Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (ПАО «Первая макаронная фабрика»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Последствия финансово-экономического кризиса заставили многие хозяйствующие субъекты внести существенные изменения в свои планы, структуру управления, принимать срочные меры по оздоровлению предприятия, повышению конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров . Возникла острая необходимость внесения изменений в стратегические планы, разработки тактики и постановке новых задач для укрепления своих конкурентных позиций и увеличения рыночной доли. Сохранение конкурентоспособности и повышение конкурентных преимуществ каждой компании в условиях финансового кризиса стало важнейшей задачей предприятий.

С развитием рыночного механизма проблема конкурентоспособности продукции, предприятий и страны в целом в нашей стране резко обострилась. Решение данной проблемы требовало от всех субъектов хозяйствования и рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров и оказываемых услуг.

Темой данной работы является «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке». Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития рынка предприятию необходимо разрабатывать и применять новые методы управления конкурентоспособностью и конкурентными преимуществами с целью максимизировать доходность фирмы.

Целью данной работы является изучение процесса стратегического управления в условиях конкуренции. Для осуществления выбранной цели перед автором работы были поставлены следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы стратегического управления в условиях конкуренции управления конкурентными преимуществами предприятия ;

2)Изучить основы выбора конкурентной стратегии с целью роста преимуществ фирмы на рынке;

3) Проанализировать стратегию фирмы «Первая макаронная фабрика»;

Предметом исследования является конкурентные преимущества компании. Объектом исследования выбрано конкретное предприятие – открытое акционерное общество «Первая макаронная фабрика».

Работа состоит из двух основных глав. В первой главе работы содержится теоретическое обоснование выбранного направления исследования, раскрывается сущность и понятие конкурентной стратегии, конкурентных преимуществ. Во второй главе характеристика предмета исследования, то есть ПАО «Первая макаронная фабрика». Дается описание деятельности предприятия, задач и целей, которые стоят перед предприятиям, описывается основное направление стратегии в условиях конкуренции, дается анализ конкурентной среды, характеристика конкурентных преимуществ фирмы.


ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятие стратегического управления

Современный рынок предъявляет особенные требования к фирмам. Сложность и высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для разработки и применения на предприятиях новых, гибких стратегий для дальнейшего развития их развития. Механизм стратегического управления на предприятии рассматривается как составная часть системы управления , которая способна обеспечить воздействие на факторы, от которых зависит результат хозяйствования фирмы. Для предприятия характерно стремление изменить состояние внешней среды в своих интересах, в целях получения наибольшей прибыли.

Стратегия предприятия представляет собой совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Разработать стратегию фирмы – значит определить общие направления ее производственно-хозяйственной деятельности. Стратегия включает в себя совокупность глобальных идей развития предприятия. Стратегия позволяет выявить сильные и слабые стороны фирмы, внешние опасности, потенциал предприятия для перспективного развития.

Фундаментом стратегического управления предприятием является комплекс разработанных, взаимосвязанных стратегических направлений развития предприятия. Правильно выбранная стратегия способствует повышению эффективности хозяйствования. Она мобилизует производственный потенциал фирмы, трудового коллектива, экономических возможностей для достижения поставленных целей [6, c. 8].

Первым шагом на пути формирования стратегии в условиях жесткой конкуренции является определение общего направления и цели развития хозяйствующего субъекта. Предприятие определяет основные ориентиры своей деятельности, вырабатывает стратегическое направление дальнейшего развития.

Стратегический прогноз позволяет предприятию оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующую производственную программу на длительный период, скоординировать производство конкурентоспособной продукции [4, с. 158] . В ходе формирования стратегии конкурентоспособной продукции предприятие определяет на долгосрочный период не только тип или вид основных товаров, но и ассортимент, объемы выпуска.


Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция товаропроизводителей. Рыночная конкуренция определяется как система отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка - предприятиями, выпускающими товары и услуги [7, С.106]. В нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики необходимо, самое главное - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства. Конкурентная среда функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам [9, С.47].

Конкуренция является главным рычагом повышения производительности использования ресурсов, которое в экономическом масштабе экономики повлияет как на продолжительность кризисных явлений, так и на глубину кризисного падения. На российских рынках покупатели проигрывают из-за слабости конкуренции, поскольку по сравнению с другими странами продавцы не торопятся снижать цены при уменьшении спроса, об этом свидетельствует сопоставление изменения цен в России и за рубежом. Использование защитных мер в период кризиса недостаточно, защитные инструменты должны быть дополнены мерами промышленной политики, не противоречащими конкуренции [13, С.20].

Предметом конкуренции являются товары или услуги, а объектом - потребители и покупатели. Разделение "предмета" и "объекта" конкуренции указывает на две сферы воздействия в конкурентной борьбе: товар как предмет воздействия и потребитель в качестве объекта воздействия. Различны как методы конкурентной борьбы, так и способы оценки уровня конкуренции [8, С.60]. Отношение конкурентов друг к другу характеризует двойственность: это и постоянное соперничество на рынках сбыта, и необходимость конкуренции как основы развития экономики и демократии общества в целом. Двойственная сущность конкуренции находит свое проявление в важнейшей характеристике — конкурентоспособности.

Модель Портера ориентируется на базовые стратегии:

-стратегия массового маркетинга;

-стратегия дифференцированного маркетинга;

-стратегия концентрированного маркетинга [9, С. 578].

Стратегия массового маркетинга основана на достижении конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения фирм должны быть направлены на снижение затрат. Фирма ориентируется на широкий рынок покупателей и предлагает товары в большом количестве.

Необходимыми предпосылками использования стратегии массового маркетинга являются: большая доля рынка, доступ к дешевому сырью; эффективность производственных сооружений; контроль за расходами; мероприятия по снижению издержек, например, отказ от прямых поставок небольших партий товара, снижение расходов на маркетинговые исследования, управленческие расходы, сервис, рекламу.


Стратегия дифференцированного маркетинга предполагает производство различных видов одного товара, которые существенно отличаются от товаров конкурентов и неповторимые с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут быть улучшенное качество, специфические сырье и материалы, оригинальное внешнее оформление, упаковка и прочие особенности. Необходимыми предпосылками использования стратегии дифференцированного маркетинга могут быть: известность предприятия; проведение маркетинговых исследований; применение материалов высокого качества и дизайна; учет соотношений цены и качества.

Стратегия концентрированного маркетинга основывается на концентрации усилий фирмы на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предложении товаров, направленных на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Лидерство в определенном сегменте достигается посредством низких затрат и цен или особенность, уникальность товара. Фирма контролирует издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для отдельной группы потребителей.

Майкл Портер выделяет пять основных конкурентных сил, определяющих доходность и прибыльность отраслей и компаний (рис.1.1.):

1)Покупатели с сильной рыночной конкурентной мощью, воспользовавшись данной особенностью, снижают прибыль предприятий- изготовителей;

2) Если производитель имеет более сильную мощь, он продает свою продукцию по более высокой цене;

3) Заменители товаров на рынке снижают цены, которые назначают производители, тем самым уменьшая доходность компаний;

4) Интенсивное соперничество заставляет вступать участников рынка в ценовые, рекламные войны, результатом которых также будет снижение доходности компании;

5) Новые участники рынка стремятся завоевать часть рыночной доли у прежних участников, усиление соперничества уменьшает прибыль предприятия [8, С. 279].

Пять сил конкуренции определяют не только цены товаров или услуги, но и расходы, размеры инвестиций для поддержания конкурентоспособности [9, С.42].

Фирмы-конкуренты, соперничество между ними

Новые конкуренты, создающие угрозу

Активная позиция поставщиков

Угроза товаров-заменителей

Усиление позиции покупателей

Рисунок 1.1. Модель конкурентных преимуществ Майкла Е. Портера

Внимание фирмы сосредоточено не только на удовлетворении потребности покупателя, но и на конкурирующих силах рынка. В целях максимизации прибыли предприятие должно занимать более сильную позицию по отношению к конкурентам. Интенсивность конкуренции определяется основными факторами:


- большое число конкурентов, примерное равенство сил;

-медленный рост и развитие отрасли;

-отсутствие дифференциации продукции;

-высокий уровень постоянных издержек.

На уровень конкуренции оказывают влияние фирмы-конкуренты, поставщики, покупатели. Влияние фирм-конкурентов проявляется в том, что цены и доступность товаров определяют верхний уровень цены, также происходит переориентация потребителей. После выявления позиций фирм-конкурентов, необходимо оценить текущее положение фирм, их цели, технологический, кадровый, финансовый потенциал, возможные стратегии конкурентов [13, С. 30]. При анализе конкурентов, рекомендуется исследовать четыре основных элемента: цели на будущее, текущие стратегии, представление конкурента о самом себе, возможности конкурента.

Управление конкурентными преимуществами предполагает разработку системы мер, направленных на совершенствование производственного процесса, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и фирмы в целом, на поиск новых каналов сбыта, новых покупателей, улучшение сервиса обслуживания. Взаимодействуя с внешней средой и разрабатывая управленческие методы воздействия на внутренние процессы производственной системы, руководство фирмы обеспечивает укрепление конкурентных позиций предприятия и повышение финансовой устойчивости.

Первый вид конкурентного преимущества - его ценовая характеристика. покупатель приобретает дешевый товар среди аналогичных товаров, даже если продукт с низкой потребительской полезностью. Второе направление конкурентных преимуществ - способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это более высокую цену, чем у конкурентов.

1.2.Виды конкурентной стратегии

На практике используют три стратегии создания конкурентных преимуществ:

- ценовая стратегия;

- стратегия дифференциации;

-стратегия концентрации внимания на потребителе.

Три типа конкурентных стратегий представлены на рисунке 1.2.

Типы конкурентных стратегий

Стратегия лидерства в цене

Дифференциация продукта

Внимание на потребителя

Рисунок 1.2. Типы конкурентных стратегий

Первая стратегия характеризуется лидерством в цене. Основные источники ценовых преимуществ:

-использование накопленного опыта;