Файл: «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (ПАО «Первая макаронная фабрика»)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из мелкого полукустарного производства фабрика превратилась в крупное высокомеханизированное предприятие. По данным статистики, фабрика снабжала макаронами почти весь город: Псков, Новгород, Вологду... Сегодня «Первая макаронная фабрика» оснащена современным оборудованием швейцарской фирмы Бюлер, которая считается мировым лидером в производстве мельничного оборудования и оборудования для мучных изделий, а также оборудованием ведущих итальянских производителей FAVA и Braibanti. Производственные мощности фабрики по выпуску макаронных изделий - более 40 тыс. тонн в год.

В настоящее время «Первая макаронная фабрика» выпускает более двадцати наименований макаронных изделий из муки макаронной из твердых сортов пшеницы (дурум), а также из пшеничной муки высшего качества, специализируется на выпуске более 20 наименований коротких и длинных макаронных изделий и является их крупнейшим производителем в регионе России. Макаронные изделия под торговыми марками «Знатные», «Дачные», «Семейный обед» занимают ведущее положение на рынке Центрального региона России.

Фабрика предлагает крупным розничным торговым сетям размещение заказов на изготовление макаронных изделий под частной маркой, принимает заказы на нестандартную продукцию в объеме от 10 тонн.

Широкий ассортимент макаронных изделий производства "Первой макаронной фабрикой" на протяжении многих лет пользуется неизменной популярностью у потребителей в городе, области и соседних регионах. Ассортимент макаронных изделий под торговой маркой "Семейный обед" разработан с целью- предложить потребителям высококачественный продукт из муки пшеницы твердых сортов по доступной цене. Макаронные изделия "САОМИ" выпускаются на фабрике уже более 75 лет. Они являются одними из самых популярных (в нижнем ценовом сегменте) не только в городе, но и в других регионах России. Большинство покупателей, выбирающих "САОМИ", предпочитает отличное качество по доступной цене.

2.2.Разработка конкурентной стратегии ПАО «Первая макаронная фабрика»

Одной из основных задач стратегического конкурентного развития предприятие видит в расширении ассортимента и улучшении качества продукции, расширении сегмента на уже существующих рынках региона и овладении новых рынков, повышении производительности труда и эффективности производства, поиске новых потенциальных клиентов.


Целью разработки конкурентной стратегии предприятия является:

-организация и осуществление высокоэффективной и разветвленной системы сбыта продукции, продвижение продукции на новые рынки;

- повышение прибыльности компании;

-повышение конкурентоспособности продукции;

-повышение эффективности производства, качества выпускаемой продукции;

-снижение затрат на производство;

-разработка новых видов макаронных изделий с целью удовлетворения потребителей

Компания выбрала для дальнейшего развития стратегию интенсивного роста, которая характеризуется:

- поиском путей увеличения сбыта товаров на существующих рынках с помощью более эффективного маркетинга;

- увеличением сбыта существующих товаров на новых рынках;

- увеличением сбыта за счет создания новых или усовершенствованных товаров для существующих рынков.

Стратегический маркетинг на предприятии в первую очередь ориентирован на внешних и внутренних потребителей, во вторую очередь, на стадии жизненного цикла товара, его характеристики [2., с.86].

На начальном этапе формирования стратегии развития компании проведен анализ сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности фирмы. Анализ внешней среды на предприятии проводился на основе SWOT- анализа с целью определения возможностей фирмы и выявления угроз. Каждый фактор воздействия внешней среды оценивается в баллах по сильной или слабой стороне предприятия. Анализ представлен в Приложении 1. По каждому фактору воздействия на предприятие с внешней или внутренней стороны дана оценка (в баллах) сильной (+34 баллов) и слабой (-26) стороне фирмы. Предлагаются мероприятия по усилению потенциала предприятия. При разработке основных направлений развития предприятия необходимо опираться на укрепление позиций фирмы по слабым характеристикам, имеющим значительное воздействие внешней среды. Это способствует выбору альтернативных стратегических направлений для формирования общей стратегии развития [6, с. 447].

Основными конечными результатами стратегического маркетингового развития является ряд показателей :

- установление оптимальной цены при заданных объемах производства;

- установление нормативов конкурентоспособности по параметрам: качество товара, цена, условия доставки и продажи и другие;

-рекламные мероприятия и формирование затрат на рекламную деятельность;

- расширение сети торговых точек с реализацией продукции компании на 16,0 %.

Предприятие выходит на рынок с сильными конкурентами-производителями макаронных изделий региона. Объем рынка макаронных изделий города за год составляет свыше 60 млн.дол. Основным конкурентом продукции является Саратовская макаронная фабрика. Не смотря на это, фирма «Первая макаронная фабрика» готова постоянно расширять свой ассортимент, повышать качество продукции и конкурентоспособность. Емкость рынка ПАО «Первая макаронная фабрика» в общем объеме производства макаронных изделий составляет 25,0 – 27,0 %. Ежемесячно фирма разрабатывает и выпускает 20 видов новых макаронных изделий.


Ценовая политика фирмы «Первая макаронная фабрика» направлена не на увеличение цены, а на формирование оптимального соотношения цены и качества, возможностей потребителей своей продукции. Средняя цена за 1 кг, предлагаемый фирмой города Липецк достигает 32 руб., тогда как «Первая макаронная фабрика» предлагаются свою продукцию по цене в среднем 29 руб. за кг.

После установления цены разрабатываются нормативы конкурентоспособности товара на рынке. Основные показатели конкурентоспособности приведены в таблице 2.1. Наравне с фирмой «Первая макаронная фабрика» (I), представлены оценки макаронных фабрик в городах Саратов (II), Липецк (III). Интегральная оценка каждой фирмы складывается из весомости каждого показателя конкурентоспособности и оценки по каждому показателю [12, с.257]. Суммарная оценка фирмы «Первая макаронная фабрика» составляет 445 баллов, фирмы г.Саратов - 460 баллов (это фирма лидер в регионе и фирма «Макаронинка» - 350 баллов.

Таблица 2.1

Нормативы конкурентоспособности товара по интегральной оценке

Факторы, влияющие на сбыт товара

Весомость фактора в баллах

Оценка в сравнении товаров конкурентов

Интегральная оценка в баллах (гр.28гр.3(или4,или5)

I

II

III

1

2

3

4

5

6

Качество

35

5

5

3

175

175

105

Разнообразие

10

5

5

4

50

50

40

Способы продажи

10

4

4

4

40

40

40

Эластичность упаковки

15

4

5

5

60

75

75

Цена

25

4

4

3

100

100

75

Условия оплаты

5

4

4

3

20

20

15

Интегральная оценка

100

445

460

350


Если провести аналогичный анализ по другим фирмам региона, то можно увидеть, что фирма «Первая макаронная фабрика» занимает устойчивое второе место, а некоторым показателям – первое место в регионе.

Предприятие постоянно расширяет сеть своих розничных точек, сотрудничает с крупными торговыми сетями, реализующими продукцию компании «Первая макаронная фабрика». Планируется в течение 2-3 лет увеличить число торговых точек на 16,0 %, учитывая возможности реализации своей продукции в новых спальных районах, открывающихся торговых супермаркетах. Крупные торговые компании готовы сотрудничать с фирмой «Первая макаронная фабрика», так как продукция пользуется популярностью у горожан и у населения пригорода, «уходит» с прилавков быстро, не залеживается, не смотря на короткие сроки реализации.

Одним из основных методов продвижения товара на рынке является реклама и стимулирование сбыта. Цель рекламы – продажа продукта. Реклама должна донести до потребителя продукта отличие этого товара от аналогов и объяснить покупателю, почему следует покупать именно этот продукт [8, с.243].

Фабрика, планируя использование средств рекламы, должна хорошо знать, какие именно показатели рекламы: охват частотности, сила воздействия на покупателя, способы воздействия - обеспечивают то или иное средство.

Разрабатываемый комплекс рекламных мероприятий на фирме включает в себя:

- определение целей рекламной компании: доведение до потенциального покупателя отличительных особенностей продукта ПАО «Первая макаронная фабрика»;

- выбор оптимальных каналов распространения рекламы для каждой целевой группы рекламного воздействия: газеты, телевидение (обновить рекламный ролик), радио, рекламные баннеры, издательская литература (брошюры, буклеты, статьи о компании, ее особенностях развития и достижениях);

- выбор носителя рекламы, учесть охват территории, аудитории, тариф на рекламные услуги, индекс избирательности;

- организация выставок, участие в выставках, организуемых администрацией города, международных выставках.

Таким образом, стратегия маркетинга предусматривает основные тенденции развития предприятия в области привлечения потенциальных покупателей, формирования прогнозных цен, нормативы конкурентоспособности производимого товара, методов и способов распространения товара, формирования рекламных действий.

Основной целью разработки стратегии рынка на предприятия является укрепление позиций фирмы на рынке путем повышения качества товара, обновления продуктов, увеличение ассортимента предлагаемых товаров. Основными конечными результатами стратегического развития рынка являются показатели:


- увеличение доли рынка предприятия до 29,0 %;

- повышение качества продукта по основным показателям;

- улучшение показателей ресурсосбережения.

По всем предлагаемым направлениям функционирования хозяйственной деятельности в области маркетинга, рекламы, качества продукции компания достигнет определенного роста, повышения эффективности и конкурентоспособности.

В процессе разработки конкурентной стратегии фирма проводит анализ ассортимента товаров. Все товары разбиваются на группы по стадиям развития соответственно своему жизненному циклу. Распределение товаров по группам представлено в таблице 2.2. Выпускаемая продукция характеризуется по всем установленным из четырех группам стратегий: «звезды», «коровы», « собаки», «кошки».

Таблица 2.2

Распределение товаров по группам стратегий

Основные группы продукции

Кодировка группы

Название группы

Макароны «Знатные»

А

«звезды»

Макароны «Экстра»

Б

«коровы»

Макароны «Дачные»

В

«коровы»!

Макароны «Семейный обед»

Г

«собаки»

Продукция под заказ

Д

«собаки»

Макароны «Саоми»

Ж

«собаки»

На рисунке 2.1 представлена схема движения товаров на основе маркетинговой стратегии развития.

«кошки» «звезды»

А

Г Б

Д В

«собаки» Ж «коровы»

Доля рынка

Темп роста рынка

высокий

низкий

малая большая

Направление развития

Направление финансирования

Рисунок 2.1. Распределение товаров по группам на основе конкурентной стратегии

Как видно из рисунка, темп роста продукции группы А в 2017 будет снижаться, сохраняя высокую долю на рынке. Доля группы Б и В снижается, они переходят в группу «собаки» при невысоком темпе роста. Товары группы Г , Д и Ж переходят на более высокий уровень развития, повышая темп роста производства данных товаров. Они имеют небольшую долю на рынке , но стремятся в высокому темпу роста. Финансирование деятельности имеет направление к более высокому темпу роста объемов производства.

Потребности рынка, его структура, динамика и емкость – все эти факторы влияют на маркетинговые исследования, проводимые на предприятии. С рынком предприятие связано не только со стороны производства и сбыта собственной продукции, но и со стороны материально-технического обеспечения производства сырьем, материалами оборудованием и т.д. Предприятие стремится к достижению высоких параметров характеристики продукции: качеству, цене, ассортименту, сервису.