Файл: Электроэнергетика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГК-1 включала в себя Пермскую, Каширскую, Уренгойскую, Верхнетагильскую, Нижневартовскую и Ириклинскую ГРЭСы.

B ОГК-2 вошли Сургутская (первая), Рязанская, Ставропольская, Киришская, Троицкая, Новочеркасская Красноярская(вторая), Череповецкая, Серовская, Псковская ГРЭСы, Адлерская и Грозненская ТЭСы.

ОГК-3 охватывала Костромскую, Черепетскую, Печорскую, Гусиноозерскую, Харонорскую и Южноуральскую ГРЭСы и т.д. [18, с.1]

В состав ТГК входили в первую очередь теплоцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Функции территориальных генерирующих компаний заключались в производстве электроэнергии для нужд в первую очередь местных (региональных) потребителей.

Сегодня в России действуют 14 ТГК: ТГК-1 - Карелия, Ленинградская и Мурманская области; ТГК-2 - Вологодская и Архангельская области; ТГК-3 - Москва и Московская область; ТГК-4 - Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, и Тульская области; ТГК-5 - Кировская область, Удмуртия, Марий Эл и Чувашия; ТГК-6 - Владимирская, Ивановская, Нижегородская, Пензенская и Ярославская области; ТГК-7 - Самарская, Саратовская, Ульяновская и Оренбургская области ТГК-8 - Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, республика Дагестан;

ТГК-9 - Пермский края, Cвердловская область, республика Коми; ТГК-10 - Курганская, Тюменская и Челябинская области; ТГК-11 - Омская и Томская области; ТГК-12 - Алтайский край и Кемеровская область; ТГК-13 - Красноярский край, республики Хакасия и Тува; ТГК-14 -Забайкальский край и республика Бурятия. [18, с.2] Межрегиональные распределительные сетевые компании(МРСК) выполняют функции распределения электроэнергии, т. е. они осуществляют передачу электроэнергии по электрическим сетям от электростанций до потребителей. ОАО «Холдинг МРСК» объединяет 11 региональных компаний: МРСК Волги, МРСК Северного Kавказа, МРСК Северо-Запада, МРСК Сибири, МРСК Урала, МРСК Центра и Приволжья, МРСК Юга, а также Ленэнерго, Тюменьэнерго и Янтарьэнерго.[18, с.6]

Приведем несколько фактов из хронологии осуществления реформы. Процесс реформирования прежних АО-энерго начался в 2003 году с реализации проекта реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго» и ОАО «Тулэнерго». [9, с.43] Наиболее активно структурные преобразования осуществлялись в этом направлении в 2004 году процесс преобразований коснулся более 30 энергокомпаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной компании - ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности уже 5 АО - энерго.


В этот период началось создание новых межрегиональных компаний: в конце года были образованы первые три ОГК и две ТГК. Тогда же было принято решение об учреждении четырех МРСК и сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году в процесс реформирования включилось большинство бывших АО-энерго, значительная их часть к концу года была разделена. Тогда же было учреждено большинство из оставшихся межрегиональных компаний: регистрацию прошли тринадцать из четырнадцати ТГК, последняя ОГК и четыре МРСК. [9, с.44]

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничного рынков электроэнергии, в результате чего осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован так называемый сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - «рынок на сутки вперед» (РВС).

В 2007 году согласно распоряжению Правительства РФ число МРСК было увеличено с 4 до 11 (без учета МРСК Дальнего Востока). [18, с.6]

В 2007-2008 годах закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТKК, завершился первый этап консолидации «ГидроОГК». Был окончен процесс выделения электрических сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

В процессе реформирования бренд бывших АО-энерго переходил, как правило, к электросетевым подразделениям, которые становились филиалом одной из МРСК. Бывшие АО-энерго исчезали в качестве юридических лиц, исключение составляют лишь немногие, в частности, ОАО Самараэнерго, ОАО Саратовэнерго и ОАО Ульяновскэнерго. С такими названиями существуют три энергосбытовых компании, которые занимаются сбытом электроэнергии конечным потребителям.

Одним из главных следствий реформы стало официальное прекращение 28 июля 2008 года деятельности крупнейшего российского монополиста - РАО ЕЭС России.

2.2. Итоги и проблемы реформирования электроэнергетики

Крупные структурные преобразования в электроэнергетики страны затронули достаточно длительный период и привели в конце прошлого десятилетия к внедрению рыночных механизмов функционирования отрасли, не достигнув однако, всех поставленных целей. Среди промежуточных итогов этих преобразований можно выделить наиболее значимые:


-создан конкурентный оптовый рынок электроэнергии (мощности), состоящий из рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР), близкие к целевой модели и аналогичным рынкам электроэнергии в других странах с реформированной электроэнергетикой;

-сформированы необходимые инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование электроэнергетики в условиях конкуренции: ОАО «Российские сети» (обеспечивающая централизованное управление и развитие электросетевого комплекса); Системный оператор (организация, осуществляющая функции оперативно-диспетчерского управления); администратор торговой системы (коммерческий оператор рынка электроэнергии (мощности));

-запущена система самоуправления российским рынком электроэнергетики (мощности) - НП «Совет рынка»;

-обеспечен постепенный переход к рыночному ценообразованию для всех категорий потребителей (кроме населения) в европейской части страны, на Урале и в Сибири (кроме изолированных зон) с помощью регулируемых договоров (РД); -разработана и внедрена система регулируемых договоров на поставку мощностей (ДПМ), обеспечивающие инвестиции в новые генерирующие до запуска и отработки долгосрочных механизмов оплаты мощности. [12, с.10]

Как положительный момент следует отметить успешное проведение до начала мирового кризиса 2008 года приватизации большей части тепловой электроэнергетики и несколько успешных IPO генерирующих компаний, показавших возможность привлечения частных инвестиций в российскую электроэнергетику через финансовые рынки. [12, с.12] Вместе с тем, по мнению ряда авторов, реформа электроэнергетики России не была последовательно доведена до конца и по ряду направлений не принесла ожидаемых от нее эффектов. Реформирование электроэнергетики фактически сегодня вступает в свою новую фазу. [4, с.3] Обобщая сложившуюся ситуацию, можно охарактеризовать описанием следующих ключевых проблем реформирования электроэнергетики:

1.Отсутствие в обществе единства мнений относительно выбранной модели реформирования электроэнергетики. Реформа не привела пока к созданию эффективно работающего конкурентного рынка электроэнергии: в секторах генерации и сбыта рыночные механизмы подвергаются сильному административному вмешательству. Последнее искажает их действие и негативно отражается на действии конкурентных сил, подрывая стимулы и дезориентируют всех экономических агентов.

Несмотря на уже сформированную нормативно-правовую базу по переходу к конкурентной электроэнергетике и запуск конкурентного оптового рынка (мощности), не прекращаются попытки пересмотреть принятые решения и вернуться к регулируемой электроэнергетике. Время от времени принимаются бессистемные решения, усугубляющие проблемы нормального функционирования рынка электроэнергии и отрасли в целом - прямое вмешательство в процесс рыночного ценообразования; исключение из рыночного ценообразования большой величины генерирующих мощностей; продолжающееся ухудшение конкурентной структуры генерирующих мощностей из-за различных слияний, ведущих к увеличению рыночной силы отдельных участников рынка и др.


2. Недостатки в проектировании и создании самой системы рынков электроэнергии (мощности).

Здесь следует отметить, что современные возможности построения полностью конкурентного рынка в отрасли существенно ограничиваются технологическими и техническими условиями, это прежде всего касается обеспеченности соответствующими средствами измерений и управления. Обмен данными в режиме реального времени является одним из основных условий формирования реально конкурентного рынка. С точки зрения потребителя уровень конкуренции рынка электроэнергии в России можно признать низким в силу следующих причин:

- наш рынок не обеспечивает конкуренции за потребителя, так как потребитель имеет существенные ограничения при выборе (смене) поставщика электроэнергии [12, с.21];

- выход на оптовый рынок сопряжен для потребителя с большими финансовыми и временными затратами;

- потребители, не являющееся участниками оптового рынка, не имеют возможностей конкурентного влияния на поставщиков энергии и услуг;

- крайне низкий уровень конкуренции на розничных рынках, где не оправдались надежды на эффективность конкурентной борьбы сбытовых компаний за потребителя, их стимулирования к внедрению механизмов снижения цен и росту качества обслуживания. На самом оптовом рынке электроэнергии наблюдается также весьма низкий уровень конкуренции: в секторе генерации он не превышает 15-20% от объемов производства; доля государственного сектора в отрасли оказалась выше, чем предполагалось в целевой модели реформирования электроэнергетики. [4, с.4]

Существует определенное административное давление на формирование свободных цен на рынках электроэнергии и мощности - как через ограничение на подачу самих ценовых заявок, так и через определенные административные механизмы.

В созданной структуре рынка электроэнергии (мощности) финансовые механизмы, действующее между субъектами рынка, вступили в определенное противоречие с экономической эффективностью комбинированного энергоснабжения потребителей: в заданных правилах регулирования рынка, а также при устаревшей модели теплоснабжения, ТЭЦ оказались недостаточно конкурентоспособными. Они во многих случаях оказываются недогруженными, что увеличивает их предельные издержки и снижает конкурентоспособность на рынке электроэнергии. В целом совокупные финансовые результаты тепловых компаний в последние годы чаще всего оказываются отрицательными. [12, с,15]

Не запущены еще все необходимые и экономические механизмы обеспечения оперативной надежности электроснабжения потребителей. Не определен состав дополнительных системных услуг, необходимых для надежного функционирования Единых энергетических систем России с учетом рыночных отношений, и не завершено создание рынков (или иных механизмов оплаты) этих услуг. [9, с.293-294] Многие из таких системных услуг фактически оказываются участниками рынка, но предоставляются без надлежащей компенсации, что ставит участников в неравные условия конкуренции.


Рынок мощности стал излишне зарегулированным и лишь в нескольких из зон свободного перетока действует свободное ценообразование, а в большинстве случаев из-за недостаточной конкуренции регулятор (в лице Федеральной антимонопольной службы) установил ограничения цены.

Пока наблюдается слабая связь верхнего (государственные программы) и нижнего (инвестиционные программы энергетический компаний) уровней системы управления развитием электроэнергетикой.

Имеется слабая увязка системы управления развитием электроэнергетики с национальной инновационной системой для обеспечения модернизации отрасли, не работают механизмы стимулирования модернизации генерирующего и электросетевого оборудования.

Хроническая недостаточность инвестиций и ремонтов привела к критическому износу оборудования в электроэнергетике. 3. Низкая эффективность системы государственного регулирования отрасли особенно на региональном уровне.

Переход к рыночным отношениям в электроэнергетике вовсе не означает, что «рука рынка» сама самостоятельно решит все возникающие проблемы, на самом деле ситуация выглядит наоборот: необходимость в качественном и квалифицированном регулировании отрасли значительно возрастает Данная система не в полной мере адаптирована к функционированию в рыночных условиях, а ее решения часто обусловлены краткосрочными конъюктурными, порой текущими задачами, а не объективными экономическими принципами регулирования рыночных процессов.

В антимонопольном регулировании пока еще не создана эффективная система мониторинга рынка электроэнергетики и антимонопольного регулирования. И здесь организационных и аналитических возможностей ФАС России, по мнению ряда авторов, явно недостаточно. [12, с.16]

Слабость и низкая эффективность государственного регулирования, по мнению ряда авторов, выступает ключевой проблемой российской электроэнергетики, как и большинства инфраструктурных секторов экономики и промышленности. [4, с.5] Чем более либерализированной становится экономика страны, тем сильнее она нуждается в эффективных государственных регуляторах.

Система и функции органов тарифного регулирования электроэнергетики практически не изменились в процессе перехода от командно-административной к конкурентной модели электроэнергетики, следовательно, возникает объективная потребность и необходимость в их определенной переориентации.

4. Утрата в существенной степени стратегического управления развитием электроэнергетики страны. За прошедшие годы потеряна старая (действовавшая в условиях директивной плановой экономики) и не создана новая система управления перспективным развитием электроэнергетики. В отрасли, в отличии от международных аналогов, нет эффективно работающей системы формирования и согласования инвестиционных программ хозяйственных субъектов, в которых решения по отдельным субъектам были бы увязаны с общей ситуацией в отрасли в целом. В этой связи возникает значительная неопределенность по целому ряду ключевых показателей.