Файл: Электроэнергетика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2015 году в России работало 35 атомных реакторов, расположенных на 10 АЭС общей мощностью 27206 МВт. Действующие атомные станции: Балаковская, Белоярская, Билибинская, Калининская, Кольская, Курская, Ленинградская, Нововоронежская, Ростовская и Смоленская. [14, с.12-14]

В целом в электроэнергетический комплекс ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 Мвт. [15,с.1] На начало 2016 года общая установленная мощность электростанций Единой энергетической системы России (ЕЭС России) составила 235,3 ГВт., а совокупная установленная мощность станций с учетом технологически изолированных энергорайонов достигла 243,2 ГВт. [8, с.3]

ЕЭС России сегодня включает в себя 69 региональных энергосистем, которые, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. С точки зрения региональной структуры выработки наибольшее по своему объему производство электроэнергии было сосредоточено в объединенных энергетических системах Урала, Центра и Сибири, эти три энергозоны дали в 2015 году две трети всей российской выработки электроэнергии (таблица 3 Приложение 2). [16, с.2]

Все региональные энергосистемы связаны между собой межсистемными высоковольтными линиями электропередач напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме.

Основой электросетевого хозяйства ЕЭС России выступают в настоящее время более 10 700 линий электропередач различного класса напряжения от 110 до 1150 кВ. [15, с.1]

Основное внимание в развитии сетевого хозяйства в 2015 году было направлено на повышение эффективности работы электросетевых компаний, развитию конкурентной среды и снижения неплатежей. Было сдано в эксплуатацию 26802км линий электропередач, ввод трансформаторного оборудования составил 10,4 тыс.МВА.[8, с.9] Количество аварий на объектах генерирующих компаний Единой энергетической системы России по итогам года 2015 года по отношению к 2014 году сократилось на 5%, на объектах электросетевого хозяйства - на 13%.

Подводя итог первой главы работы следует отметить, что электроэнергетика играет важную роль в жизни человеческого общества как никакая другая отрасль экономики. Подавляющую массу выработки дают три типа станций: тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Почти две трети электроэнергии вырабатывается тепловыми электростанциями. Из топливных ресурсов, получивших наиболее широкое распространение в электроэнергетике, следует выделить уголь, природный газ, мазут, ядерное топливо, гидроэнергоресурсы и биотопливо.


В последнее время в мире, и в нашей стране в частности, все большее распространение получают не традиционные виды энергетики: ветроэнергетика, гелиоэнергетика, геотермальная, водородная, приливная и волновая энергетика.

В 2015 году российская электроэнергетика существенно улучшила свои показатели деятельности по сравнению кризисным 1998 годом, в частности, выработка электроэнергии увеличилась на 28%. Показателей «самых успешных лет» превысить пока еще не удалось несмотря на увеличивающейся спрос на электрическую энергию со стороны промышленности и населения.

2. Реформирование электроэнергетики России

2.1. Реформы отрасли в 2003-2008гг.

В конце ХХ века в российской электроэнергетике все более явственно стали нарастать признаки явной стагнации: обновление производственных мощностей происходило значительно медленнее, чем увеличение спроса на электроэнергию. В функционировании отрасли все чаще стали проступать различные отрицательные и даже кризисные моменты:

-по технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергетические компании отставали от своих аналогов в развитых странах;

-отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению;

-приток капитала резко упал и был явно недостаточен, неуклонно увеличивался физический и моральный износ основных средств отрасли;

-в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность возникновения крупных аварий;

-отсутствовала платежная дисциплина как среди потребителей, так и поставщиков, были распространены повсеместно неплатежи;

-доступ на рынок электроэнергии фактически был закрыт для новых независимых игроков. [9, с. 41]

Для изменения существующей ситуации Правительством РФ на рубеже 2000-х годов было принято решение провести коренную перестройку структуры отрасли и ее организационно-управленческой системы на основе опыта ряда зарубежных стран по либерализации электроэнергетики. Pеформа должна была создать систему стимулов для повышения эффективности производства в электроэнергетике, а также привлечь в первую очередь необходимый объем инвестиций в отрасль и снизить уровень государственного участия в активах конкурентных секторов.


Как было подчеркнуто в постановлении Правительства РФ №526 от 11 июля 2001 г. «Целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации является обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышении эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Стратегической задачей реформирования является перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечения на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе». [3, с.94]

Реформирование электроэнергетики Российской Федерации в соотвествии с законодательством «должно осуществляться с учетом приватизации предприятий отрасли и основываться на следующих принципах:

-отнесение передачи, распределения электрической энергии и диспетчеризации к исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);

-демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказание услуг (ремонт, наладка, проектирование и т. д.);

-обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;

-единство стандартов безопасности, технических норм и правил, действующих в электроэнергетической отрасли;

-обеспечение финансовой прозрачности рынков электроэнергии и деятельности организаций регулируемых секторов электроэнергетики; -обеспечение прав инвесторов, кредиторов, акционеров при проведении структурных преобразований». [3, с.95]

Для успешного осуществления реформы электроэнергетики и создания принципиально нового механизма функционирования отрасли необходимо было «решение следующих основных задач:

-создание конкурентных рынков электроэнергетики во всех регионах Pоссии, в которых организация таких рынков технически возможна;

-создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшения финансового состояния организаций отрасли;

-стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;

-создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передачи электроэнергии; -поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;


-создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;

-сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление; -демонополизация рынка для тепловых электростанций; -создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;

-реформирование системы государственного регулирования, надзора и управления в электроэнергетике;

-уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа». [3, с.96]

Реформа электроэнергетики после длительного периода ее разработки и обсуждения официально стартовала 26 апреля 2003 года. Основная цель преобразований состояла в обеспечении роста эффективности деятельности предприятий и организаций отрасли, создании условий для стимулирования инвестиций, для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

Правительство РФ заявило о серьезных намерениях произвести радикальные изменения в системе государственного регулирования электроэнергетикой, создать конкурентный оптовый и розничный рынок электроэнергии, организовать компании нового типа взамен существовавших вертикально-интегрированных монопольных звеньев. В ходе реформы предполагалось существенно видоизменить структуру отрасли: монопольные виды деятельности (передача электроэнергии, а также оперативно-диспетчерское управление) дожны быть отделены от сугубо конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт электроэнергии, ремонтное и сервисное обслуживания). [9, с.35] Вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполняющих эти функции, планировалось создать структуры, которые занимались бы сугубо отдельными видами деятельности, например, генерирующие, сбытовые, ремонтные, сервисные предприятия.

В монопольном и конкурентном секторах ставились принципиально разные цели. В конкурентных видах деятельности центральным звеном был запуск рыночного механизма, для этого было необходимо создать самих участников рынка и перейти на принципы свободного рыночного ценообразования. На государстве как на регуляторе лежала задача лишь сформировать правила игры, т. е. правила функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии.

В секторе естественных монополий основными целями выступали:

1) реорганизовать инфраструктуру для функционирования рынка; 2) обеспечить не дискриминационный доступ к сетям. Государство как регулятор должно было обеспечить принятие в первую очередь регулируемых тарифов для естественно-монопольных видов деятельности.


Целевая структура отрасли должна была иметь следующий вид: организации монопольного характера (Системный оператор, Федеральная сетевая компания, Холдинг межрегиональных сетевых компаний) должны будут остаться в государственной собственности; организации конкурентного сектора (6 ОГК, 14 ТГK, независимые генерирующие компании, сбыты и инженерные центры) будут частными, за исключением двух крупных производителей электроэнергии (Рис.2 Приложение 1).[9, с.35] В государственной собственности по-прежнему находятся ФГУП концерн «Росэнергоатом» и ГидроОГК. [18, с.4-5]

Планировалось, что генерирующие, сбытовые, ремонтные, сервисные компании в ближней перспективе образуют рынок электроэнергии. Цены на этом рынке будут формироваться на основе соотношения спроса и предложения, а все его участники должны конкурировать между собой, снижая каждый свои издержки.

По масштабу профильной деятельности вновь создаваемые компании будут превосходить прежние монополии регионального уровня типа АО-энерго: они либо должны объединять профильные предприятия нескольких регионов, либо должны стать общероссийскими. В частности, магистральные сети перейдут под контроль Федеральной сетевой компании; сети распределительные предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК); функции и активы бывших региональных диспетчерских управлений будут переданы вновь создаваемому общероссийскому Системному оператору по договорам купли- продажи или долгосрочным договорам аренды. [9, с. 126]

Активы генерации, согласно планам реформы, предполагалось объединить в межрегиональных компаниях двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании-ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). Оптовые генерирующие компании, как правило , включают электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии.

Семь генерирующих компаний оптового рынка объединяют крупнейшие электростанции, которые и формируют энергетический рынок. Шесть тепловых ОГК включают в себя большинство крупных теплоэлектростанции. Общая мощность ОГК в среднем составляет около 9 ГВт. Седьмая, Гидро ОГК или «РусГидро» охватывает гидроэлектростанции, за исключением каскадов малых ГЭС в Kарелии и Мурманской области, подконтрольных компании ТГК-1. На все ОГК приходилось около трети энергогенерирующих мощностей страны. Cостав ОГК рассмотрим на примере первой, второй и третьей ОГК.