Файл: Методология исследования особенностей внимания ( Общая характеристика внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, что позволяет различать детали изображений. Для нашей памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию кратковременной и оперативной памяти как обязательное условие перевода материала, который запоминается, в хранилища долговременной памяти.

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решение задачи. В междучеловеческих отношениях внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и более успешно учится, достигает в жизни больших высот, чем недостаточно внимательный.

Виды внимания :

1) непроизвольная - пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого раздражителя, который вызывает отзыв;

2) произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Быстро утомляет, требует волевых усилий для поддержки. Условия, которые облегчают произвольное сосредоточение внимания:

- включение в познание практического действия (например, сопровождение чтения конспектированием облегчает содержание внимания на содержании научной книги);

- оптимальное психическое состояние человека (усталость и эмоциональное возбуждение ослабляют сосредоточенность);

3) послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и интерес, который возникает в связи с этим, в результате длительное время хранится целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами [8].

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне|снаружи| противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из|с| непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом [7].

Произвольное внимание нужно там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с заданиями, которые перед нами встают, с целями, какие мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное (или, за терминологией Н.Ф. Добрынина, произвольное для поста). Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольное в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.


1.2 Свойства внимания

К основным характеристикам внимания относят объем, выборочность, стойкость, концентрацию, распределение и переключение.

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть выразительно восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагает исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальные исследования субъективных критериев внимания позволило сделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структуризация. Поэтому ряд из десяти элементов, образовывающий те или другие структуры, воспринимается так же точно и выразительно, как и ряд из одного-трех элементов. Явление структуризации выявлено при исследовании объема внимания для разных сенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового внимания зависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов. Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объема слухового внимания [10].

Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно более высока. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, которые находятся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются им как фон. Этот выбор из огромного количества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбору стимула из множества других, а качественным - точность, то есть степень соответствия результатов выбора начальному стимулирующему материалу.

Показатель успешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает и количественные, и качественные параметры избирательности.

Стойкость внимания - это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и хранить сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками стойкости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от начального качественного уровня. Необходимым условием стойкости внимания является разнообразие впечатлений или производимых действий, интерес.


Свойство, противоположное стойкости, - колебание, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности, которая объясняется непрерывным изменением возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Концентрация внимания предусматривает определение способности субъекта хранить сосредоточенность на объекте внимания при наличии препятствий. Оценку концентрации внимания проводят по интенсивности препятствий. Чем меньший круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте обеспечивает углубленное изучение опознаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или другом предмете.

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного исполнения одного задания и исполнения этого же задания совместно с другими (двумя или больше) заданиями.

Переключением внимания является перемещение его направленности и сосредоточенности из одного объекта на другой или из одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимулирующего материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, которые характеризуются подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и наоборот), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимые при переключении внимания и личные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и так далее.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Вместе с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучению внимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных с психологией.

Подводя итог, можно отметить, что рассмотренные свойства внимания проявляются в той или иной мере у каждого индивидуально. Зная индивидуальные особенности внимания, зная, какие ее свойства у детей сильнее или более слабо развитые, педагог может эффективно ею руководить.


Таким образом, нами был рассмотрен вопрос о внимании, ее значение в жизнедеятельности человека, где были частично раскрыты такие проблемы как сущность внимания, виды и свойства внимания.

1.3 Развитие внимания в период дошкольного детства

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Формы проявления внимания разнообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительная, слуховая и тому подобное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Первые проявления внимания можно наблюдать уже в новорожденного во время сосания. Во время дошкольного возраста развиваются свойства внимания и ее произвольность. Ребенок учится руководить собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом она использует прежде всего слово и указательный жест взрослого, то есть внимание становится опосредствованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, то есть и количество объектов, которые четко воспринимаются за относительно короткий промежуток времени. Изменяется стойкость внимания, как способность хранить сосредоточенность на объекте. Одним из показателей стойкости есть длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать свое внимание на нескольких разных предметах одновременно. Переключение внимания означает то, что ребенок способен перемещать направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на второй, с одного вида деятельности на второй. Развитие свойств и видов внимания дошкольников существенно зависит от весомости, эмоциональности, любопытству для них материалу, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Показатели внимания значительно растут в сюжетно-ролевых и дидактичных играх. Развитие внимания тесно связано с развитием воли и произвольности поведения, способности руководить своим поведением.


Внимание имеет определенные свойства: объем, стойкость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Если плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, решили проэкзаменировать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему трудно быстро переключиться с одного вида заданий на другой.

В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться произвольное внимание. Необходимые для этого условия складываются в процессе общения ребенка и взрослого, при выполнении ребенком поручений, участия в коллективных играх. Развитие осознания необходимости выполнять определенные задания, соответствующие правила поведения также способствует формированию произвольного внимания. Сначала произвольное внимание является неустойчивым и нуждается в поддержке со стороны взрослого. Однако старшие дошкольники уже умеют ставить перед собой задание и направлять внимание на их выполнение.

Развитие умственной деятельности способствует зарождению внутреннего внимания, которое и выявляет себя в припоминании прошлых событий, счету о себе. Внимание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности: легкость сосредоточения на конкретном материале, который подкреплен наглядностью; тяжесть поддержания внимания при неблагоприятных внешних условиях работы; интерес к работе способствует росту стойкости внимания.

У школьников (среднего и старшего возраста) растет стойкость внимания, способность сосредоточиваться на объектах мыслится и без наглядности, производится умение быть внимательным в неблагоприятных условиях, контролировать свое внимание и владеть ею; совершенствуется умение распределять и переключать внимание. В развитии внимания школьников наблюдаются и индивидуальные отличия.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, то есть и количество объектов, которые четко воспринимаются за относительно короткий промежуток времени. Изменяется стойкость внимания как способность хранить сосредоточенность на объекте. Одним из показателей стойкости есть длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать свое внимание на нескольких разных предметах одновременно.