Файл: Методология исследования особенностей внимания ( Общая характеристика внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переключение внимания означает то, что ребенок способен перемещать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на второй, с одного вида деятельности на второй. Развитие свойств и видов внимания дошкольников существенно зависит от весомости, эмоциональности, любопытству для них материалу, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Показатели внимания значительно растут в сюжетно-ролевых и дидактичных играх. Развитие внимания тесно связано с развитием воли и произвольности поведения, способности руководить своим поведением.

Дошкольный и младший школьный возраст благоприятен для развития внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, пытаясь удержать ее длительное время, переключая с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники намного более внимательные. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание. Для этих детей внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом, малой стойкостью, они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Внимание таких детей достаточно развитое, но из-за отсутствия необходимой направленности они составляют впечатление рассеянных. Невнимательные младшие школьники сильно отвлекаются, плохо концентрируют внимание, для них характерное неустойчивое внимание, которое в значительной степени влияет на результаты обучения. Психологу постоянно придется выслушивать жалобы учителей и родителей на то, что дети данного возраста отвлекаются на занятиях, являются невнимательными и несобранными.

Наиболее часто эти жалобы относятся к детям 6-7 лет. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво, что объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, которые обеспечивают процессы внимания. В возрасте 6-7 лет в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех ее свойств: особенно резко (в 2,1 разы) увеличивается объем внимания, повышается ее стойкость, развивается умения переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и ее организованность являются факторами, которые непосредственно определяют успеваемость обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, деть, которые лучше учатся, имеют лучшие показатели развития внимания. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания развиваются не в одинаковой мере. Наиболее поддается влиянию объем внимания, он индивидуален, одновременно свойству распределения и стойкости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие. Успех тренировки внимания в значительной степени определяется индивидуально-типологическими особенностями.


Выявлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать, или наоборот мешают оптимальному развитию характеристик внимания. Люди с сильной и подвижной нервной системой имеют стойкое внимание, которое легко переключается. Для лиц с инертной и слабой нервной системой характерное неустойчивое внимание, которое плохо распределяется и переключается.

Глава 2. Экспериментальное определение  внимания дошкольников 

2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента по определению внимания дошкольников

     Целью нашей работы было определить наиболее эффективные условия развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Для реализации цели был организован констатирующий эксперимент, в котором участвовали 15 детей дошкольного учебного заведения №5 г. Москва. Возраст детей - 5 лет. На этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

     1) выучить состояние исследуемой проблемы по развитию произвольного внимания в практике работы дошкольного учебного заведения 5

     2) Выявить уровни развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

     Анализ планов, анкет, бесед с воспитателями показал, что педагоги мало уделяют внимания к развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста, в большей степени занимаясь аспектами морального, эстетического, экологического, физического, воспитание. Развитие внимания как и вообще интеллектуального развития, по их мнению, происходят в ходе любых игр, занятий по художественном труде, которые комплексно разрешают проблему всестороннего развития ребенка. Из бесед с воспитателями выявлено, что они сдерживаются концепции, относительно которой любая деятельность воспитанника безусловно связана с процессом сосредоточения внимания, его концентрации на том или другом предмете окружающей действительности. Проводя с детьми занятие по пению или, например, по физкультуре, чтению, так или иначе педагоги активизируют внимание ребенка, вынуждают сосредоточивать ее на определенный объект, а это и является тренировкой в развитии произвольного внимания. В планах проведения занятий воспитателей групп не выявлено никаких запланированных мероприятий по психодиагностике и развитию внимания. В календарных планах такие занятия также не планируются. Психолог дошкольного учебного заведения планирует психодиагностические мероприятия по определению уровня внимания только по предоставлению воспитателей в случае, если какой-то отдельный ребенок значительным образом отстает в развитии, показывает неудовлетворительные результаты в обучении. То есть специальными упражнениями по диагностике и развитию внимания детей не охвачена значительная часть воспитанников. Для получения выходных данных относительно развития произвольного внимания дошкольников средней группы была примененная методика "Найди и вычеркни", что описана Р. С. Немовым в книге "Психодиагностика" [15; с. 79]. В соответствии с условиями выполнения этой методики для дошкольников 4-5-летнего возраста, необходимо было найти предварительно определенные рисунки на матрице. Задания, которые содержатся в этой методике, служат для определения производительности и стойкости внимания. Ребенку показывают матрицу, в которой в случайном порядке данные изображения простых фигур,: колечек, звездочек, треугольников, прямоугольников, флажков, полуколечек. В этой методике ребенок работает 2,5 мин., в течение которых пять раз подряд (через каждых 30 секунд) ей говорят слова "стоп" и "начинай", чтобы прервать работу и отметить место, где она остановилась в своем поиске. Экспериментатор в этой методике дает ребенку задания искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, пересмотренных ребенком в течение 2,5 мин., то есть за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания, : производительности и стойкости :


S = (0,5– 2,8n) / t

где S - показатель производительности и стойкости внимания обследованного ребенка; N - количество изображений предметов, пересмотренных ребенком за время работы; t - время работы (в секундах); n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркиваемые ненужные изображения.

     Проведение констатирующего эксперимента осуществлялось с каждым ребенком отдельно. В результате количественной обработки психодиагностических данных, которые определялись за формулой 1, вычислялись шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин.), а другие - для каждого 30-секундного интервала (соответственно, переменная t принимала значение 150с и 30с). Результаты были обобщены в таблице.

   Таблица 2.1 Результаты методики "Найди и вычеркни"

Имя

N1

n1

S1

N2

n2

S2

N3

n3

S3

N4

n4

S4

N5

n5

S5

Sоб

1.

Антон Г.

30

1

0,41

29

1

0,39

25

2

0,23

30

2

0,31

33

2

0,36

0,34

2.

Виталий К.

24

1

0,31

25

1

0,32

26

1

0,34

27

1

0,36

30

0

0,5

0,37

3.

Анна О.

28

2

0,28

22

2

0,18

23

2

0,2

28

1

0,37

28

2

0,28

0,26

4.

Дмитрий С.

25

1

0,32

26

2

0,25

28

2

0,28

29

2

0,3

30

1

0,41

0,31

5.

Игорь К.

25

2

0,23

28

2

0,28

35

3

0,3

29

2

0,3

32

2

0,35

0,29

6.

Инна М.

21

0

0,35

21

1

0,26

23

2

0,2

24

2

0,21

25

3

0,14

0,23

7.

Катя А.

29

0

0,48

32

0

0,53

35

1

0,49

35

0

0,58

34

0

0,57

0,53

8.

Лина Д.

30

1

0,41

29

1

0,39

29

1

0,39

28

2

0,28

30

1

0,41

0,37

9.

Леонид Р.

29

1

0,39

31

1

0,42

32

1

0,44

29

0

0,48

31

1

0,42

0,43

10.

Надежда С.

48

0

0,8

49

0

0,82

39

0

0,65

48

0

0,8

42

0

0,7

0,75

11.

Ольга М.

31

2

0,33

35

2

0,4

36

2

0,41

31

1

0,42

32

1

0,44

0,4

12.

Роман К.

46

0

0,77

39

2

0,46

35

0

0,58

35

0

0,58

25

2

0,23

0,53

13.

Татьяна А.

34

2

0,38

21

2

0,16

34

0

0,57

38

1

0,54

20

2

0,15

0,36

14.

Тарас Ч.

25

1

0,32

26

1

0,34

32

1

0,44

32

0

0,53

29

0

0,48

0,42

15.

Яна Т.

28

2

0,28

29

1

0,39

30

1

0,41

31

2

0,33

21

1

0,26

0,33


      Уровень внимания детей определялся за критериями, которые представлены в методике "Найди и вычеркни" [15; с. 82].

     · показатель S более высок, чем 1,25 балла, - внимание очень высокопродуктивное;

     · показатель S в пределах от 1,00 до 1,25 баллов - внимания высокопродуктивное;

     · показатель S в пределах от 0,50 до 0,99 баллов - внимание среднего;

     · показатель S в пределах от 0,25 до 0,49 баллов – внимание низкопродуктивное;

     · показатель S в пределах от 0,00 до 0,24 - внимание очень низкопродуктивное.

     В соответствии с этими критериями группу детей, которые приняли участие в констатирующем эксперименте можно разделить на следующие категории:

     а) с очень высокопродуктивным вниманием - 0 чел. (0%);

     б) с высокопродуктивным вниманием - 0 чел. (0%);

     в) со среднепродуктивным вниманием - 4 чел. (20%);

     г) с низкопродуктивным вниманием - 13 чел. (65%);

     д) с очень низкопродуктивным вниманием - 3 чел (15%).

     Кроме этого, за полученными результатами была определена стойкость внимания. Потом по критериям Р. Немова, определялся характер кривой, ее расположения в координатном поле, степень "сломанности" (в пределах нескольких зон) и осуществлялась оценка стойкости в баллах:

     10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны производительность;

     8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах;

     6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах;

     4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах;

     3 баллы - все точки графика располагаются в пяти зонах.

     В соответствии с этим, было определено для каждого респондента характер стойкости внимания, ее количественное выражение в баллах. При предоставлении баллов учитывалось начерчивание кривых графика. Результаты были обобщены в таблице 2.2. В соответствии с результатами тестирования деть, в основном характеризуются как лица со стойким вниманием (70%), однако при этом производительность их внимания является низкой и очень низкой. 55% респондентов имеют стойкое внимание и низкую или очень низкую производительность; еще 20% респондентов имеют среднее стойкое внимание и низкую производительность; 10% имеют низко стойкое внимание и низкую производительность; 10% имеют стойкое внимание и среднюю производительность; 5% - среднее стойкое внимание и среднюю производительность.

     Таблица 2.2 Характеристика стойкости и продуктивности внимания опрошенных дошкольников


Имя

Стойкость внимания

Продуктивность внимания

Баллы

Характеристика

Баллы

Характеристика

1.

Антон Г.

9

Средне устойчивое

3

Низко продуктивное

2.

Виталий К.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

3.

Анна О.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

4.

Дмитрий С.

7

Устойчивое

3

Низко продуктивное

5.

Игорь К.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

6.

Инна М.

7

Устойчивое

2

Очень Низко продуктивное

7.

Катя А.

8

Устойчивое

5

Середнепродуктивное

8.

Лина Д.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

9.

Леонид Р.

8

Устойчивое

5

Середнепродуктивное

10.

Надежда С.

10

Устойчивое

6

Середнепродуктивное

11

Ольга М.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

12.

Роман К.

8

Средне устойчивое

5

Середнепродуктивное

13.

Татьяна А.

6

Низко устойчивое

3

Низко продуктивное

14.

Тарас Ч.

8

Устойчивое

3

Низко продуктивное

15.

Яна Т.

7

Средне устойчивое

3

Низко продуктивное

     Следовательно, можно считать, что только 15% детей имеют нормальные показатели внимания (средние и выше средних). Остальные дети или имеют низко производительное внимание или низко стойкое внимание, или оба этих показателя является низкими. Реально никто из детей не показал высоко производительного внимания и высокой его стойкости.

Интерпретация результатов

     Низкие показатели внимания дошкольников, которые приняли участие в эксперименте, можно объяснить как признак неразвитости когнитивных процессов детей 5-летнего возраста, который имеет свое объяснение в возрастной психологии. Как было прослежено в теоретической части данной работы, в этом возрасте не у всех детей возникает произвольность когнитивных процессов - внимания и памяти. Появление способности детей к сосредоточению на предметах, которые для них являются неинтересными, исследователи, в основном относят к 6-летнему возрасту, и потому данный эксперимент можно бы было считать подтверждением данной концепции.