Файл: Методология исследования особенностей внимания ( Общая характеристика внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     С другой стороны, состояние дел в ДОУ с проведением специальных занятий по развитии внимания, наталкивает по мнению относительно того, что главной причиной низкого внимания воспитанников данного дошкольного заведения, есть как раз отсутствие таких занятий. Кроме того, практически никто из детей не показал высоких результатов производительности внимания, а наоборот - 70% из них выявили низкую производительность, что, в целом, не совсем воспринимается, исходя из собственного опыта. Скорее было бы верным, если бы больше половины детей имело средний и высокий уровень производительности внимания, которое может быть более присущим пятилетнему возраста, который практически приближается к периоду "дозревания" и непосредственной подготовки к школьным занятиям.

     Можно было бы допустить, что в ходе специального развития внимания детей, показатели у пятилетних воспитанников в данном эксперименте были бы намного лучшими. Игровые занятия детей, на которые ссылаются воспитатели по поводу того, что они достаточно развивают внимание, все же такие не формируют произвольное внимание и не могут служить орудиям ее эффективного развития. В поступи игры ребенок в большей степени использую естественное (непроизвольную) внимание как реакцию на действии детей, которые вместе играются или на изменение обстановки.

Занятия по другим предметам, которые, как правило, с дошкольниками средней группы проводятся также в игровой форме, мало чем отличаются от игр. На таких занятиях детям всегда интересно, они не прикладывают достаточных усилий для концентрации и сосредоточения на предмете обучения. Дисциплина на таких занятиях является очень малой, и дети вместо внимательного прослушивания объяснения отвлекаются, занимаются теми делами, которые для них интересны. То есть такие занятия также не могут служить добрым орудиям для развития произвольного внимания. Наиболее эффективным средством побуждения к появлению произвольности внимания следует все же такие считать специальные занятия, которые можно проводить или в небольших группах дошкольников или в индивидуальной форме.

2.2 Анализ результатов проведенного исследования у детей пятого года жизни

Проведенное исследование показало, что в условиях данного дошкольного учебного заведения необходимо проведение комплекса занятий по развитии всех свойств внимания. В ходе эксперимента установлено, что повседневная игровая практика и учебные занятия по других предметах мало способствуют формированию произвольности внимания, что проявило себя в некотором отставании детей средней дошкольной группы. Это предоставило возможность сделать вывод о недостаточных психолого-педагогические условиях для развития внимания в данном ДОУ и предложить следующие рекомендации для их улучшения.


     При организации обучения детей пяти лет важно учитывать возрастные особенности стойкости внимания. Установлено, что пятилетние дети способны активно и производительно заниматься одним и тем же делом не более 10-20 минут. Поэтому оптимально, если урок у шестилетних детей будет длиться 20 минут, а перерывы не менее 20 минут. В неделю у пятилетних детей может быть не более 15 уроков. Из них 6 уроков следует отводить на предметы эстетического и трудового цикла. В середине недели или в его конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), который требует большого напряжения внимания, два других - немного легче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

     При проведении занятий педагоги должны направлять свои усилия на формирование трех основных потенциальных умений (умений внимательности) :.

     1. Ребенок должен научиться принимать инструкции на выполнение игровых (учебных) действий, которые постепенно усложняются.

     Воспитатель должен расчленять задание на отдельные задачи, давая инструкции по выполнению каждого этапа. При этом, объясняя, как производить то или другое действие, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Воспитатель должен доходчиво довести словесную инструкцию, убедиться, что ребенок обратил на нее внимание и готовая выполнять указание.

     2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

     Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно говорится воспитателем в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического| действия; здоровается предоставление ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навык самоконтроля.

     В ходе выполнения задания необходимо поддерживать детей, которые стремятся проверять себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Например, при рисовании узоров они путем сравнения своего рисунка с рисунками других детей находят ошибки и исправляют их. Деть, что работают безошибочно или те, что самостоятельно находят и исправляют ошибки, должны поощряться воспитателем, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.


     Воспитателям данного ДОУ рекомендуется планировать и организовывать специальные занятия и упражнения для развития произвольного внимания. Такие занятия могут проходить в составе всей группы (подвижная игра для развития внимательности "Действий за командой"), в составе небольшой группы детей или индивидуально. Наиболее эффективным для развития произвольного внимания следует считать занятия в индивидуальной форме, в ходе которых ребенок выполняет разные упражнения :

     1) Игра по рисункам - "Что перепутал художник"?, "Найди отличия между двумя рисунками", "Найди на рисунке предметы", "Отыщи на рисунке два одинаковых предмета", "Лабиринт" ("Помоги зайке подобраться к дому" и др.).

     2) Дидактичные игры: а) определить предметы, изображенные на рисунке, которые из них отсутствующие на следующем изображении; б) определить какие предметы исчезли после показа; в) определить, что перепутал художник при рисовании животных; г) работа с парными рисунками; д) "Найди и раскрась цифры".

     Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать упражнение "Найди и вычеркни", которая была использована в качестве психодиагностической методики в данной работе. Следует подготовить лист со строками, которые состоят из разных фигур, которые расположены вперемешку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и др. Заданием ребенка становится зачеркивать фигуры в соответствии с предварительно определенным заданием: например, круг зачеркивать вертикальной черточкой, а другую фигуру подчеркивать горизонтальной черточкой, все остальные фигуры пропускать.

     По нашему мнению, это дело наиболее содействует развитию произвольного внимания. Это вызвано тем, что хоть оно и проводится в игровой форме, однако имеет элементы принуждения, то есть некоторой незаинтересованности ребенка, который вынуждает его относиться к нему как к занятию, готовит к будущей учебной деятельности, которая требует значительного развития произвольности.

     Для развития концентрации внимания детей может быть использовано такое упражнение. Необходимо вместе с ребенком разучивать какой-либо стих при включенном радио или телевизоре. Первый столбик изучать при очень слабом звуке. Запоминая второй столбик, кое-что увеличить громкость. Последний столбик разучивать при достаточно громком звуке.

     Для развития потенциальных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

     – Закрой глаза и опиши, во что одеты дети, с которыми ты играешь.


     – Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

     – Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

     Педагоги дошкольного мероприятия могут предложить родителям детей, которые должны наихудшие показатели внимательности проводить дома занятие по развитии внимания в игровой форме. Для этого можно использовать детские журналы, книги с заданиями "Найди отличию в рисунках", "Перепутанные линии", "Как выбраться из лабиринта".

Проведенное исследование показало, что развитие внимания имеет свои особенности в ходе возрастного развития индивида. Дошкольники пятилетнего возраста в основной своей массе еще не имеют значительной степени выраженности произвольности внимания. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что произвольность внимания большинства дошкольников пятилетнего возраста характеризуется низким и очень низким уровнем развития (70%).

Вместе с тем, данные, которые были получены в ходе эксперимента, показали, что такой уровень низкой внимательности детей может быть вызван неэффективностью и малой производительностью психолого-педагогических действий воспитателей. Оценка продуктов деятельности педагогов ДОУ (планов, конспектов) показал, что именно специально организованному развитию произвольного внимания детей в процессе педагогической практики почти не предоставляется внимания.

Для преодоления этих противоречий были составлены соответствующие предложения, которые учитывали необходимость проведения занятий по развитии произвольного внимания у дошкольников пятилетнего возраста. Они охватывают все сферы учебно-воспитательного процесса, касаются детей во всех видах их деятельности.

Заключение

     В ходе анализа теоретических аспектов исследования внимания было выявлено, что в системе психологических феноменов внимание занимает особенное положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности разных психических состояний человека. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, что красной нитью проходят через все другие психические явления, где оно проявляется, разных видов деятельности, которые не сводятся к моментам, в которые включенный человек. Это - наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключение, стойкость, распределение, а также и ряд других, которые непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относятся - характеристик волевой и эмоциональной сферы, свойств личности. Правильное решение обсуждаемой проблемы, скорее всего, заключается в том, чтобы попробовать соединить и учесть обе точки зрения, то есть увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и что-то самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный психический процесс не существует, но является полностью особенным состоянием, которое характеризует все эти процессы в целом. Значение внимания в психической жизни индивида выражается в точном выполнении связанных с ней действий. Образы, полученные во время внимательного восприятия, выделяются ясностью и выразительностью. При наличии внимания умственные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются аккуратнее и четче. Внимание дошкольника имеет своеобразные характеристики, которые зависят от его психического и личностного развития, дозревания некоторых психических функций. Она отображает его интересы относительно окружающих предметов и действий, которые он с ними выполняет. Ребенок пятилетнего возраста, в основном, сосредоточенная на предмете или на действии до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, потому дети редко занимаются чем-то одним на протяжении длительного времени. Однако, вместе с тем, именно в этом возрасте начинается становление произвольности внимания, то есть когда ребенок сознательно направляет его на определенные объекты окружения, осуществляет это, исходя из заданий обучения или условий игры, требований взрослого. В дошкольном детстве значительным образом растут показатели всех видов внимания. Состояние повышенного внимания связано с ориентированием во внешней среде, с эмоциональным отношением к нему, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, что обеспечивает такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение стойкости внимания наблюдается на занятиях, в которых детям предлагается рассматривать рисунки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и содержа его на определенных предметах. Для этой цели пятилетний дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых, а это и обусловливает появление произвольного внимания. В значительной степени этому способствует также совершенствование планирующей функции вещания, которая является универсальным средством организации внимания. Вещание дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер будущей деятельности. Эксперимент в ДОУ №___ показал, что для эффективного формирования произвольного внимания дошкольников, особенное значение имеют психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей. В частности выявлено, что низкие показатели стойкости и производительности внимания дошкольников могут зависеть от недостаточно организованной педагогической деятельности по их развитию. Практика показывает, что производительному формированию произвольного внимания будет способствовать комплекс занятий, упражнений, игр, дидактичных упражнений и игр. Рекомендации, которые составлены в результате эксперимента, имеют свою значимость для организации учебно-воспитательного процесса, деятельности педагогов по специальному формированию высоких свойств внимания.


Список литературы

1. Алферов А. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. - 384 с

2. Бех И.Д. Изучение личности младшего школьника // Начальная школа. - 2003

3.Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3.

4.Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 2008. - 125 с.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М: Изд-во МГУ, 2006. - 500 с.

6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: Педагогика, 2006. - 341 с.

7.Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.

8. Глобчак В. Личностно-ориентированная учеба и воспитание младших школьников на уроках в начальном звене // Родная школа. - 2004. - №4.- С. 19-20.

9. Гословская И.Г., Скворцова С.О. Формирование интереса к учебе у младших школьников // Наука и образование. - 2006. - №6. - С. 18-24.

10.Гринько О. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников // Родная школа. - 2008. -№ 3. - С. 72-75.

11.Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.

12.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - №3. - С.22-25.

13. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология. Под редакц. А. В. Петровского. М.: Наука, 2004. – 48 с.

14.Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

15.Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-Пресс, 2001.

16.Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. - 2002. - № 3.

17. Занков Л. В., Зверева М. В. (редактор) Индивидуальные варианты развития младших школьников. - М.: Педагогика, 2003.- 176с.

18. Кабанова Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков// Начальная. шкока. - 2002. - № 1. - С. 13 - 17.

19.Кропотов Ю.Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания. - СПб., 2005.

20. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебное пособие для вузов, для студен­тов спец. «Психология» СПб.: Питер, 2001.