Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (ПАО «Первая макаронная фабрика»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-снижения затрат на единицу продукции при росте объема производства;

-расширение ассортимента продуктов;

-снижение общехозяйственных и общепроизводственных затрат.

Разрабатывая ценовую стратегию повышения конкурентных преимуществ товара, компания должна уделять значительное внимание повышению уровня дифференциации. Стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться.

Дифференциация является второй важной стратегией повышения конкурентных преимуществ. При этом предприятие стремится к приданию произведенному продукту отличительных, необычных особенностей, что может понравиться покупателю и за что покупатель готов платить. Основное направление стратегии дифференциации - сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты.

Если фирма выбрала стратегию повышения конкурентных преимуществ посредством дифференциации, необходимо сконцентрировать внимание на потребительские приоритеты и интересы покупателя. Стратегия дифференциации предполагает создание товара особенного, уникального, отличного от товаров конкурентов. В этом случае важно для появления конкурентного преимущества , чтобы необычность товара, новизна или уникальность имели ценность для покупателя. Для достижения этой цели необходимо:

1)четко представить, кто является покупателем, кто принимает решение по вопросам покупки;

2)изучить потребительские критерии выбора при покупке товара, это - цена, срок поставки, функциональные свойства, гарантии;

3)определить факторы формирования у покупателя представления о продукте - источники информации о свойствах продукта, имидж [2, С.299].

Третья стратегия повышения конкурентных преимуществ - сконцентрировать внимание на интересы конкретных потребителей. Фирма создает товар специально для конкретных покупателей. При этом удовлетворяется либо потребность определенной группы людей (продукт фирмы очень специализирован), либо создается отличительная система доступа к продукту (продажа и доставка продукта). В этом направлении фирма может использовать одновременно и ценовое привлечение покупателей, и дифференциацию.

Фирма должна четко определить, какую стратегию она намерена реализовывать. В то же время следует отметить, что есть определенная связь между этими стратегиями, и это также должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.

По мнению американского экономиста М.Портера, работая над повышением конкурентных преимуществ, фирма должна четко определить свое стратегическое развитие, выбрать приоритеты дальнейших перспектив, определить цель и стратегию роста конкурентоспособности производимого товара [8. С.78].


На выбор конкурентной стратегии влияют два основных момента:

1)Структура отрасли, в которой функционирует предприятие, особенности конкуренции. На конкуренцию оказывают воздействие пять факторов, или пять конкурентных сил:

- новые конкуренты;

- появление товаров-заменителей;

-способность поставщиков торговаться;

-способность покупателей торговаться;

- соперничество конкурентов.

Появление новых конкурентов снижает возможность роста прибыли , они пытаются захватить долю рынка, а с появлением товаров-заменителей происходит ограничение цены, которую фирма запрашивает за свой товар. Способность поставщиков и покупателей торговаться в целях извлечения своей выгоды приводит также к снижению прибыли фирмы. При соперничестве с другими фирмами-конкурентами возникают дополнительные расходы, снижение цены, что сокращает прибыль [7, С.308].

2)Позиция фирмы в отрасли. Фактором влияния на позицию фирмы в отрасли является сфера конкуренции, разновидности товаров, каналы сбыта, круг покупателей, географическое размещение товара.

1.3.Инструменты разработки конкурентной стратегии

При разработке мероприятий по повышению конкурентных преимуществ фирмы в первую очередь, необходимо провести анализ сильных и слабых сторон предприятий в конкурентной борьбе. Анализ основывается на определении позиций фирмы по четырем функциональным зонам: маркетинг, финансы, производство, технология. Пример модели оценки сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе в области маркетинга представлен в таблице 1.1

Таблица 1.1

Анализ сильных и слабых сторон предприятия в области маркетинга

Характеристик

Варианты оценки

хуже

лучше

-2

-1

0

1

2

Доля рынка у предприятия

Цены на товары

Организация сбыта

Сервисное обслуживание

Рекламная деятельность

Номенклатура


Суть данной методики в том, что по каждой характеристике в пределах одной функциональной зоны производится оценка позиции предприятия по отношению к конкурентам. С учетом экспертных оценок рассчитываются баллы по характеристикам. «Два « балла соответствует позиции лидера в отрасли, «минус 1» балл – уровень ниже среднего [5, C.306].

Для оценки позиции фирмы важно знать не только собственную долю на рынке, но и соотношение доли с долей рынка сильных конкурентов. На приведенном примере в таблице 1.2 представлено соотношение долей стратегических хозяйственных подразделений фирмы.

Таблица 1.2

Показатели конкурентоспособности СХП предприятия и конкурентов

Подразделение

Доля рынка ФИРМЫ, %

Доля рынка двух конкурентов, %

Относительная доля ( гр.2/гр.3)

СХП-1

10

7+8=15

0,66

СХП-2

15

20+18=38

0,39

СХП-3

25

10+5=15

1,67

Высокая позиция фирмы на рынке характеризуется значением относительной доли более единицы. По данным таблицы 1.2 видно, что фирма занимает сильные конкурентные позиции на подразделению СХП-3, значение 1,67.

Для выработки конкурентной стратегии первоначально определяется общая стратегия фирмы. Наиболее популярной моделью определения стратегии фирмы является модель (иногда называют «матрица») Бостонской консультативной группы (БКГ). Иногда используют модели «Товар-рынок» и «Мак Кинзи». Положение на матрице определяется двумя характеристиками : долей рынка и темпом роста спроса. Каждое поле отражает один из четырех типов товаров, или СХП:

-«Трудный ребенок» («Кошки»), товар на начальной стадии жизненного цикла, для увеличения доли рынка необходимы инвестиции; должны стремиться к «Звездам»;

- «Звезды», товары в стадии роста жизненного цикла, товар рентабельный, спрос определяет потребность в финансировании; необходимо оберегать и укреплять;

- «Дойные коровы», товар на стадии зрелости, технология отработана, существенных инвестиций не требуется; необходим жесткий контроль над инвестициями;

-«Собаки», товары на стадии спада спроса, рентабельность низкая, необходим вывод с рынка [8, С.112].

Перед выбором конкурентных преимуществ , низкие издержки или дифференциация, необходимо определиться с диапазоном (сферой) конкуренции, конкурировать на всем рынке или отдельном его сегменте. Выбор диапазона осуществляется с учетом рентабельности предприятия и долей рынка. Зависимость между факторами представлена на рисунке 1.3.


рентабельность

Относительная доля рынка

Обслуживание сегмента рынка

Критическая область

Охват всего рынка

Рисунок 1.3. Зависимость между рентабельностью и долей рынка предприятия при выборе конкурентной стратегии

С учетом выбранного типа конкурентных преимуществ и вариантом диапазона рынка фирма осуществляет выбор направления в стратегии обеспечения роста конкурентоспособности по матрице Портера, представленной на рисунке 1.4.

Стратегия лидерства в снижении издержек характеризует стремление предприятия удержать издержки на более низком уровне по сравнению с конкурентами. При стратегии дифференциации фирма стремится к уникальности, важном для потребителей.

Тип конкурентного преимущества

Более низкие издержки

Дифференциация

Диапазон конкуренции

Вся отрасль

Лидерство в снижении издержек

Дифференциация

Один сегмент рынка

Фокусирование

А) особое внимание к снижению издержек

Б) особое внимание на дифференциацию

Рисунок 1.4. Матрица Портера

При стратегии фокусирования выбирается узкая область конкуренции внутри отрасли. Фирма сосредотачивается на определенном круге покупателей, определенной части продукции, на географическом рынке [8,С.314].

Если фирма специализируется на рынке по нескольким видам товаров, то конкурентная стратегия выбирается по каждому товару в отдельности. Также при выборе конкурентной стратегии в целях повышения конкурентных преимуществ разрабатывается стратегия в пределах отдельных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и кадры. Маркетинговая стратегия определяет продукты, услуги, рынки, на котором предлагается продукт. Производственная стратегия решает вопросы производственных мощностей, оборудования, размещения и обеспечения производственного процесса. Кадровая стратегия призвана обеспечить повышение привлекательности труда, мотивации, обеспечение эффективности труда персонала. Финансовая стратегия сосредоточена на прогнозирование финансовых показателей стратегии, оценки инвестиций, планирования продаж.

Любая из выбранных конкурентных стратегий будет способствовать повышению эффективности функционирования предприятия, повышению прибыльности и рентабельности хозяйствования.


Выводы

Главной движущей силой рынка является конкуренция товаропроизводителей. Конкуренция - это форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов рынка. Предметом конкуренции являются товары или услуги, а объектом - потребители и покупатели.

Смысл конкуренции выражается пятью конкурентными силами:

- угроза появления новых конкурентов;

-появление новых товаров-заменителей;

- способность покупателей торговаться, усиливая свою позицию;

-способность поставщиков комплектующих товаров торговаться; -соперничество между конкурентами.

На выбор конкурентной стратегии влияют два основных момента: структура отрасли и позиция фирмы в отрасли Для выработки конкурентной стратегии первоначально определяется общая стратегия фирмы. Наиболее популярной моделью определения стратегии фирмы является модель Бостонской консультативной группы. Перед выбором конкурентных преимуществ, низкие издержки или дифференциация, необходимо определиться с диапазоном конкуренции, конкурировать на всем рынке или отдельном его сегменте.

С учетом выбранного типа конкурентных преимуществ и вариантом диапазона рынка фирма осуществляет выбор направления в стратегии обеспечения роста конкурентоспособности. Работая над повышением конкурентных преимуществ, фирма должна четко определить свое стратегическое развитие, выбрать приоритеты дальнейших перспектив, определить цель и стратегию роста конкурентоспособности производимого товара.

ГЛАВА 2.КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ПЕРВАЯ МАКАРОННАЯ ФАБРИКА» НА РЫНКЕ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

2.1.Краткая характеристика предприятия

Предприятие ПАО «Первая макаронная фабрика» является одним из ведущих предприятий области, выпускающее макаронную продукцию. Фирма занимает определенное место на рынке, продукция компании является конкурентоспособной. Предприятие постоянно разрабатывает новые виды изделий с целью удовлетворения покупательского спроса.