Файл: Культура ресторанного обслуживания (на примере ресторана «Ткемале»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения этой проблемы следует переложить некоторые обязанности менеджера на другой персонал. Например, заявки по бару должен делать бармен, а по хозяйственному складу и принимать товар - снабженец. Уже тогда менеджер будет более эффективен в своей работе и сможет решать проблемы по мере их поступления.

Для более точного и конкретного понимания того, над чем нужно работать в сфере ресторанного сервиса, было проведено анкетирование среди посетителей ресторана «Ткемале». Гостям ресторана была предложена небольшая анкета, где было предложено оценить сервис и высказать свои пожелания по поводу его улучшения. В анкетировании участвовало 180 человек (Приложение).

Обработка результатов показала следующее (см. Табл. 1):

Таблица 1

Оценка обслуживания гостей ресторана «Ткемале»

Средняя оценка

1. Встреча и приветствие в ресторане

4,78

2. Внешний вид официанта

4,93

3. Вкус приготовленных напитков

4,4

4. Вкус приготовленных блюд

4,2

5. Внимательность официанта

4,5

6. Скорость подачи блюд

3,98

7. Своевременная уборка грязной посуды

4,56

8. Дружелюбие и отзывчивость персонала

4,54

9. Общее впечатление от посещения

4,46

Обрадовало, что почти все показатели выше 4 баллов. Самый низкий балл у пункта «скорость подачи блюд». Это неудивительно, и это ещё раз подтверждает тот факт, что нужно усиленно работать над этой проблемой и всеми силами уменьшать время ожидания гостя. Остальные показатели, касающиеся обслуживания, в норме, что говорит об отличной работе официантов и хостес. Но, несомненно, есть к чему стремиться, чтобы эти показатели были максимально приближены к 5,0.

На вопрос «Вернетесь ли Вы в наш ресторан в течение 30 дней?», 62% респондентов ответили «да», 34% - «может быть», 4% - «нет». 70% гостей порекомендуют ресторан «Ткемале» друзьям, 27% ответили «может быть», 3% не порекомендуют.

Рисунок 1. Процентное соотношение ответов гостей на вопрос «Вернетесь ли Вы в наш ресторан в течение 30 дней?»

Рисунок 2. Процентное соотношение ответов гостей на вопрос «Порекомендуете ли Вы наш ресторан своим друзьям?»

Главный способ привлечения гостей в «Ткемале» - это «сарафанное радио». Ресторан почти не использует в качестве продвижения рекламу, поэтому очень важно, чтобы у гостей оставалось хорошее впечатление от посещения, и они советовали своим гостям и родственникам посетить «Ткемале». Показатель 70% - очень даже неплохой, но в идеале он должен вырасти до 90-95%. Ресторан работает всего меньше года, поэтому у него есть все шансы стать самым известным и гостеприимным рестораном города.


В графе пожеланий и рекомендаций чаще всего писали: «Все замечательно, спасибо большое!». Но все же некоторые рекомендации и пожелания были:

-ввести банкетное меню;

-ввести вегетарианское меню;

  • поработать над скоростью подачи блюд, особенно во время бизнес - ланча;
  • заботиться о наличии всех блюд и напитков в меню.

Последний факт, действительно, является проблемой в данное время. После введения нового меню пару месяцев назад, у гостей были жалобы на десерты, поэтому в течение 2-3 недель кроме мороженого, фруктов и чак - чака из сладких блюд в меню не было ничего. Произошло это потому, что повара улучшали рецептуру блюд и старались сделать их вкусными. Естественно, гостям это не нравилось, но сейчас ситуация с кухней пришла в норму. А вот с баром нужно работать. Чтобы решить постоянную проблему отсутствия каких-либо напитков из меню, необходимо ввести должность «старший бармен». Он будет контролировать наличие всех продуктов в баре и делать своевременные заявки поставщикам.

3.2 Разработка системы обслуживания гостя в ресторане «Ткемале»

Шаги сервиса - это определенная система или метод, с помощью которого у гостей будет складываться хорошее впечатление о заведении не только с помощью вкусной грузинской кухни, но и от сервиса высокого уровня.

В ресторане «Ткемале» предлагается ввести следующие 9 шагов сервиса:

  1. Приветствие, проводы до столика, подача меню;
  2. Принятие заказа на аперитив;
  3. Работа с R-keeper;
  4. Вынос аперитива, принятие основного заказа;
  5. Работа с R-keeper;
  6. Вынос основного заказа;
  7. Текущее обслуживание;
  8. Расчет гостя;
  9. Прощание с гостем.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

1. Приветствие, проводы до столика, подача меню. Гостя на входе встречает хостес (или официант, если хостес уже занят). Здоровается, уточняет у гостя забронирован ли стол, ожидают ли его. Если нет, то спрашивает, сколько человек к нему присоединятся. Если это холодное время года, то предлагает сдать вещи в гардероб. Далее провожает за столик и подает меню в открытом виде, рассказывает об акциях. Меню подается в следующем порядке: сначала детям, далее женщинам, потом мужчинам. Если в компании присутствуют лица одного пола, но разного возраста, то сначала подают меню людям старшего возраста. В компании ровесников меню подается по часовой стрелке. Далее хостес называет имя официанта, который будет обслуживать стол, проговаривает, что он подойдет в течение двух минут и желает приятного отдыха.


      1. Принятие заказа на аперитив. Официант должен подойти к столу в течение двух минут, представиться и предложить гостям аперитив, как напиток, который скрасит их время, пока они определяются с заказом. Аперитив - напиток, возбуждающий аппетит. Им могут служить как алкогольные, так и безалкогольные напитки. Чаще всего это вермут, ликеры, шампанское, минеральная вода, сок, негазированная прохладная вода. Если гость не может определиться с выбором, то следует использовать «правило ёлочки». Оно заключается в выявлении потребности гостя и делении меню на равные части. Например, если гость хочет что -то выпить, то первый вопрос должен быть следующим: «Вы предпочитаете алкогольные или безалкогольные напитки?». После ответа «безалкогольные», например, следующий вопрос будет звучать так: «Холодный или горячий?» После ответа «холодный» официант предлагает гостю соки, фреши, газированную и негазированную воду, лимонады. И, наконец, после ответа «сок» сотрудник окончательно помогает гостю сделать выбор, узнав, какой вкус он предпочитает.Работа с R-keeper. После принятия заказа на аперитив официант должен забить заказ в специальную программу - R-keeper. Работать с ней несложно и очень удобно, главное - внимательность. Эта программа хороша тем, что с её помощью официант может донести до бармена или до повара какой-либо комментарий по поводу еды или напитков, благодаря чему ему не нужно тратить лишнее время на поход к бару или на кухню. Например, он может прописать время, к которому блюдо должно быть готово, необходимость убрать какой-либо продукт из блюда или пробить отдельные ингредиенты и попросить бармена сделать необычный напиток, которого нет в меню. После работы программы официант дожидается готовности своего напитка.

4. Вынос аперитива, принятие основного заказа. После того, как бармен приготовил заказ, официант выносит на подносе бокал с выбранным напитком, ставит его на стол, озвучивая его название, и начинает прием основного заказа. Для этого в его арсенале всегда должны быть блокнот и ручка. Прием основного заказа включает в себя 5 основных моментов.

  • Установление контакта. Здесь все просто - официант должен улыбаться, стоять перед гостем в открытой позе и следовать технике активного слушания.
  • Выяснение потребности. Потребность гостя нужно выяснять с помощью вопросов. Задавать их нужно по принципу «Елочки» - идя от общего к частному.

Вопросы бывают открытые, закрытые и альтернативные. Закрытые вопросы требуют ответа «да» или «нет», открытые - раскрытого ответа от гостя. Альтернативный вопрос подразумевает выбор того или иного варианта, предложенного официантом, например: «Для Вас хачапури по - имеритински или хачапури на мангале?»


Лучше всего использовать сочетание открытого и альтернативного вопросов. Например: «Какое мясо Вы предпочитаете? У нас есть горячие блюда из курицы, свинины, телятины и баранины».

Если гость знает, что хочет заказать, нужно просто внимательно его слушать, используя техники активного слушания:

  • прием «эхо». Данный прием подразумевает повторение последних слов гостя при записывании заказа;
  • прием «резюме» - означает подведение итога сказанных гостем слов;
  • невербальное и звуковое сопровождение. Официанту следует слегка кивать и сопровождать эти движения звуками, благодаря которым гость поймет, что Вы его внимательно слушаете;
  • поддержание решения гостя. Например, после заказа сказать фразу «Отличный выбор!».
  • Воодушевленная презентация. Официант выступает для гостя главным советчиком в ресторане, от его правильно преподнесенной информации о блюде зависит выбор гостя и его удовлетворенность. Именно поэтому для полноценной работы в ресторане официант сдает меню кухни, изучает все аллергены, содержащиеся в еде. Сотрудник должен описать в красках блюдо, которое он продает гостю по схеме: основной ингредиент - дополнительный ингредиент - изюминка. Например, если это шашлык, то выглядеть это будет так: «Попробуйте наш шашлык курицы - приправленное нежное филе курочки (основной ингредиент), которое подается с нарезкой из свежих огурцов и помидоров с маринованным луком (дополнительный ингредиент) на листе лаваша с томатным соусом и зернами граната (изюминка). Также, при продажах работает «кивок Салливана». Он заключается в легком кивании головой при рассказе о блюде. Так, на подсознании гостю легче согласиться с выбором и купить то, что предлагает официант.
  • Работа с возражениями. Цель этой работы - чтобы возражений у гостя не возникло. Для этого нужно уточнить детали заказа:
  • на сколько персон заказ (чтобы знать количество приборов, соусников, тарелок);
  • предупредить об опасных ингредиентах (лук, чеснок, грибы, орехи, болгарский перец, специфические приправы, корица);
  • предупредить о времени выноса блюд;
  • если на кухне много заказов и время приготовления блюд увеличивается, нужно обязательно предупредить об этом гостей.
  • Завершение контакта. Официант благодарит гостей за заказ, забирает меню, предложив оставить одно, и желает гостям приятного отдыха.
    1. Работа с R-keeper. После принятия основного заказа официант снова работает с программой R-keeper. Внимательно вбивает свой заказ и ожидает его приготовления. В процессе готовки он снимает со стола лишнюю сервировку, не забывает об обслуживании других столов и помогает товарищам на смене.
    2. Вынос основного заказа. По мере готовности блюд официант их выносит, ставит на стол, называет их название и желает гостям приятного аппетита. Для каждого нового блюда официант приносит чистые приборы.
    3. Текущее обслуживание включает в себя:
  • своевременную уборку и замену грязной посуды;
  • пополнение салфетниц и зубочисток;
  • контроль над чистотой стола;

При уборке посуды официант должен поинтересоваться у гостей о вкусовых качествах блюд для получения обратной связи.

  1. Расчет гостя. Когда гость просит его рассчитать, официант должен поинтересоваться о наличии скидочной карты и принести счет в течение 1 минуты. При выносе грузинского антикварного стакана, в котором лежит чек и жевательные резинки по количеству персон, официант уточняет, наличный будет расчет или безналичный. При наличном расчете официант забирает стакан с купюрами, относит кассиру, ждет сдачу и относит обратно гостям. При безналичном расчете официант подходит к гостю и рассчитывает его по терминалу самостоятельно. Ни в коем случае нельзя брать карту гостя и отходить с ней от стола.
  2. Прощание с гостем. Когда гости встают и уходят, их официант прощается с ними, желает всего доброго. На выходе хостес интересуется у гостей общим впечатлением о посещении, предлагает визитки и буклеты ресторана. Если это холодное время года, то гардеробщик подает гостям одежду. Хостес прощается с гостями, произносит фразу «Ждем Вас снова!», «Хорошего вечера!» и т.д.

Во время своей работы официант должен заботиться о своей выручке и выручке заведения. Существует несколько методов увеличить средний чек заведения.

    1. Дополнительные продажи: Лимон, лайм, соусы, мёд, чабрец, мята, сгущёнка, молоко, сливки, сыр и сырная тарелка, гренки, топпинги (клубника, шоколад, карамель), сиропы (на любой вкус), хлеб, десерты, закуски.
    2. Увеличенные продажи:
  • Двойной коктейль/сок/морс/вино/фреш, кофе;
  • Не бокал вина, а бутылка;
  • Не стакан напитка, а литр;
  • Пиво не 0,3, а 0,5;
    1. Описываем гостю блюдо «вкусными» прилагательными так, чтобы он захотел заказать его.
  • Термин «продукта» - перечисление ингредиентов блюда. Не способствует продажам, т.к. оставляет выбор за гостем.
  • Термин «я» - презентация от себя. (Я бы порекомендовал/посоветовал Вам...). Используется только когда гость спрашивает сам, ни в коем случае не навязывая своего мнения.
  • Термин «свойство выгоды и пользы». (Большая порция, сытное, легкое и т.д.). Главное не переходить на агрессивное убеждение и не навязывать.
  • Термин «гостя». («Легонький», «что-нибудь горяченькое», «супчик»). Есть риск уйти от стандартов, увлечься. Нужно уметь слышать гостя, иначе ничего не получится.
    1. Техника перечисления. Перечисление гостю позиций по принципу «от дорогого к дешевому», либо «от дорогого к дешевому и опять к дорогому» (Например: Виски у нас есть Джемесон (289р), Дьюарс (249р), Вильям Лоусонс (199р) и Американ Хани (239р). Потому что человек обычно запоминает только первые и последние слова официанта.