денежных средств (Нормативное регулирование и задачи учета безналичных денежных средств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Денежные средства представляют собой один из видов финансовых ресурсов предприятия, самые высоколиквидные активы. Они могут обеспечивать выполнение обязательств предприятия любого вида и уровня. Особая роль денежных средств заключается в том, что их наличием во многом определяется своевременность погашения кредиторской задолженности организации. В настоящее время большинство расчетов между организациями производится безналичным путем. Безналичные расчеты осуществляются посредством перечисления денежных средств на счет получателя со счета плательщика при помощи различных банковских операций, которые замещают наличные денежные средстве в обороте. В связи с этим на современном этапе большое значение приобретает учет денежных средств, а также контроль за их движением на расчетных и прочих счетах в банках. Внутренние расчеты, как правило, осуществляются с использованием наличных денежных средств. При этом движение наличных денежных средств совершается посредством кассовых операций.

Функционирование рыночной экономики предполагает умелое использование денежных средств, которое может приносить организации дополнительный доход. В связи с этим необходимо постоянно следить за рациональным вложением временно свободные денежных средств в целях получения дополнительной прибыли. Таким образом, бухгалтерский учет денежных средств играет важную роль в рациональной организации денежного обращения, расчетов и кредитования. При этом контроль за наличием и движением денежных средств, осуществлением расчетов является одной из важнейших задач для современных предприятий.

В настоящее время особую актуальность приобретает своевременность осуществления расчетов, повышение ответственности организаций за выполнение своих договорных обязательств, обеспечение платежей.

Объект настоящего исследования — общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Чишмэ» Мелекесского района Ульяновской области.

Предмет исследования - учет безналичных денежных средств в хозяйстве.

Целью работы является изучение учета безналичных денежных средств в ООО СП «Чишмэ» и разработка направлений их совершенствования.

Задачи работы:

1. рассмотреть нормативно-правовую базу учета безналичных денежных средств и осуществления расчетных операций в безналичной формах, а также организацию, задачи учета безналичных денежных средств;


2. раскрыть порядок учета наличия и движения безналичных денежных средств на предприятии;

3. внести предложения по совершенствованию учета наличия и движения безналичных денежных средств в хозяйстве.

В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования: сравнения, графический, балансовый.

Методологическую основу работы составили нормативно-правовые акты РФ по рассматриваемой проблеме, положения по бухгалтерскому учету, учебная литература, периодические издания.

Информационную базу для выполнения работы составили данные аналитического, синтетического учета, бухгалтерской отчетности ООО СП «Чишмэ» за 2013-2015 г.г.

Глава 1. Теоретические аспекты учета безналичных расчетов

1.1. Нормативное регулирование и задачи учета безналичных денежных средств

По мнению С. В. Барулина, безналичный денежный оборот составляет
основу общего денежного оборота развитых стран. Он предполагает осуществление денежных расчетов и платежей без непосредственного перемещения наличных денег, путем безналичных денежных перечислений по банковским счетам участников платежно-расчетных операций или путем взаимных зачетов требований[1].

Основными нормативными документами, регулирующими безналичный
денежный оборот, в настоящее время являются: Гражданский кодекс РФ (часть вторая)[2]; ФЗ РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»[3]; ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»[4]; «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств»[5]; «Положение о платежной системе Банка России»[6].

Банки осуществляют перевод денег по банковским счетам организаций,
а также без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм осуществления безналичных расчетов и в соответствии с действующим законодательством на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков.


Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм
безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов по аккредитиву; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами.

Формы безналичных расчетов выбираются плательщиками и получателями средств самостоятельно. Как правило, они предусматриваются договорами, заключенными ими со своими контрагентами[7].

Учет денежных средств занимает одно из важнейших мест в системе
бухгалтерского учета в организациях. Для учета наличия, движения всех видов денежных средств в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[8], выделен специальный раздел V «Денежные средства», включающий в себя следующие бухгалтерские счета: счет 50 «Касса»; счет 51 «Расчетные счета»; счет 52 «Валютные счета»; счет 55 «Специальные счета в банках»; счет 57 «Переводы в пути»[9].

Основными задачами учета наличия, движения безналичных денежных средств являются:

1) полная и своевременная регистрация операций, связанных с движением денежных средств на счетах в банке;

2) контроль за сохранностью денежных средств, их целевым использованием;

3) полное, своевременное и правильное отражение в учетных регистрах
текущих операций по поступлению и списанию денежных средств;

4) контроль за соблюдением расчетно-платежной дисциплины;

5) контроль за своевременностью возвращения в банк сумм, не использованных по назначению в соответствии с установленными лимитами;

6) правильное и своевременное проведение операции по счетам в банках и отражение ее результатов в учете[10].

1.2. Организация бухгалтерского учета операций на расчетном счете

Для того чтобы банк осуществлял учет операций по расчетному счету конкретного юридического лица, ему необходимо открыть данный счет. Учет операций по расчетному счету осуществляется после получения государственной регистрации создаваемого предприятия, ведь основная масса расчетных операций в сфере бизнеса относится к безналичному обороту, который проводится банковской системой[11]. При этом хозяйствующие субъекты должны предоставить определенный список документов, которые требует банк. В первую очередь, следует написать заявление на его открытие, которое выражает желание клиента осуществлять расчеты с контрагентами в конкретном банке. Для подтверждения собственного статуса необходимо предъявить справку о государственной регистрации юридического лица[12]. Копия документов, отражающих учредительную политику, должна быть заверена нотариусом. Каждому банку необходимо проверить законность созданного предприятия и честность его перед государством, поэтому требуется выписка из налогового органа. Руководитель фирмы избирает несколько людей, которые впоследствии будут по собственному усмотрению пользоваться счетом. Как правило, к таковым относят директора предприятия, его первого заместителя и человека, занимающего должность главного бухгалтера[13].


Учет банковских операций осуществляется на основании предоставленных в банк платежных документов, за счет которых осуществляется снятие денег со счета покупателя на счет продавца или выдача наличных денег. Приостановление операций по счетам происходит в случае отсутствия на нем суммы, которая необходима для выполнения банков указаний клиента, и продолжается застой до тех пор, пока счет не будет пополнен либо пока юридическое лицо не возьмет у банка кредит в связи с временным недостатком свободных ресурсов[14].

Учет операций по расчетному счету осуществляется на основании банковской выписки по счету. Периодичность ее выдачи устанавливается индивидуально с каждым клиентом и закрепляется в письменном соглашении между банком и хозяйствующим субъектом. Этот документ в бухгалтерии используется как регистр для составления аналитической отчетности и считается первичной информацией[15]. В подтверждение правдивости указанных в выписке операций юридическому лицу предоставляют платежные документы, на основании которых проводилось списание или зачисление. А так как любые документы должны быть акцептованы клиентом банка, то вопросов к банковскому учету возникать не должно. Под акцептом платежных документов понимается выражение согласия на проведение той или иной операции со счетом клиента.

Каждый банк самостоятельно составляет форму выписки, но в любом случае она должна содержать основные реестры. Например, такие как номер банковского счета или сумма остатка по нему, которая была указана на момент выдачи предыдущей выписки[16].

Рассмотрим расчетные документы и порядок их заполнения.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Для безналичных расчетов в настоящее время используются следующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; инкассовые поручения; чеки; прямое дебетование (расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств); перевод электронных денежных средств[17].

Банк списывает денежные средства и извещает организацию о списании денег с ее счета специальным документом – выпиской банка. Банк организации передает платежное поручение с отметкой о произведенной операции банку поставщика. Банк поставщика зачисляет сумму, указанную в платежном поручении, на счет поставщика и предоставляет поставщику выписку банка о свершенной операции и экземпляр платежного поручения[18].


Платежное поручение – распоряжение плательщика банку списать с его счета сумму (если счет открыт), указанную в платежном поручении и перевести ее на счет поставщика или другого получателя средств. При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств. Если счет не открыт, то при внесении наличных по распоряжению физического лица, банк составляет платежное поручение и переводит денежные средства в банк получателя.

Платежные поручения могут использоваться для перечисления денежных средств за полученные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; для перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, для перечисления денежных средств в качестве погашения кредитов, а также всех других перечислений денежных средств, предусмотренных законодательством[19].

Аккредитив открывается по требованию поставщика. Денежные средства, поступившие от банка эмитента, зачисляются банку поставщика на специальный счет, с которого будут оплачиваться счета поставщиков при предъявлении соответствующих отгрузочных документов. Перевод средств осуществляется с помощью платежного поручения. Банк поставщика называется исполняющий банк. В случае непринятия аккредитива исполняющий банк извещает банк-эмитент не позднее 3 рабочих дней, начиная со дня поступления аккредитива. Аккредитив может быть открыт организацией за счет собственных средств с расчетного или валютного счетов, за счет банковских кредитов, а может быть покрыт по желанию организации полностью или частично.

Чек – ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж суммы, указанной в чеке чекодателю. Чек оплачивается за счет средств чекодателя. Он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные правилами безналичного денежного обращения[20].

Расчеты платежными требованиями (прямое дебетование) рассматриваются в Федеральном законе «О национальной платежной системе»[21]. Поставщик после отгрузки товаров предъявляет в банк платежное требования и документы об отгрузке (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, ж/д накладная). Банк поставщика передает эти документы в банк организации, который передает их организации. Она принимает решение, принять документы к оплате (акцептовать) или отказаться от оплаты (отказ от акцепта). Основания для отказа от акцента поставщика должны быть предусмотрены в договоре, например, нарушение ассортимента или сроков поставки. Если фирма приняла решение об оплате, то банк списывает сумму, указанную в платежном требовании. Организация получает выписку о списании денежных средств с ее счета. Банк организации передает информацию об оплате счета в банк поставщика. Тот зачисляет сумму на счет поставщика и предоставляет выписку банка. Если организация не принимает акцепт поставщика, то ее банк направляет информацию об отказе в банк поставщика, который передает отказ поставщику[22].