Файл: Учет безналичных денежных средств ( ООО «СТМ-Ижевск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь Пошерстняк Е.Б. и Мейксин М.С. отмечают, что платежное поручение - это поручение предприятия - плательщика банку, в котором у него имеется расчетный счет, перечислить сумму, согласно платежному поручению, с собственного расчетного счета на расчетный счет получателя. При этом платеж может осуществляться за счет собственных средств плательщика или за счет кредитных ресурсов банка. Платежными поручениями оформляются следующие операции:

1. Расчеты за полученные товары, оказанные услуги, выполненные работы или окончательный расчет между поставщиком, подрядчиком, с одной стороны, и покупателем с другой стороны;

2. Авансовые платежи (предварительная оплата за еще неполученные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы);

3. Расчеты по нетоварным операциям: платежи налогов (в бюджет и во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы), отчисления (в органы социального, медицинского и пенсионного страхования), перечисления (заработная плата, авторское награждение, премии, на благотворительность).

Платежное поручение заполняется в трех экземплярах машинописным текстом или на компьютерной технике (в отдельных случаях в четырех экземплярах). Действует платежное поручение в течение 10-ти дней.

Организация периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, то есть перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке прилагаются документы, полученные от других организаций, предприятий, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием [31, с.58].

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия организации ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету счета 51 «Расчетный счет» отражается поступления денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетный счет» отражаются списание средств с расчетного счета организации [5].

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 «Расчетный счет» служит журнал - ордер № 2 .Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах – ордерах, и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

При расчетах на инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществлять за него действия по поручению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов на инкассо банк вправе привлекать другие банки.


Расчеты по инкассо осуществляется на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится исключительно без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

- в случае, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств по счету плательщика без его распоряжения.

Банки приостанавливают, отмечает Кондраков Н.П. [28 ,с.354], списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

а) по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

б) при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

в) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Инкассовые поручения заполняются аналогично платежным поручениям в 3-х экземплярах. Первый экземпляр возвращается с отметкой банка плательщика. В бухгалтерском учете операции по инкассовым поручениям и платежным требованиям отражаются аналогично операциям с платежными поручениями (на счете 51 «Расчетные счета»).

Зонова А.В., Адамайтис Л.А., Бачуринская И.Н.[23, с.30] подчеркивают, что операции с иностранной валютой могут осуществлять любое предприятие или организация. С этой целью предприятию необходимо открыть в банке, имеющему разрешение (лицензию) от Центрального банка России на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию на совершение валютных операций, называются уполномоченными банками.

Для учета движения валютных средств предприятие открывает валютный счет. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета.

Работая по договорам - контрактам, заключенным российскими предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности, оплата которых производится в иностранной валюте, организации для обобщения информации о наличии и движении средств в иностранной валюте используют счет 52 «Валютные счета», к которому открываются следующие субсчета:

- 52-1 «Валютные счета внутри страны»;

- 52- 2 «Валютные счета за рубежом» [5].


Каждый валютный счет ведется только в одной свободно конвертируемой валюте (доллар, марка, евро и т.д.). При зачислении на счет или списании со счета другой валюты банк производит автоматически конверсию валют (перевод одной валюты в другую) по действующему курсу международного валютного рынка с взиманием платы за эту операцию.

За открытие валютных счетов и осуществление по ним операций организация платит комиссионные вознаграждения в валюте. Кроме того, банк взимает с организаций суммы в валюте в оплату почтово-телеграфных расходов, комиссионных вознаграждений иностранным банкам и другие расходы, фактически произведенные в валюте.

Для организаций - экспертов в банке открываются два счета:

а) Транзитный валютный счет - для зачисления в полном объеме поступлений иностранной валютной выручки (все 100 %);

б) Текущий валютный счет - для учета валюты, остающейся после продажи 75 % валютной выручки.

Отделение банка уведомляет организация о движении иностранной валюты по его лицевому счету выписку, как из транзитного, так и из текущих счетов. На основании выписок из текущих валютных счетов ведется журнал - ордер № 2 /1 для оборотов по кредиту и ведомость № 2 /1 - по дебету. По валютному счету необходимо также вести карточки аналитического учета по наименованию валют [35,с.70].

На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывает наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств по целевому финансированию в той части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:

- 1 «Аккредитивы»;

- 2 «Чековые книжки»;

- 3 «Депозитные счета» и др.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика произвести в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующим условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи.

Плательщик представляет в обслуживающий банк заявление об открытии аккредитива, в котором по установленной форме содержатся обязательные реквизиты расчетных документов, а также указывается:

- вид аккредитива;

- условия его оплаты (с акцептом или без акцепта);

-номер счета, открытый исполняющим банком, для зачисления средств по покрытому аккредитиву;


- срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия;

- наименование продукции и услуг, для оплаты которых предназначен аккредитив;

- номер и дата основного договора;

- срок отгрузки товара;

- другие сведения.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации аккредитивы могут быть покрытыми (депонированные) и непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

При открытии покрытых (депонированных) аккредитивов банк – эмитент за счет средств плательщика перечисляет сумму аккредитива (покрытия) с расчетного счета в распоряжение исполняющего банка поставщика на срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк – эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущего у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Непокрытые (гарантированные) аккредитивы открываются при наличии корреспондентских отношений между банком плательщика и банком поставщика.

Отзывной аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком. Если не соблюдены условия договора или банк плательщика не может гарантировать оплату по непокрытому аккредитиву, плательщик, как правило, дает через свой банк, который извещает об этом банк поставщика, а он ставит в известность организацию - поставщика [21, с.143].

Козлова Е.П. [26, с.143] подчеркивает что, банк поставщика обязан оплатить документы, соответствующие условиям отозванного аккредитива, если они были приняты им до получения извещения об отказе аккредитива.

Безотзывной аккредитив не может быть аннулирован или изменен без согласия поставщика, в пользу которого был открыт. Если нет четких указаний, то аккредитив считается отзывным.

Закрытие аккредитива возможно в следующих случаях:

- по окончанию срока аккредитива;

-согласно заявления поставщика об отказе использовать аккредитив до истечения срока;

-согласно заявления покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично (это относится только к отзывным аккредитивам) аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения банка поставщика от банка покупателя;

- при неполном использовании аккредитива, т.е. сумма счетов поставщика, оказалась меньше, чем депонированная сумма на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Во всех этих случаях банк поставщика отправляет уведомление банку покупателя, и неиспользованные суммы зачисляет на тот счет, с которого были депонированы средства на открытие аккредитива.


На счете 55-1 «Аккредитивы» отражается открытие покрытого аккредитива.

Основанием для синтетического учета учетных записей являются выписки со специальных счетов в банках. Ведется по прилагаемым к выпискам первичным документам в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств. Аналитический учет ведется по каждому выставленному организацией аккредитивам, используемым суммам, срокам открытия и закрытия, что дает возможность контролировать наличие и движение денежных средств по данному субсчету.

На счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки» учитывается движение денежных средств, находящихся на чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регламентируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Чек - это ценная бумага, которая представляет собой ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж, указанный в нем суммы чекодержателю. Юридическое или физическое лицо, имеющее денежные средства в банке, являются чекодателем. Юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдан чек, является чекодержателем. Банк, в котором находятся денежные средства, является плательщиком.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя, при этом не вправе до истечения срока, установленного для его предъявления к оплате. Для получения платежа по чеку необходимо предъявить его в банк, обслуживающий чекодержателя.

В случае отказа плательщика оплатить чек чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск любому лицу, обязанному по чеку выполнить оплату.

Факт отказа в платеже может быть удостоверен одним из следующих способов:

- совершением нотариуса протеста чека;

- отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты предоставления чека к оплате;

- отметкой инкассирующего банка с указанием, что чек своевременно представлен к оплате, но не оплачен.

Протест чека совершается до истечения срока представления его к оплате. Если чек представлен к оплате в последний день срока, то протест совершается на следующий рабочий день.

Выдача чековых книжек банком осуществляется за счет собственных средств организации или за счет краткосрочных кредитов банков.

Синтетический учет операций по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется на основании выписок банка в ведомостях в разрезе корреспондирующих счетов. Аналитический учет по этому счету осуществляется по каждой полученной чековой книжке с целью контроля за движением денежных средств в чековых книжках, выданных работникам организации для расчетов с организациями - кредиторами.