Файл: Методология исследования особенностей внимания ( Общая характеристика внимания).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы внимания
1.1. Общая характеристика внимания
1.3 Развитие внимания в период дошкольного детства
Глава 2. Экспериментальное определение внимания дошкольников
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению внимания дошкольников
2.2 Анализ результатов проведенного исследования у детей пятого года жизни
Переключение внимания означает то, что ребенок способен перемещать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на второй, с одного вида деятельности на второй. Развитие свойств и видов внимания дошкольников существенно зависит от весомости, эмоциональности, любопытству для них материалу, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Показатели внимания значительно растут в сюжетно-ролевых и дидактичных играх. Развитие внимания тесно связано с развитием воли и произвольности поведения, способности руководить своим поведением.
Дошкольный и младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, пытаясь удержать ее длительное время, переключая с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники намного более внимательные. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание. Для этих детей внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом, малой стойкостью, они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Внимание таких детей достаточно развитое, но из-за отсутствия необходимой направленности они составляют впечатление рассеянных. Невнимательные младшие школьники сильно отвлекаются, плохо концентрируют внимание, для них характерное неустойчивое внимание, которое в значительной степени влияет на результаты обучения. Психологу постоянно придется выслушивать жалобы учителей и родителей на то, что дети данного возраста отвлекаются на занятиях, являются невнимательными и несобранными.
Наиболее часто эти жалобы относятся к детям 6-7 лет. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво, что объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, которые обеспечивают процессы внимания. В возрасте 6-7 лет в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех ее свойств: особенно резко (в 2,1 разы) увеличивается объем внимания, повышается ее стойкость, развивается умения переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и ее организованность являются факторами, которые непосредственно определяют успеваемость обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, деть, которые лучше учатся, имеют лучшие показатели развития внимания. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания развиваются не в одинаковой мере. Наиболее поддается влиянию объем внимания, он индивидуален, одновременно свойству распределения и стойкости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие. Успех тренировки внимания в значительной степени определяется индивидуально-типологическими особенностями.
Выявлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать, или наоборот мешают оптимальному развитию характеристик внимания. Люди с сильной и подвижной нервной системой имеют стойкое внимание, которое легко переключается. Для лиц с инертной и слабой нервной системой характерное неустойчивое внимание, которое плохо распределяется и переключается.
Глава 2. Экспериментальное определение внимания дошкольников
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению внимания дошкольников
Целью нашей работы было определить наиболее эффективные условия развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Для реализации цели был организован констатирующий эксперимент, в котором участвовали 15 детей дошкольного учебного заведения №5 г. Москва. Возраст детей - 5 лет. На этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1) выучить состояние исследуемой проблемы по развитию произвольного внимания в практике работы дошкольного учебного заведения 5
2) Выявить уровни развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Анализ планов, анкет, бесед с воспитателями показал, что педагоги мало уделяют внимания к развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста, в большей степени занимаясь аспектами морального, эстетического, экологического, физического, воспитание. Развитие внимания как и вообще интеллектуального развития, по их мнению, происходят в ходе любых игр, занятий по художественном труде, которые комплексно разрешают проблему всестороннего развития ребенка. Из бесед с воспитателями выявлено, что они сдерживаются концепции, относительно которой любая деятельность воспитанника безусловно связана с процессом сосредоточения внимания, его концентрации на том или другом предмете окружающей действительности. Проводя с детьми занятие по пению или, например, по физкультуре, чтению, так или иначе педагоги активизируют внимание ребенка, вынуждают сосредоточивать ее на определенный объект, а это и является тренировкой в развитии произвольного внимания. В планах проведения занятий воспитателей групп не выявлено никаких запланированных мероприятий по психодиагностике и развитию внимания. В календарных планах такие занятия также не планируются. Психолог дошкольного учебного заведения планирует психодиагностические мероприятия по определению уровня внимания только по предоставлению воспитателей в случае, если какой-то отдельный ребенок значительным образом отстает в развитии, показывает неудовлетворительные результаты в обучении. То есть специальными упражнениями по диагностике и развитию внимания детей не охвачена значительная часть воспитанников. Для получения выходных данных относительно развития произвольного внимания дошкольников средней группы была примененная методика "Найди и вычеркни", что описана Р. С. Немовым в книге "Психодиагностика" [15; с. 79]. В соответствии с условиями выполнения этой методики для дошкольников 4-5-летнего возраста, необходимо было найти предварительно определенные рисунки на матрице. Задания, которые содержатся в этой методике, служат для определения производительности и стойкости внимания. Ребенку показывают матрицу, в которой в случайном порядке данные изображения простых фигур,: колечек, звездочек, треугольников, прямоугольников, флажков, полуколечек. В этой методике ребенок работает 2,5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждых 30 секунд) ей говорят слова "стоп" и "начинай", чтобы прервать работу и отметить место, где она остановилась в своем поиске. Экспериментатор в этой методике дает ребенку задания искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, пересмотренных ребенком в течение 2,5 мин., то есть за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, : производительности и стойкости :
S = (0,5N – 2,8n) / t
где S - показатель производительности и стойкости внимания обследованного ребенка; N - количество изображений предметов, пересмотренных ребенком за время работы; t - время работы (в секундах); n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркиваемые ненужные изображения.
Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось с каждым ребенком отдельно. В результате количественной обработки психодиагностических данных, которые определялись за формулой 1, вычислялись шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин.), а другие - для каждого 30-секундного интервала (соответственно, переменная t принимала значение 150с и 30с). Результаты были обобщены в таблице.
Таблица 2.1 Результаты методики "Найди и вычеркни"
№ |
Имя |
N1 |
n1 |
S1 |
N2 |
n2 |
S2 |
N3 |
n3 |
S3 |
N4 |
n4 |
S4 |
N5 |
n5 |
S5 |
Sоб |
1. |
Антон Г. |
30 |
1 |
0,41 |
29 |
1 |
0,39 |
25 |
2 |
0,23 |
30 |
2 |
0,31 |
33 |
2 |
0,36 |
0,34 |
2. |
Виталий К. |
24 |
1 |
0,31 |
25 |
1 |
0,32 |
26 |
1 |
0,34 |
27 |
1 |
0,36 |
30 |
0 |
0,5 |
0,37 |
3. |
Анна О. |
28 |
2 |
0,28 |
22 |
2 |
0,18 |
23 |
2 |
0,2 |
28 |
1 |
0,37 |
28 |
2 |
0,28 |
0,26 |
4. |
Дмитрий С. |
25 |
1 |
0,32 |
26 |
2 |
0,25 |
28 |
2 |
0,28 |
29 |
2 |
0,3 |
30 |
1 |
0,41 |
0,31 |
5. |
Игорь К. |
25 |
2 |
0,23 |
28 |
2 |
0,28 |
35 |
3 |
0,3 |
29 |
2 |
0,3 |
32 |
2 |
0,35 |
0,29 |
6. |
Инна М. |
21 |
0 |
0,35 |
21 |
1 |
0,26 |
23 |
2 |
0,2 |
24 |
2 |
0,21 |
25 |
3 |
0,14 |
0,23 |
7. |
Катя А. |
29 |
0 |
0,48 |
32 |
0 |
0,53 |
35 |
1 |
0,49 |
35 |
0 |
0,58 |
34 |
0 |
0,57 |
0,53 |
8. |
Лина Д. |
30 |
1 |
0,41 |
29 |
1 |
0,39 |
29 |
1 |
0,39 |
28 |
2 |
0,28 |
30 |
1 |
0,41 |
0,37 |
9. |
Леонид Р. |
29 |
1 |
0,39 |
31 |
1 |
0,42 |
32 |
1 |
0,44 |
29 |
0 |
0,48 |
31 |
1 |
0,42 |
0,43 |
10. |
Надежда С. |
48 |
0 |
0,8 |
49 |
0 |
0,82 |
39 |
0 |
0,65 |
48 |
0 |
0,8 |
42 |
0 |
0,7 |
0,75 |
11. |
Ольга М. |
31 |
2 |
0,33 |
35 |
2 |
0,4 |
36 |
2 |
0,41 |
31 |
1 |
0,42 |
32 |
1 |
0,44 |
0,4 |
12. |
Роман К. |
46 |
0 |
0,77 |
39 |
2 |
0,46 |
35 |
0 |
0,58 |
35 |
0 |
0,58 |
25 |
2 |
0,23 |
0,53 |
13. |
Татьяна А. |
34 |
2 |
0,38 |
21 |
2 |
0,16 |
34 |
0 |
0,57 |
38 |
1 |
0,54 |
20 |
2 |
0,15 |
0,36 |
14. |
Тарас Ч. |
25 |
1 |
0,32 |
26 |
1 |
0,34 |
32 |
1 |
0,44 |
32 |
0 |
0,53 |
29 |
0 |
0,48 |
0,42 |
15. |
Яна Т. |
28 |
2 |
0,28 |
29 |
1 |
0,39 |
30 |
1 |
0,41 |
31 |
2 |
0,33 |
21 |
1 |
0,26 |
0,33 |
Уровень внимания детей определялся за критериями, которые представлены в методике "Найди и вычеркни" [15; с. 82].
· показатель S более высок, чем 1,25 балла, - внимание очень высокопродуктивное;
· показатель S в пределах от 1,00 до 1,25 баллов - внимания высокопродуктивное;
· показатель S в пределах от 0,50 до 0,99 баллов - внимание среднего;
· показатель S в пределах от 0,25 до 0,49 баллов – внимание низкопродуктивное;
· показатель S в пределах от 0,00 до 0,24 - внимание очень низкопродуктивное.
В соответствии с этими критериями группу детей, которые приняли участие в констатирующем эксперименте можно разделить на следующие категории:
а) с очень высокопродуктивным вниманием - 0 чел. (0%);
б) с высокопродуктивным вниманием - 0 чел. (0%);
в) со среднепродуктивным вниманием - 4 чел. (20%);
г) с низкопродуктивным вниманием - 13 чел. (65%);
д) с очень низкопродуктивным вниманием - 3 чел (15%).
Кроме этого, за полученными результатами была определена стойкость внимания. Потом по критериям Р. Немова, определялся характер кривой, ее расположения в координатном поле, степень "сломанности" (в пределах нескольких зон) и осуществлялась оценка стойкости в баллах:
10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны производительность;
8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах;
6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах;
4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах;
3 баллы - все точки графика располагаются в пяти зонах.
В соответствии с этим, было определено для каждого респондента характер стойкости внимания, ее количественное выражение в баллах. При предоставлении баллов учитывалось начерчивание кривых графика. Результаты были обобщены в таблице 2.2. В соответствии с результатами тестирования деть, в основном характеризуются как лица со стойким вниманием (70%), однако при этом производительность их внимания является низкой и очень низкой. 55% респондентов имеют стойкое внимание и низкую или очень низкую производительность; еще 20% респондентов имеют среднее стойкое внимание и низкую производительность; 10% имеют низко стойкое внимание и низкую производительность; 10% имеют стойкое внимание и среднюю производительность; 5% - среднее стойкое внимание и среднюю производительность.
Таблица 2.2 Характеристика стойкости и продуктивности внимания опрошенных дошкольников
№ |
Имя |
Стойкость внимания |
Продуктивность внимания |
||
Баллы |
Характеристика |
Баллы |
Характеристика |
||
1. |
Антон Г. |
9 |
Средне устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
2. |
Виталий К. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
3. |
Анна О. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
4. |
Дмитрий С. |
7 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
5. |
Игорь К. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
6. |
Инна М. |
7 |
Устойчивое |
2 |
Очень Низко продуктивное |
7. |
Катя А. |
8 |
Устойчивое |
5 |
Середнепродуктивное |
8. |
Лина Д. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
9. |
Леонид Р. |
8 |
Устойчивое |
5 |
Середнепродуктивное |
10. |
Надежда С. |
10 |
Устойчивое |
6 |
Середнепродуктивное |
11 |
Ольга М. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
12. |
Роман К. |
8 |
Средне устойчивое |
5 |
Середнепродуктивное |
13. |
Татьяна А. |
6 |
Низко устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
14. |
Тарас Ч. |
8 |
Устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
15. |
Яна Т. |
7 |
Средне устойчивое |
3 |
Низко продуктивное |
Следовательно, можно считать, что только 15% детей имеют нормальные показатели внимания (средние и выше средних). Остальные дети или имеют низко производительное внимание или низко стойкое внимание, или оба этих показателя является низкими. Реально никто из детей не показал высоко производительного внимания и высокой его стойкости.
Интерпретация результатов
Низкие показатели внимания дошкольников, которые приняли участие в эксперименте, можно объяснить как признак неразвитости когнитивных процессов детей 5-летнего возраста, который имеет свое объяснение в возрастной психологии. Как было прослежено в теоретической части данной работы, в этом возрасте не у всех детей возникает произвольность когнитивных процессов - внимания и памяти. Появление способности детей к сосредоточению на предметах, которые для них являются неинтересными, исследователи, в основном относят к 6-летнему возрасту, и потому данный эксперимент можно бы было считать подтверждением данной концепции.