Файл: Проблемы поступления НДС в федеральный бюджет и совершенствование методов его планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

7.иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В отличие от других видов налогов, в НДС существует несколько видов ставок, которые отображены в таблице 1.

Таблица 1. Ставки НДС на товары

Ставка

Виды товара

0%

1.по экспортируемым товарам;

2.по товарам, помещенным под режим свободной таможенной зоны;

3.при реализации услуг по сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых товаров и тд.

10%

1) продовольственные товары:

2) товары для детей:

3) продукция средств массовой информации и книжная продукция

18%

Все остальные товары и услуги

Нужно обратить внимание на тот факт, что НДС берется не со всей суммы процентов, а только с части, которая превышает ставку рефинансирования Банка России.

1.3.Налоговое планирование в системе налогообложения

Исследование сущности налогового прогнозирования и планирования вызвано необходимостью решения сложных задач для России в кризисных условий, которые характеризуются политической и экономической нестабильностью.

В современной сверхсложной ситуации возросло внимание ученых и практиков к проблемам налогового прогнозирования и планирования. Это подтверждают научные разработки с соответствующей проблематикой отечественных и зарубежных ученых: В. Гейца, В. Вишневского, Ю. Иванова, А. Крисоватого, А. Кириенко, И. Майбурова, Д. Черника, Т. Юткиной и др. В их трудах фундаментально обоснованы различные аспекты системы налогового планирования и прогнозирования как важной функции государственного налогового менеджмента. Однако, в настоящее время ученые не пришли к единому мнению в определении сущности налогового прогнозирования и планирования как процессов, происходящих на государственном и корпоративном уровне.

В современной теории налогового менеджмента налоговое планирование и налоговое прогнозирование рассматривается как единый процесс, в рамках которого на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений происходит оценка перспектив изменения налоговой базы, корректировка текущих управленческих решений, формирование комплекса мер, необходимых для реализации позитивных и блокирования негативных стратегических перспектив. [11]12


На уровне государства основной задачей налогового планирования и прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны. Налоговое планирование является важнейшим элементом процесса управления налогообложением на предприятии, так как от качества его осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия, как в текущем периоде, так и в отдаленной перспективе.

Практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий. Корпоративное налоговое планирование, то есть планирование на уровне предприятия, предполагает определение целевых установок: общие стратегические и тактические цели предприятия, а так же налоговую доктрину государства, утверждаемую высшим законодательным органом страны.

В настоящее время ученые не пришли к единому мнению о сущности налогового планирования в целом и, в том числе, государственного и корпоративного. Поэтому целесообразно рассматривать определение сущности государственного налогового планирования во взаимосвязи с определением сущности корпоративного налогового планирования.

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе делаются попытки классифицировать системы налогового планирования в зависимости от вида систем налогового законодательства в той или другой стране, использования или неиспользования методов минимизации налогов.

Исходя из двух систем налогового права (англосаксонской и романо-германской) различают две системы налогового планирования.

В англосаксонской системе под налоговым планированием понимают такую организацию деятельности предприятия в сфере налогообложения, которая обеспечивает минимизацию на- логовых обязательств на определенный период без нарушения действующего законодательства.

В романо-германской системе налоговое планирование состоит в выборе различных вариантов осуществления деятельности предприятия и размещения его активов с целью достижения минимально возможного уровня налоговых обязательств.

В любом государстве для поддержания стабильной экономики и дальнейшего ее развития необходимо иметь эффективную, законодательно утвержденную налоговую систему, направленную, с одной стороны, на покрытие государственных расходов, а с другой - на стимулирование деловой активности субъектов хозяйственной деятельности. Эти задачи входят в сферу государственного налогового планирования, поскольку налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета любого государства, за счет которого финансируются расходы на функционирование социальной, экономической, оборонной и других сфер деятельности.


Подведем итоги по первой главе и сделаем выводы: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением налоговой политики государства и ее особенностями, исследован НДС в системе налогов и сборов, а также выяснена специфика налоговое планирование в системе налогообложения.

2.Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ по НДС: текущее состояние и перспективы развития

2.1.Анализ особенностей налоговых поступлений в бюджет СССР

2.1.Анализ системы налогообложения в СССР

Налоговая политика СССР в 1970-1990 годы имела свои специфические черты. Данное обстоятельство было обусловлено:

1.Нестабильной социально-политической ситуацией в обществе

2.Отставанием в промышленном развитии от мировых стран в послевоенные годы

3.Моделью развития экономики и тд.

В 1970-е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.

Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных -предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.

Рассмотрим показатели бюджета СССР в период с 1970 по 1990 годы. Данные отобразим в таблице 1.

Таблица 1. Показатели бюджета СССР в 1970-1990 годах в млрд.руб.

1970 год

1975 год

1985 год

1990 год

Доходы

298,1

322,6

372,6

471,8

Расходы

310,6

334,7

386,5

513,2

Как можно заметить из данных таблицы 1., бюджет СССР в рассматриваемый период был дефицитным. Исследуем показатели доходной части бюджета СССР подробно и выясним, какую часть в бюджете союза составляли налоговые доходы.


Таблица 2. Доходы бюджета СССР в 1970-1990 годы в млрд.руб.

1970 год

1975 год

1985 год

1990 год

Доходы

298,1

322,6

372,6

471,8

Налог с оборота

90.6

94.2

97.7

121.2

Платежи из прибыли с предприятий

101.9

110.2

119,5

116

Подоходный налог

2.4

2.5

2.5

6.4

Государственные займы населения

1.3

1.4

1.4

7.5

Налог на холостяков

1.45

1.45

1.5

1.6

Средства от страхования

25

25.3

25.4

46.5

Доходы от внешнеэкономической деятельности

65.8

68.2

71.1

77.2

Налог с населения

9.65

19.35

30

48.4

Налог с оборота, будучи второй (после прибыли) частью денежных накоплений предприятий, почти целиком аккумулировался государственным бюджетом

Отчисления предприятий органам социального страхования производились от себестоимости продукции в определенных нормах (в среднем 14%) к фонду заработной платы. Отчисления соцстраху занимали в бюджете по своему удельному весу третье место после прибыли и налога с оборота.

Доходы государственного бюджета от населения были представлены следующими видами поступлений:

1.подоходный налог с рабочих и служащих, который взимался по ставкам: 8 руб. 20 коп. с первой сотни рублей заработной платы и 13% со всей остальной суммы заработной платы;

2.сельхозналог, или налог с приусадебных участков, который взимался с одной сотой гектара по ставкам от 20 коп. до 2 руб. 50 коп. (дифференциация по республикам, краям, областям);

3.местные налоги и сборы, в которые входили налог со строений, земельная рента, сборы с владельцев транспортных средств и другие.

Итак, в 90-е годы отечественная налоговая система превратилась в мощный дестабилизирующий фактор развития отечественной экономики.


2.2.Анализ динамики налоговых поступлений от НДС в бюджет РФ

На основании данных Министерства финансов РФ, мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2016 гг

Таблица 3. Структура государственного бюджета РФ за 2013-2016 годы в млрд.руб

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Доходы бюджета

13 019.9

14 496.9

13 659.2

13 460.0

Расходы бюджета

13 342.9

14 831.6

15 620.3

16 416.4

Дефицит бюджета

-323.0

-334.7

-1 961.0

-2 956.4

Как можно заметить из данных таблицы 3., за последние годы в бюджете РФ можно наблюдать образование дефицита государственного бюджета. Отмечается, что за последние два года дефицит бюджета существенно вырос. [12]13

Рис 2.1. Динамика дефицита бюджета РФ в млрд.руб

Основными показатели доходов бюджета являются нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета РФ. Рассмотрим более подробно доходную часть бюджета РФ. Данные отобразим в таблице 4.

Таблица 4.Структура доходной части бюджета РФ

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Нефтегазовые доходы

6534

7433

5862

4844

Ненефтегазовые доходы

6485

7063

7796

8616

Данные таблицы 4 наглядно показывают, что за последнее время в системе доходов бюджета, основная часть приходится на ненефтегазовые доходы. Причем можно заметить такую тенденцию, что вплоть до 2013 года, в системе доходов бюджета налоговые и неналоговые поступления находились примерно на одном уровне. [13]14

Исследуем более подробно динамику ненефтегазовых доходов. Начнем исследование с показателей НДС внутреннего, налога на прибыль и акцизами. Данные представим в таблице 5