Файл: «Объекты налогообложения: учет, регистрация, контроль».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В статье 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Исчисление налоговой базы для расчета налогов обуславливает необходимость определения объекта налогообложения.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается законно установленным, лишь когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога). Не обозначая ни один из элементов налогообложения в качестве основного, законодательство перечисляет их в определенной очередности, которая сохраняется во всех главах части второй НК РФ при установлении конкретных налогов.

Представляется, что выбор этой очередности не случаен. Дело в том, что объект налогообложения в отличие от всех остальных элементов налогообложения (согласно законодательно установленной юридической конструкции налога) не влияет на размер подлежащей уплате суммы налога, место и сроки его уплаты. Объект налогообложения указывает на сам факт возникновения обязанности по уплате налога, в связи с чем сначала должны быть определены именно налогоплательщики и объект налогообложения, а затем уже остальные элементы налогообложения (налоговая база, которая является характеристикой объекта налогообложения, налоговая ставка, представляющая собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы,). Следовательно, положенный законодателем в основу юридической конструкции того или иного налога объект налогообложения определяет и правовое регулирование всех остальных элементов налогообложения.

Определение объекта налога является наиболее важным для конструкции налога. Таким образом, особое значение при установлении конкретного налога приобретает необходимость определения объекта налогообложения.

Цель работы состоит в исследовании порядка учета, регистрации и контроля объектов налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие объекта налогообложения;
  • рассмотреть проблемы определения объекта налогообложения;
  • исследовать практику учета, регистрации и контроля объекта налогообложения на примере налога на имущество;
  • определить пути совершенствования контроля объекта налогообложения.

Предметом исследования является объект налогообложения как важнейший элемент налога.

Объект исследования – ООО «Кредо».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования объектов налогообложения

1.1. Понятие объекта налогообложения

Объектами налогообложения в соответствии со ст. 38 части первой НК РФ[1] могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Некоторые ученые и специалисты отождествляют понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения». Так, В. Г. Князев считает, что «объект налогообложения – это предмет, подлежащий налогообложению»[2]. Другие же рассматривают эти понятия как взаимосвязанные, но самостоятельные категории. С. Г. Пепеляев с соавторами полагают, что «объект налога – это те юридические факты (действия, события, состояние), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Термин «предмет налога» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога»[3].

К примеру, объектом обложения налогом на имущество физических лиц является право собственности на соответствующее имущество (жилой дом, дача, гараж), а само имущество – это предмет налогообложения. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое основание, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение налогового обязательства. Предмет же налогообложения является материальным выражением объекта налогообложения.


Налоговый кодекс раскрывает содержание понятия «объект налогообложения» посредством ряда пояснений. К примеру, в п. 2 ст. 38 части первой НК РФ под имуществом понимаются «виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». Под «реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары…» (п. 1 ст. 39 части первой НК РФ).

Следовательно, Налоговый кодекс понятием «объект налогообложения» охватывает и понятие «предмет налогообложения»[4].

С объектом и предметом налогообложения неразрывно связан такой обязательный элемент налога как налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 части первой НК РФ[5]). Налоговая база является, по сути, основой налога, так как сумма налога исчисляется путем применения ставки налога к величине налоговой базы[6].

1.2. Проблема определения объекта налогообложения

Особое значение при установлении конкретного налога имеет необходимость справедливого определения объекта налогообложения.

В п. 1 ст. 38 НК РФ дано общее определение объекта налогообложения. Это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Казалось бы (с некоторым допущением), все объекты налогообложения, положенные в основу применяемых в Российской Федерации налогов, охвачены приведенной нормой п. 1 ст. 38 НК РФ[7]. О каких же тогда «иных» обстоятельствах идет речь в п. 1 ст. 38 НК РФ и ограничен ли законодатель принципом справедливости при выборе «иных» обстоятельств в качестве объекта налогообложения?

Многие исследователи полагают, что таким ограничителем должен служить принцип экономического основания налога, закрепленный в ст. 3 НК РФ. Требование при установлении любого налога исходить из его экономического основания должно поставить барьеры так называемому налоговому произволу государства. Принцип экономического основания налога означает, что налоги не могут быть произвольными; любому налогу должна предшествовать цель его введения в привязке к объекту налогообложения[8].


Хотя на сегодняшний день нет единой позиции относительно понимания рассматриваемого принципа, представляется целесообразным привести мнение, согласно которому экономическое основание налога отождествляется с объектом налогообложения[9].

Если следовать приведенному подходу отождествления экономического основания налога с объектом налогообложения, то действие принципа экономического основания налога ограничивается лишь самим возникновением обязанности по уплате налога и не касается правового регулирования всех остальных элементов налогообложения. Данный вывод представляется неверным: ведь при необходимости распространить действие указанного принципа только на правовое регулирование объекта налогообложения налоговый закон содержал бы прямое указание на это в ст. 3 НК РФ[10]. Кроме того, отождествление принципа экономического основания налога с объектом налого обложения фактически означало бы дублирование положения п. 3 ст. 3 нормой п. 1 ст. 17 НК РФ, так как в первом говорится, что налоги должны иметь экономическое основание, во втором – что при установлении каждого налога необходимо определить объект налогообложения[11].

По всей видимости, ответ на вопрос о соотношении объекта налогообложения и экономического основания налога обусловлен сложной экономико-правовой природой налога, что нередко приводит к смешению экономических и правовых категорий. Так, принцип экономического основания налога является категорией экономической, хотя и имеющей законодательное закрепление. С экономической точки зрения важно не столько количество подлежащих уплате налогоплательщиком налогов или элементов налогообложения по каждому налогу, сколько итоговый результат – общее налоговое бремя налогоплательщика или подлежащая им уплате конечная сумма конкретного налога. Следовательно, правильное применение принципа экономического основания возможно не в отношении одного из элементов налогообложения, а в отношении экономического результата, который складывается из их совокупности. Представляется, что такой подход позволяет иначе рассматривать норму п. 3 ст. 3 НК РФ[12], согласно которой налоги должны иметь экономическое основание. Видимо, речь идет о намеченном ориентире в совершенствовании законодательства о налогах и сборах и в некоторой степени органам исполнительной и судебной власти при применении норм законодательства о налогах и сборах в конкретных ситуациях.


В то же время объект налогообложения – один из элементов налога и имеет соответственно не только экономическую, но и правовую природу. С правовой точки зрения более обоснован подход к определению объекта налога как отражающего правовую связь предмета и субъекта налога юридического факта (комплекса фактов), с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом также отмечается, что в отечественной правовой науке в качестве образующих объект налога принято относить не все юридические факты, а только те из них, которые представляют собой правомерные действия, отсекая тем самым действия неправомерные и факты-события[13].

В то же время, далеко не все правомерные действия как юридические факты могут быть определены в качестве объекта налогообложения. Так, к правомерным действиям относятся, к примеру, исполнение гражданином воинской повинности, уплата в установленных случаях административного штрафа, голосование граждан на выборах, наконец, уплата налогов и сборов[14]. Представляется, что установление в качестве оснований возникновения обязанности по уплате налога правомерных действий по исполнению приведенных публично-правовых обязанностей явилось бы отступлением от общеправового принципа справедливости.

В данном случае необходимо отметить специфику самих налоговых отношений, которые являются своеобразной надстройкой по отношению к базису – гражданско-правовым и некоторым иным связанным с ними правоотношениям, особенность законодательства о налогах и сборах, которое апеллирует к институтам, терминам и понятиям гражданского, семейного и иных отраслей законодательства в том их значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ[15]). Именно юридические факты, определяемые и регулируемые этими отраслями законодательства, могут и должны быть положены в основу объекта конкретного налога. Причем не все из них, а лишь те, которые так или иначе характеризуют фактическую способность к уплате налога налогообязываемого лица (гражданско-правовые сделки, имущественные права). Конечно, в ответ можно услышать возражение относительно того, что в некоторых случаях законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога и с юридическими фактами, возникающими в административных правоотношениях. Например, при получении лицензии на пользование недрами организация и индивидуальный предприниматель признаются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Однако при более детальном рассмотрении становится очевидным, что налог в данном случае уплачивается все же не в связи с получением лицензии, а в связи с осуществлением определенного вида экономической деятельности, а получение лицензии на пользование недрами – лишь разрешение уполномоченного органа. При этом получение такой лицензии является платным, но оплата осуществляется в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе), который к налогам не относится и регулируется законодательством о недрах (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»[16]).